Раззудись, плечо, размахнись, рука
Так я познакомился с Зинаидой Павловной Мужикиной, передовой работницей прессового цеха ЛЭТЗ, профсоюзной активисткой, критических выступлений которой на предприятии побаивалось и цеховое, и профсоюзное начальство.
Большую физическую силу Зина почувствовала очень рано, когда вместе с отцом вывозила с отведенной делянки, расположенной в четырех километрах от села, тяжелые санки с дровами, сухостоем, который отец по весне жег на уголь. Затем вместе с дочерью он грузил его в завозню, и они пятнадцать километров тащили огромную лодку против течения на бечеве до Лыскова. Упиралась в основном двенадцатилетняя Зина, так как отец не отличался крепким здоровьем.
С четырнадцати лет, уже давно работая в колхозе, Зина, тогда Осягина, стала по зимам трудиться в лесу – по пояс в снегу пилила огромные сосны, грузила бревна на машины и трактора. В семнадцать лет крепкая, плотного телосложения девушка начала устанавливать рекорды в селе, не побитые до сих пор. На погрузке плашника, толстенного, двухметрового, который поднимали четверо мужчин, Зинаида справлялась одна, и уязвленному сильному полу ничего не оставалась делать, как цедить сквозь зубы, что у них «не лошадиная сила».
Удивляла Осягина мужчин и на погрузке картофеля в баржи. Кроме нее, женщин здесь не было, так как приходилось с утра до ночи таскать 60 70-, а иногда и 100-килограммовые, так называемые «крапивные», мешки. Чтобы ускорить погрузку, Зинаида однажды предложила носить сразу по два мешка.
— Давай, начинай, — засмеялись грузчики, — а мы посмотрим!
И положили на плечи Осягиной две ноши общим весом минимум сто двадцать килограммов. А идти нужно было со склада по мосткам, которые уходили круто вверх, так как баржа была немецкая, с высокими бортами. Затем нужно было спуститься в трюм. Когда Зинаида отнесла мешки и поднялась наверх, испугалась – у склада, глазея на нее, везде толпился народ. Оказалось, все прибежали посмотреть на «стахановку-рекордсменку».
Старожилы Красного Яра вспоминают, как их землячка, после того как ее раззадорили, вырвала из земли и подняла вверх на вытянутых руках большой валун, который с незапамятных времен лежал на Басовой поляне, как рывком вытащила завязшую и упавшую в глинистую колею корову, как крутила на плечах повисших на березовой плахе с обоих ее концов увесистых подружек. Зинаида приметила этот номер цирковых силачей, заглянувших однажды в заволжское село.
И за силу, а главное, за честность и справедливость, пользовалась Зинаида Павловна в родном селе большим уважением. Ее неоднократно избирали депутатом сельского и районного советов, и она делала все, чтобы выполнить наказы избирателей. Во многом благодаря ее настойчивости, пробивному характеру в Красном Яре по-строили мост через речку, начали возведение новой начальной школы, капитально отремонтировали клуб, перенесли на новое место пекарню, восстановили ряд колодцев.
Так, наверно, и жила бы Зинаида Павловна, вышедшая замуж за мастерового парня Евгения Федоровича Мужикина, в красивом заволжском селе, если бы у передовой колхозницы согласно какому-то дурацкому закону не обрезали… усад. Обида подхлестнула на переезд в Лысково, где супруги построили большой дом, ставший впоследствии благодаря мастерству мужа музеем под открытым небом – до того хорошо он украсил его сказочными фигурами, дивными узорами.
И в Лыскове Мужикина не стояла в стороне от общественных дел. Добивалась, чтобы сделали плотину через глубокий овраг, разделяющий поселок кирпичного завода и «козий городок», где жила ее семья; провели сюда газ, воду, сделали дорогу с твердым покрытием, пустили автобус.
Последний раз Мужикина «тряхнула стариной» в семьдесят два года, когда ей из магазина доставили чугунную ванну и оставили у крыльца. Муж к этому времени уже умер, две дочери своими семьями жили в Нижнем Новгороде, и Зинаиде Павловне пришлось втаскивать «чугунину» и определять ее на место самой. Ничего, управилась… А в ноябре прошлого года отметила Мужикина свое восьмидесятилетие.
Конечно, жаль, что в те далекие 1970-е годы женская тяжелая атлетика не была олимпийским видом спорта, а то бы наверняка быть лысковчанке чемпионкой самых престижных соревнований. Но это была бы уже совсем другая история.
Александр АСАДУЛЛИН.
-
г. Лысково.