Posted in Увлечения
04.04.2013

История пишется кистью и красками

— Вернутся домой усталые, да еще забуксуют где-нибудь, перепачкаются, — вспоминает мама Вера Михайловна. — Но возвращаются всегда такими счастливыми! И такую красоту привезут.

Обе дочери Туляковых стали художницами. «Как папа» — эту фразу они повторяли с детства. «Рисую как папа», — с гордостью говорила маленькая Таня, держа в руках кисть и надев на пальчик крошечный этюдник, который смастерил Владимир Юрьевич. Слово «этюдник» девочка выговорить еще не могла и говорила «утюдник».

Девочки выросли. Старшая, Екатерина, живет в Выксе, младшая, Татьяна, осталась в Ардатове. Обе — педагоги (кстати, участницы областной программы поддержки молодых специалистов). Татьяна Владимировна Тулякова обучает ребятишек в местной школе искусств. Но и сама еще учится — в Санкт-Петербурге в знаменитой Репинке, государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

В Ардатовской школе искусств стены украшены работами Татьяны: натюрморты, пейзажи, портреты ее учеников.

Это меня удивило, не каждый художник берется за детский портрет — писать детей сложнее, чем взрослых.

— Да, сложнее, — говорит Татьяна. — Они же непоседы, долго сидеть на месте им трудно. Зато писать ребят гораздо интереснее. Взрослый, как нужно, так и сядет, какое нужно лицо, такое и сделает. А дети, они же искренние, эмоций не прячут. Хотя еще раз говорю, позировать им трудно. Помню, я маленькая была, папа мой портрет писал. Так мама сидела рядом и вслух сказку читала.

Пейзажи Татьяны Туляковой легкие, прозрачные, будто ей удалось написать сам воздух. Вот корявое дерево, покосившийся забор — казалось бы, где тут красота? Но смотришь на этот деревенский пейзаж и понимаешь, что мир прекрасен.

— Это наша Березовка, — улыбается художница, — у нас там дом, дача. Очень красивые места.

Оказалось, эта хрупкая девушка — настоящий пчеловод. На даче у Туляковых стоят ульи. И Татьяна запросто управляется с жужжащими питомцами. Сама рои собирает и всю другую пчеловодческую работу с удовольствием делает. Сестра больше любит растения, а пчелы — забота Татьяны.

— С пчелами просто отдыхаю душой, — объясняет она свое несколько необычное для молодой девушки, да еще художницы увлечение. — Пчелы — это особая атмосфера, аура… Это спокойствие и умиротворение.

Еще Татьяна Тулякова пишет церкви. Закрытые в 1930-е годы, храмы теперешнего Ардатовского района частично восстанавливаются. Другая же часть уходит в небытие, разрушается. Их-то и старается запечатлеть Татьяна.

— У нас в районе есть церкви XVII – XVIII веков, — говорит она. — Некоторые в таком состоянии, что восстановить, наверное, невозможно. Мне хочется успеть изобразить их, пока не рухнули. Например, есть у нас деревня Дубовка. Такая там церковь красивая! Она даже еще под куполом. Но сколько простоит… Или в Александровке. И деревни-то уже нет, а церковь стоит. Она конца XVII — начала XVIII века.

Вот так Татьяна Тулякова пишет историю. Кистью и красками. Историю брошенных сел, осиротевших церквей, деревни, где березы и ульи, историю непосредственных детских радостей и, по большому счету, историю своей жизни.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото Александра КУРИКОВА.

г. Ардатов.