Операция в Вольфшанце: охота на Гитлера
Смерть одного из основных действующих лиц покушения на рейхсканцлера Германии Адольфа Гитлера в июле 1944 года в его восточно-прусской ставке вновь всколыхнула интерес к событиям тех дней. Поражает даже не сам факт заговора с целью устранения идеологического лидера Третьего рейха, а его масштабы и число участников с генеральскими погонами.
-
Операция, разработанная и воплощенная в жизнь Клаусом фон Штауффенбергом и его ближайшим окружением, стала логичным завершением череды заговоров, направленных против рейхсканцлера Германии в середине сороковых годов прошлого века.
Поражение ради избавления
В отношениях Адольфа Гитлера и его генералов всегда в определенной мере присутствовали недоверие и недопонимание. Начиная с 1936 года, принесшего с собой оккупацию Германией демилитаризованной Рейнской области, высшие военные чины из окружения фюрера зачастую выражали свои сомнения по поводу некоторых действий своего непосредственного руководителя. Позиции сторон в течение ряда последующих лет расходились по вопросам военной помощи Испании, присоединения Австрии и Чехословакии, отношений с Англией и Францией, агрессии в отношении Польши. Вынужденный изначально пойти на определенные уступки, в дальнейшем Гитлер увидел в действиях своих многоопытных генералов чрезмерную осторожность, идущую вразрез с его имперскими планами.
После начала Второй мировой войны (сама идея которой также была встречена многими приближенными к Гитлеру высшими военными руководителями крайне скептически) оппозиционные настроения в германской армии и обществе лишь усилились. Чего стоит лишь одно высказывание генерал-полковника вермахта фон Гаммерштейн-Экворда, заявившего, что Германия должна потерпеть поражение в войне с СССР только для того, чтобы избавиться от нацистов.
Поражение немецкой армии под Москвой активизировало антигитлеров-ские настроения внутри государства.
Одна за другой возникали группы, ставившие своей основной задачей свержение действующей власти, изменение выбранной стратегии или полное прекращение губительной для Германии войны. В число руководителей оппозиционного движения вошли такие известные и влиятельные личности того времени, как генералы фон Тресков, Ольбрихт, Штифф, Вагнер, Линдеман, фон Штюльпнагель и Бек.
Идеей смены политического или военного курса были охвачены высокопоставленные немецкие военачальники из групп армий «Юг» и «Центр», резервных сил в Берлине, вермахта и абвера, частей, базирующихся во Франции и Норвегии. Общественную оппозицию, объединившую интеллигенцию, крупных промышленников и банкиров, возглавлял крупный экономист и грамотный управленец Карл Герделер. В течение 1941-1942 годов разрозненные военные и общественные антигитлеровские ячейки всеми силами старались объединить свои усилия, продолжая вести активную работу по привлечению в свой лагерь новых единомышленников из числа представителей элит.
Именно эта многолетняя кропотливая организованная деятельность противников действующей власти, подстегиваемая поражениями немецких войск под Курском и Сталинградом, легла в основу идеи приложения к секретному плану «Валькирия» и покушения на Адольфа Гитлера, организованного 20 июля 1944 года в его ставке «Вольфшанце».
«Вольфшанце» – логово зверя
Затерянное среди озер и болот в отдаленной и труднодоступной местности, «Волчье логово» являло собой масштабный комплекс из восьми с лишним десятков бункеров и сооружений, окруженных несколькими рядами колючей проволоки, сторожевыми вышками и минными полями. Всего с 1941 по 1944 год Гитлер провел здесь около 800 дней, корректируя отсюда действия армии на Восточном фронте и на территории СССР.
Именно в этом лесистом месте, куда трудно попасть и откуда еще труднее выбраться, заговорщиками было решено совершить убийство рейхсканцлера, подорвав две самодельные бомбы. Основными идеологами этой антигитлеровской группы, созданной Клаусом фон Штауффенбергом, являлись он сам, полковник Мерц фон Квирнгейм, генералы Хельмут Штифф и Хеннинг фон Тресков. Последний, подчеркивая важность планируемого ими события, утверждал, что это единственный путь спасения Германии от величайшей в ее истории катастрофы.
Физическое устранение Гитлера в «Волчьем логове» должно было стать сигналом к крупномасштабным действиям в Германии и оккупированных ею государствах Восточной Европы, призванным к смене действующего режима и последующему подписанию мирного договора.
Алгоритм действий был разослан вольным и невольным участникам заговора в виде секретного приложения к уже существующему плану «Валькирия», разработанному немецкими властями на случай чрезвычайной ситуации внутри страны или за ее пределами.
Первая проблема при реализации задуманного состояла в том, что командование не всех военных округов, получивших это предписание, было в полной мере посвящено в планы заговорщиков. Во-вторых, требовалось на некоторое время, во избежание принятия сторонниками фюрера контрмер, ограничить связь между ставкой в Растенбурге и Берлином, которые соединяла прямая телефонная линия. Третья сложность состояла в возвращении фон Штауффенберга в столицу рейха, для осуществления контроля за выполнением плана «Валькирия», сразу после успешного проведения операции.
Момент истины
Наученные опытом сорвавшихся попыток 6 и 15 октября, заговорщики определили новую, окончательную, дату покушения — 20 е число того же месяца. Изначально задействованный в плане по ликвидации рейхсканцлера в качестве исполнителя, несущего на своем теле «заряженный» пояс, Эвальд-Генрих фон Клейст, с известия о кончине которого и началось повествование, был впоследствии заменен на Клауса фон Штауффенберга, который должен был самостоятельно доставить и установить в необходимом месте портфели с бомбами.
И вновь череда случайностей нарушила планы. Время совещания было перенесено на 30 минут, местом его проведения было выбрано деревянное наземное строение вместо запланированного ранее бетонного бункера, а также была сокращена длительность доклада самого исполнителя покушения. Портфель, поставленный фон Штауффенбергом в двух метрах от Гитлера, был перемещен штабным офицером за деревянную тумбу, ставшую естественной преградой между ним и Гитлером. Вторая бомба не была активирована по причине спешки и убогости исполнителя, потерявшего на войне глаз, одну руку целиком и три пальца на другой.
В 12.42 в «Вольфшанце» прогремел оглушительный взрыв, повлекший за собой гибель четырех офицеров гитлеровского штаба и ранения разной степени тяжести у остальных участников военного совещания, в том числе у самого рейхсканцлера, получившего ожоги, осколочные ранения и контузию. Фон Штауффенберг и его адъютант, покинувшие ставку перед взрывом, успешно выехали за пределы зоны оцепления и прибыли в Берлин, будучи убежденными в успехе акции.
В соответствии с планом операции «Валькирия» идеологи переворота стали отправлять стенограммы командующим всех военных округов с требованием подчиниться новому руководству. И здесь была совершена последняя, роковая ошибка. Одна из стенограмм была отправлена прямо в растенбургское «логово» Гитлера, из нее он лично узнал о попытке государственного переворота в Германии.
Остается лишь предполагать
В результате провала «заговора генералов» Германия погрузилась во тьму казней и репрессий. Всего через повешение и расстрел было ликвидировано около пяти тысяч участников заговора. Многие из них приняли мучительную смерть — их удавили рояльными струнами. Еще семь тысяч человек были отправлены за решетку.
Наказанию подверглись и родственники оппозиционеров: взрослые ссылались в концлагеря, дети отправлялись в интернаты. Выжить удалось немногим, из числа же непосредственных участников покушения — лишь Эвальду-Генриху фон Клейсту.
Повернись фортуна лицом к фон Штауффенбергу и его людям, возможно, будущее войны и Германии сложилось бы иначе. Может быть, к власти пришли бы антифашистские силы, которые подписали бы еще в 1944 году мирный договор, позволивший сохранить миллионы человеческих жизней, и начали демилитаризацию страны, не доводя ее до полного разрушения. Вероятно также, что ближайшее окружение Гитлера смогло бы сохранить за собой власть, спровоцировав начало гражданского противостояния. История пошла избранным путем, нам остается лишь предполагать…
Сергей ВАСИЛЕНКОВ.
(pravda.ru)