25.03.2013

Победит ли Минин гидру?

Наверное, вы уже догадались: гидра в этом представлении символизировала проект подъема воды в Чебоксарском водохранилище и компанию «Русгидро», которая его продвигает, а Минин и Пожарский — нижегородцев, которые выступают против него.

День действий против плотин имеет и другое название — день действий в защиту рек. Идея протеста возникла 15 лет назад в Бразилии, где впервые встретились люди из разных уголков планеты, пострадавшие от строительства крупных плотин. К слову, за последние полвека в мире в результате их строительства было переселено, по разным оценкам, от 30 до 60 миллионов человек. В этом году речные активисты вышли на улицы с девизом «За реки, воду и жизнь!» в 63 странах мира. Нижний Новгород стал точкой на карте протеста.

Активисты экологического центра «Дронт», координационного центра движения «Поможем реке» и движения «Изменим мир», устроили пикет против подъема Чебоксарского водохранилища. Поддержать их приехали жители Дзержинска, Бора и Кстова. Неравнодушные горожане принесли письма против «отметки 68», а случайные прохожие толпились вокруг стола, где проходил сбор подписей.

Руководитель эколого-краеведческого кружка Дворца детского и юношеского творчества города Кстова Надежда Митрофанова привезла на акцию своих учеников. Девятиклассник Максим Резчиков с другом нарисовали плакат в защиту болот Шавы — особо охраняемой природной территории, которая может по-страдать в случае поднятия воды в водохранилище.

— Не забуду того потрясения, когда, будучи студенткой, отправилась в поход по левому берегу Волги, — рассказывает педагог. — Как раз тогда территорию готовили к пуску водохранилища. Мы видели, как вырубались огромные деревья, видели Макарьевский монастырь, исцарапанный льдами, — в ту весну был сильный паводок, некоторые дома на берегу были разрушены. А после затопления из воды торчали кустики, их можно было видеть, проплывая на «Метеоре», это были верхушки высоченных деревьев…

Похороним проект?

Еще раньше, до начала уличных акций, в областном Законодательном Собрании прошло заседание за «круглым столом», посвященное проблемам влияния плотин на реке Волге. И тема подъема воды на Чебоксарской ГЭС звучала здесь не так эмоционально, но не менее остро.

— Вчера в Москве в Государственной Думе министр экологии и природных ресурсов РФ Сергей Донской оценил проект как неоправданный и экологически рискованный, — рассказывает вице-спикер регионального парламента Владислав Егоров. — Министр заявил, что, цитирую, «затраты, которые озвучивает «Русгидро», экономически не обосновываются. Зачем тратить сотни миллионов долларов, а в результате получить минимальный экономический эффект и огромные экологические проблемы?» Если на федеральном уровне звучат такие оценки, значит, мы достучались. Это результат согласованной работы Республики Марий Эл и Нижегородской области — губернатора Валерия Шанцева, Законодательного Собрания, общественных организаций, научного сообщества и жителей.

Кстати, однозначно негативную оценку проекту дала и Общественная палата России. Однако бить в литавры рано. Проект уже подан на госэкспертизу, которая состоится в течение трех месяцев. Она рассмотрит влияние возможного подъема уровня водохранилища на особо охраняемые природные территории. Остальной ущерб, в том числе от переселения людей и затопления территорий, видимо, оценит специальная группа, которая будет создана в Минэкономики. После этого уже ближайшим летом состоится еще одна — главная — госэкспертиза, на которой примут окончательное решение. Если оно будет не в пользу нашей области, то сделать что-то для спасения от «68-й отметки» будет практически невозможно.

— Мы добились того, что нас начали слышать, — говорит руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. — Сейчас, когда развязка близка, мнение населения может сыграть решающую роль. Тысяча индивидуальных писем, отправленных на имя президента, способна похоронить проект.

Водохранилище как слоеный пирог

Участники заседания за «круглым столом» говорили и о последствиях подъема воды до отметки 68 метров. Остановимся только на одном любопытном факте. Считается, что увеличение площади мелководий, которое произойдет в результате повышения уровня водохранилища, приведет к ухудшению качества воды в реке. Новые данные позволяют увидеть этот вопрос в несколько ином свете.

— Современная наука говорит о том, что равнинные водохранилища расслоены по плотности в летнее время, — рассказывает доцент Нижегородского архитектурно-строительного университета Александр Иванов, который вместе с коллегами разрабатывает методики для оценки ущерба, который могут нанести проекты, подобные повышению уровня воды на Чебоксарской ГЭС.

Это означает, что верхний слой воды, где бы он ни находился — около Чебоксар или Нижнего Новгорода, живет независимо от нижнего. Получается, что в это время мелководье везде, по всей площади водохранилища. Развитие сине-зеленых водорослей будет особенно интенсивным ближе к плотине и там, где скорости течения, энергии потоков не хватает для перемешивания воды.

— Повышение уровня Чебоксарского водохранилища приведет к тому, что устойчивое расслоение станет почти таким же, как в Куйбышевском водохранилище (самом крупном на Волге. — Авт.), где качество воды — одно из самых проблемных в Волжском бассейне, — подвел итог ученый.

Плотины не вечны

В памяти очень четко сохранилось впечатление, полученное во время поездки на поезде через всю страну. Где-то в Сибири, неожиданно проснувшись, я выглянула в окно. В предрассветных сумерках матовое небо почти сливалось с водой, которой не было ни конца ни края. Ощущение было фантастическим — казалось, что поезд стремительно летит прямо по бескрайней, спокойной морской глади. На самом деле он шел по дамбе Братской ГЭС через Ангару.

Большие плотины действительно выглядят грандиозно. В прошлом веке к их строительству относились как к прорыву, достижению, которое позволяло решить многие государственные задачи. Наверное, именно поэтому из более чем полутора сотен крупнейших рек мира только треть не имеют дамб или других сооружений на своем главном русле. В Европе же только одна большая река — Печора в России — остается свободной от истока до моря. С тех пор отношение несколько изменилось — в некоторых странах мира от равнинных водохранилищ стали отказываться. По данным Всемирной комиссии по плотинам, большие плотины и вовсе, как правило, не оправдывают вложенные средства.

Так вечны ли они? По словам доцента Александра Иванова, в нашей стране на крупных проектах стадия ликвидации обычно забывается. Однако ничто не вечно под луной — срок эксплуатации подобных сооружений примерно 50 лет. Видимо, задуматься, что с ними делать дальше, рано или поздно придется.

— В США многие плотины — некоторые из них начинали строить еще в начале XX века — уже не выполняют свои задачи, — о том, как решают эту проблему в мире, рассказала координатор общественного движения «Поможем реке» и Российской сети рек Елена Колпакова. — Есть прогноз, что к 2020 году 85 процентов плотин в этой стране достигнет критического возраста. Встает вопрос: что делать? Часть из них было решено демонтировать — за последние 50 лет в Штатах было ликвидировано 600 плотин. Речь идет в том числе и о масштабных проектах. Например, планируется спуск водохранилища Глен Каньон на Колорадо. Высота этой плотины — 176 метров над уровнем реки.

При этом решение о ликвидации нередко принимают сами владельцы. Американцы, как известно, неплохие бизнесмены. Они подсчитали, что когда экономическая эффективность водохранилища снижается, то выгода от демонтажа плотины превышает расходы. При этом хочется отметить одну показательную деталь. При спуске водохранилищ учитывают в том числе «нерыночную ценность» — удовольствие, которое будут получать рыбаки от ловли рыбы, а туристы — от отдыха на живой реке.

Анастасия СЕРГЕЕВА.