Пока всего лишь версия…
Казалось, все просто: достаточно было выяснить, сколько раз Левитан был в Нижнем Новгороде и как он мог встретиться с Дмитриевым.
Три раза Левитан был в Нижнем, но с фотографом не встречался. А в четвертый свой приезд он сразу же поехал в ателье, как будто уже был давно знаком с Дмитриевым. Поиск зашел в тупик, и нам приходится высказывать лишь версии, которые могли иметь реальные основания. Продолжим!
Тайна остается
Итак, летом 1895 года Исаак Ильич Левитан вместе с председателем ярмарочного биржевого комитета Саввой Тимофеевичем Морозовым приезжают в Нижний Новгород. Ничего удивительного нет в том, что художник и крупный промышленник приехали вместе. Они давно дружат, и Савва вместе с младшим братом Сергеем избавили художника от многих бытовых и материальных забот.
Савва Тимофеевич отправился на Нижегородскую ярмарку по служебным делам, а Исаак Ильич, взяв извозчика, двинулся в город. Вечером они должны были вместе отправляться на Каму в имение Морозова.
Левитан, не задерживаясь, поспешил на Осыпную улицу в фотоателье Максима Петровича Дмитриева.
Фотограф встречает художника как дорогого гостя, тут же в гостиной появляется мольберт, и Левитан на куске картона углем изображает осенний пейзаж. На переднем плане заросший бурьяном овраг, вправо от него пригорок, на котором разбросано несколько небольших деревьев. Листва опала. Небо закрыто густыми черными тучами…
Максим Петрович в знак благодарности дарит художнику портрет, историю которого мы и пытаемся разгадать.
Давайте еще раз внимательнее рассмотрим его. Для Максима Петровича Дмитриева он нетипичен. Фотограф любил делать обстоятельные академические портреты. Свои модели он усаживал в дорогие резные кресла и обязательно за резной столик, на котором лежали книги в богатых переплетах. Портрет всегда снимался на фоне богатого декора.
А что здесь? Левитан сидит на простеньком венском стуле из набора обычной дачной мебели. Фона у снимка нет. Заметно, что фотограф над ним поработал при печати, убирая все лишние детали. Предположить можно одно: портрет снимался где-то на веранде, других условий для съемки просто не было.
В 1900 году после смерти Исаака Ильича Левитана Дмитриев выпускает памятную открытку «Левитан на этюдах». Вот здесь и кроется загадка «скороспелого» портрета. Левитан на открытке второй справа, он садится в лодку. У него есть помощник, который помогает ему загрузиться. Два гребца готовы переправить художника на другой берег. Заметно, что Левитан в той же самой одежде, что и на портрете. Снимки явно сделаны в один день, но где?
А что если предположить, что в любимом левитановском Плесе. Могло ли быть такое?
Случайная встреча?
Летом 1895 года редактор журнала «Фотограф-любитель» А. Лавров призывает всех фотолюбителей, живущих на берегах Волги, а также всех желающих заняться фотолетописью реки. Иногда ошибочно считается, что именно с этого призыва Максим Петрович Дмитриев и отправился путешествовать по Волге и снимать свою знаменитую фотосерию от верховьев до устья реки. Это не так. Вряд ли бы он в одиночку, без финансовой под-держки сдюжил такое огромное путешествие.
И вот с этого момента в нашем повествовании появляется еще один очень важный персонаж. Годом раньше фотографу Дмитриеву предложил волжское путешествие Андрей Павлович Мельников — сын писателя Павла Ивановича Мельникова-Печерского. Он задумал составить «Путеводитель по Волге» и договорился об этом с Казанским округом путей сообщения, который и предоставил в распоряжение Мельникова казенный пароход. Забегая вперед, скажем, что путеводитель этот по финансовым причинам не вышел, но начало большого путешествия по Волге положено.
Логично предположить, что в путешествие по реке Максим Петрович Дмитриев отправился с Андреем Мельниковым, ответственным за вверенное ему судно.
Добрались они и до Плеса
Но был ли здесь в это время Левитан?
Биографы сообщают, что весной 1894 года Левитан ездил за границу. Сколько длилась эта поездка, неизвестно, но Левитан ею остался недоволен. Работал он мало. Вполне возможно, что он в конце мая был уже в России. В первых числах июля художник отправляется на дачу в Тверскую губернию. Так что было «окно» — июнь. По Волге еще гуляет свежий ветерок, она только-только вошла в свои берега.
К сожалению, ни Дмитриев, ни Мельников не оставили нам дневниковых записей своего путешествия, но остались фотографии. Одну из них мы и воспроизводим: «Переправа. Плес». Именно этот снимок нигде не публиковался. Есть вариант покрупнее, вот он, как правило, и входит в дмитриевские альбомы. А нас интересует этот вариант, более общий.
Вам ничего не напоминает лодка, стоящая поодаль справа? Компьютер помог увеличить фотографию. Среди гребцов на весельном пароме хорошо просматриваются фигуры гребцов, сидевших в лодке. Мог Дмитриев попросить их позировать? А почему бы и нет?
Требуется доказать
Это наша первая версия — случайная встреча. Но вот в чем загвоздка: в летописи Плеса появление Левитана зафиксировано только дважды. Последний раз в 1890 году. Между тем он продолжает работать над циклом картин, замыслы которых родились на Волге, в Плесе. Давно начата, но не окончена картина «Свежий ветер. Волга». Первый эскиз сделан в 1890 году. В альбомах появляются наброски расшив, барок, несколько вариантов компоновки будущей картины. Он принимается писать ее, но что-то не выстраивается. Может быть, несколько померкли волжские впечатления. Их надо освежить.
Глядя на окончательный вариант картины, понимаешь, что такой мощи реки он бы в Плесе не увидел. Там тихая гладь и спящие затоны. Пароход занимает полреки и не кажется игрушечным перед гигантскими хлебными расшивами. Да и какие гигантские расшивы в Плесе? Конечно, Левитан отправился бы в любое место на Волге, но куда? Не будем забывать, у него есть этюд «Вид на Нижний Новгород», который мы публиковали в прошлом выпуске «Краеведа». Вот он, простор для свежего ветра, вот мощь Волги…
Стоит сравнить этюд с картиной, и схожим видится колорит, который выбрал Левитан для летнего дня с прорвавшимся с севера холодным ветром.
Мог ли, скажем, Левитан задумать поехать в Нижний Новгород и поработать там над картиной?
Говоря современным языком, легко! Здесь у него жил хороший друг по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества — Андрей Мельников. В прошлые приезды Левитана, возможно, его не было в Нижнем, и художник, зная это, всякий раз миновал город. На этот раз он был в городе, да еще и задумал грандиозную экспедицию по Волге.
И здесь возникает догадка: а не в Нижнем ли подсел Левитан на «казенный теплоход» и отправился в плавание в компании Мельникова и Дмитриева? Плавучая ночевка была ему обеспечена, художник не квартировал в Плесе. Поэтому его приезд остался неизвестным.
Из экспедиции по Волге Дмитриев привез десятки негативов. Самая большая съемка была, пожалуй, в Плесе. Опять же, случайно ли это? Точка съемки на многих снимках совпадала с ракурсом, выбранным Левитаном для своих картин. Вряд ли Максим Петрович Дмитриев к этому времени видел все работы Левитана, которые тот сделал в Плесе. Это или совпадение, или сам художник советовал фотографу, откуда лучше смотрятся прилепившийся к берегу Волги маленький городок и сама река. Отбирая фотографии для открыток, Дмитриев отложил в сторону снимки Плеса, напоминавшие пейзажные работы Левитана. Видимо, не хотел, чтобы зрители видели в них повтор картин известного художника, и старый Плес остался в фотографиях, которым суждено лежать в архивах.
У нас еще есть одна версия, которую тоже хотелось бы высказать. Да вы и сами уже, наверное, готовы задать вопрос: кто на открытке, изображающей проводы Левитана на этюды, стоит на носу лодки? Можно ли опознать этого человека? Точно определить, кто это, нам не удастся при всем желании. Оригинал снимка не сохранился, а на открытке лицо слишком забито чернотой. Но если исходить из нашего выбора спутников Левитана, то один стоял у фотокамеры, фиксируя происходящее, а другой помогал Левитану. Значит, это Андрей Мельников? Нам придется обойтись лишь успокоительным доказательством. В воспоминаниях художника Константина Коровина есть пара строк, описывающая внешность Андрея Мельникова: «одутловатый, небольшого роста». Похож?..
И, наконец, четвертая версия, самая правдоподобная. Посмотрите на предварительный и окончательный варианты картины «Свежий ветер. Волга». В первом варианте вода уходит в безбрежное пространство. А корабли укрылись в небольшой бухте, где прячутся от волны. Скорее это море, а там свежий ветер не диво.
Левитану нужна была река, и он отсек безбрежность дальней горой с расположенным на ней городом. Пароходы, город — жизнь реки. Думается, кто плавал на пароходе и, уходя от причала под «Прощание славянки», оглядывался на город от железнодорожного моста, видел совершенно похожий вид, за исключением, конечно, сгинувших в небытие расшив и барок.
А нам говорят, что Левитан не оставил о своем пребывании в Нижнем Новгороде никакого следа.
Пока мы высказали только лишь предположения о том, как могли развиваться события. Ни подтвердить, ни опровергнуть с ходу ничего никому не удастся. Надо искать факты и доказательства. Мы уверены: искать есть что.
Вячеслав ФЕДОРОВ.