07_2013_12-1
Posted in Кругозор
13.02.2013

Пока всего лишь версия…

Нам стало любопытно, что изображено на фотографиях и кто эти люди, которые были посетителями известного в Нижнем Новгороде фотоателье на Осыпной улице?

Иногда ответы на эти вопросы лежат на поверхности, но чаще всего без краеведческого поиска не обходится.

Сегодняшнее название публикации вам покажется странным. Неужели и впрямь фотографии Максима Петровича Дмитриева таят много загадок? Вы не ошиблись…

Тайна портрета

Когда Максим Петрович Дмитриев стал издавать открытки с портретами знаменитостей, сказать затруднительно. Они не отмечены датами выхода. Одно можно предположить, что произошло это после 1896 года, когда на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде к нему в павильон стали заходить именитые гости.

Нет, они не хотели просить тогда еще малоизвестного нижегородского светописца запечатлеть себя. Они шли посмотреть на фотовыставку «Волга и Поволжье», которая была развернута в специальном павильоне фотохудожника. Ну а там уж завязывалось знакомство с просьбой минуточку попозировать перед фотокамерой.

Так вот, многие портретные фотографии, которые впоследствии стали открытками, выполнены в этом выставочном павильоне.

Все выходившие открытки были пронумерованы, и вот открытка за № 7 изображала хорошо известного в то время человека. Его узнаешь сразу – художник Исаак Ильич Левитан.

А вот здесь и возникает главный вопрос: где Максим Петрович Дмитриев сфотографировал художника? На Всероссийской выставке в 1896 году Левитан не был, хотя восемнадцать его полотен выставлялись в залах Художественного отдела. Значит, знакомство с Максимом Дмитриевым на выставке было исключено. Все бы решила дата на портрете-оригинале, но ее там нет.

Значит, знакомство состоялось раньше 1896 года? Выходит, так! Но когда?

Еще в 60-х годах прошлого века искусствовед и историк искусств И. С. Зильберштейн сетовал на «неразработанность биографии Левитана». Ситуация не изменилась и поныне. Биография художника до сих пор пестрит только значимыми событиями. И это можно объяснить объективными причинами. Умирая, художник просил всех своих знакомых сжечь его письма и сам уничтожил все свои записи. Так что биографам остается довольствоваться лишь догадками и косвенными предположениями.

У нас есть документальное свидетельство встречи двух художников, зафиксированное в фотографии, только мы не знаем, где и когда они встретились.

Давайте предположим, что это было в Нижнем Новгороде. Год пока неизвестен. Когда же здесь появлялся Левитан? Пройдемся по его биографии.

Хандра не помешала

Весной 1887 года Левитан оказывается на Волге, в Васильсурске. Казалось бы, глухомань. Но это уездный город, и добраться туда по реке легче легкого. Даже путеводители по Волге в то время рекомендовали непременно посетить Плес, Жигули, Нижний Новгород и Васильсурск. Долгое время биографы ломали головы над выбором художника, пока страстный поисковик Евграф Васильевич Кончин не опубликовал в газете «Советская культура» свою версию произошедшего. На Волгу, и именно в Васильсурск, Левитана сманил его хороший друг и ученик художник Мануил Аладжалов.

Левитан поднялся в высокую гору над Волгой не в лучшем настроении. Вскоре он уже писал Чехову:

«…Разочаровался я чрезвычайно. Ждал я Волгу как источник сильного художественного вдохновения, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно.

И в самом деле, представьте себе следующий беспрерывный пейзаж: правый берег нагорный, покрытый чахлым кустарником и, как лишаями, обрывами. Левый… сплошь залитые леса. И над всем этим серое небо и сильный ветер. Ну просто смерть… Сижу и думаю, зачем я приехал? Не мог я разве дельно поработать под Москвой и… не чувствовать себя одиноким с глазу на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может… Сейчас пошел дождь. Этого только недоставало!»

Несмотря на хандру, Левитан в Васильсурске поработал плодотворно. Десятки написанных им этюдов сохранили облик городка и Волги.

Скрытая временем тайна трагедии Васильсурска — оползень 1979 года — неузнаваемо изменил городишко. Дом, где останавливался Левитан, сполз под гору. А вечный разлив и затопленные по левому берегу леса «обеспечило» Чебоксарское водохранилище.

Но не будем отвлекаться от главной цели нашего поиска. Мог ли Левитан познакомиться с Максимом Дмитриевым в 1887 году? Теоретически — да. Годом раньше Дмитриев получает из канцелярии нижегородского губернатора разрешение на открытие собственного фотоателье. Но Левитан на год с небольшим моложе Дмитриева. Ему 26 лет. На фотографии он выглядит старше. Эта фотография явно не 1887 года.

Да к тому же, отбывая из Васильсурска, Левитан мог не задержаться в Нижнем.

Волга «помирилась» с художником

И все-таки Волга «зацепила» Левитана. Может быть, в Васильсурске навевало ему тоску одиночество, а теперь он отправился в путешествие с любимой женщиной, Софьей Кувшинниковой, которая восемь лет кряду была его музой, и товарищем — художником Алексеем Степановым. Весной 1888 года все трое сели на пароход в Рязани и отправились в плавание по Оке. Биографы художника утверждают, что целью поездки был Плес, но здесь можно и посомневаться.

Есть же воспоминания Кувшинниковой об одном эпизоде, который случился с ними в селе Чулкове, где первоначально решили задержаться художники. Сегодня это Вачский район нашей области.

«…Пробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. Очень уж дико отнеслось к нам население, никогда не видевшее у себя «господ». Они ходили за нами толпой и разглядывали, как каких-то ацтеков, ощупывали нашу одежду и вещи. Когда же мы принялись за этюды, село не в шутку переполошилось.

— Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это и не было бы какого худа?

Собрался сход, почему-то даже стали называть нас: лихие господа…

Все это действовало на нервы, и мы поспешили уехать. Спустились до Нижнего, перебрались на другой пароход и стали подниматься по Волге, но все-таки как-то не тянуло нигде приставать…

Наконец добрались до Плеса».

В творчестве Левитана Плес занимает особое место. Наконец-то они «помирились» с Волгой. Она одаривает его своей красотой. Он пишет восходы, закаты, хмарь пасмурных дней, лунные ночи, скользящие по воде буксиры, лодки у берега, тихие монастырские обители… Кажется, что он не пропускает ни дня, чтобы не написать этюда. Всюду за ним следуют Кувшинникова и Степанов. Пишут то же самое из-под руки, получается хуже. Один из художников, побывавший в Плесе, писал коллегам:

«Видел Степанова и Левитана. Работали много, некоторые этюды у Левитана просто прелесть… У Степанова этюды менее удачны, но тоже две-три вещи чудно схвачены, и он писал все пейзажи».

Однако мы увлеклись творчеством художника и вновь забыли о главном. Похоже, и на этот раз Левитан с Дмитриевым не встречались. Остановка в Нижнем была короткой: с парохода на пароход.

Но у нас есть еще один шанс.

Есть след!

Отправляясь в дальнее путешествие на Сахалин весной 1890 года, Антон Чехов пишет из Нижнего сестре:

«Левитану нельзя жить на Волге. Она кладет на душу мрачность».

Зато когда Чехов вернулся и увидел картины, написанные Левитаном с плесских этюдов, то воскликнул:

— На твоих картинах даже появилась улыбка.

Когда в третий раз Левитан был в Нижнем Новгороде, точно сказать трудно. Есть разночтения: называют и 1889-й, и последующий год.

Скорее всего, это был все же 1890 год. Левитан вновь едет в Плес со своими прежними спутниками. Каким-то образом добираются они до Нижнего Новгорода и затем пересаживаются на волжский пароход. Никаких следов пребывания художников в городе нет. Вряд ли они даже поднимались на гору. Считайте, у них был груз, и немалый: краски, этюдники, мольберты, зонты от дождя и солнца, наконец, чемоданы с одеждой. От такого груза не отлучишься…

Значит, вновь о встрече Левитана и Дмитриева речи быть не может. Вот и последний шанс исчерпан. А как же тогда фотография, откуда она появилась, если это было последнее появление Левитана в Нижнем Новгороде? По крайней мере, долго считалось так. Наш поиск не заканчивается, и своей версии появления фотографии мы еще не высказали. Отвлечемся на другое.

С появлением Интернета наши информационные горизонты заметно расширились. Сейчас не составляет никакого труда отыскать в сетях картину Исаака Ильича Левитана «Вид на Нижний Новгород». Вернее, это даже не картина, а крошечный этюд размерами 9х14,4 сантиметра — с почтовую открытку. Увидеть его можно в экспозиции Новокузнецкого художественного музея, куда он поступил в 1978 году.

Как он попал в такую даль? Да очень просто. Его передал музею старейший московский коллекционер Юлий Владимирович Невзоров, уроженец этих мест. Судя по описанию состояния этюда, он некогда был заключен в рамочку, поэтому по всему небольшому периметру у краев наблюдаются потертости.

А вот как этюд Левитана попал к коллекционеру, навсегда останется тайной. Юлий Владимирович Невзоров не так давно умер в почтенном возрасте. Окажись тогда кто-нибудь из искусствоведов полюбопытнее, мы могли бы знать историю этюда.

К сожалению, о дате его написания сказать тоже ничего нельзя, Левитан ее не проставил. Но, видимо, это было лето 1890 года. Писал он этюд из района Сибирской пристани, скорее всего, с палубы парохода, на котором компания художников направлялась в Плес.

Нам приятно сообщить, что вы, наши читатели, являетесь первыми зрителями неизвестного нам доселе волжского этюда Исаака Левитана. В нашем поиске мы еще к нему вернемся, так что не откладывайте выпуск «Краеведа» далеко.

Итак, мы обнаружили явный след пребывания художника Исаака Ильича Левитана в Нижнем Новгороде. Но разве даст нам успокоение неизвестность с фотографией, сделанной Максимом Петровичем Дмитриевым?

Послесловие, ставшее предисловием

Мы специально скрыли от вас еще один приезд Левитана в Нижний Новгород. Он состоялся летом 1895 года. Вот как об этом сообщал «Нижегородский листок»:

«Вчера, 7 июня, со скорым поездом Московско-Нижегородской железной дороги прибыл в Нижний Новгород председатель ярмарочного биржевого комитета С. Т. Морозов, который, как мы слышали, уезжает пароходом вниз по Волге».

И еще одно сообщение тут же:

«В настоящее время в Нижнем Новгороде гостит известный художник И. И. Левитан, который вчера набросал несколько эскизов нижегородских видов, преимущественно наших древних кремлевских стен.

Левитан, как мы слышали, будет экспонировать свои художественные произведения на Всероссийской выставке 1896 г. в числе членов товарищества передвижных выставок, которые предполагают принять коллективное участие во Всероссийской выставке».

Давно уже журналистам не рекомендуют писать заметки со слухов. Если бы репортеры «Нижегородского листка» спросили знающих людей, то сообщили бы читателям, что Савва Морозов и Исаак Левитан прибыли в Нижний Новгород одним поездом. Больше того, уже вечером они отбыли из Нижнего пароходом в имение Морозова на Каме.

Пока же прямо с поезда Савва Тимофеевич отправился на ярмарку по служебным делам, а Исаак Ильич, взяв извозчика, двинулся в город.

И если бы настырные репортеры проследовали за ним, то увидели бы, как экипаж остановился на Осыпной улице у фотоателье Максима Петровича Дмитриева.

Не исключено, что в витрине фотоателье в это время можно было видеть портрет… Левитана.

Значит, они уже были знакомы?..

Будем считать это послесловие предисловием следующей публикации.

(Окончание следует.)

Вячеслав ФЕДОРОВ.