30.01.2013

Историческая прогулка по саду

Садоводство зародилось в далеком прошлом, на заре человеческой цивилизации,  когда человек, осев на постоянном месте, почувствовал необходимость обустройства мира вокруг себя

Крыжовник моложе инжира

Первым этапом развития садоводства было использование человеком дикорастущих плодовых растений. Считается, что плодоводство взяло свое начало в горных районах, затем оно было перенесено на равнины, в долины и поймы рек.

Основными земледельческими очагами древности являлись египетский, месопотамский, хеттский, среднеазиатский, североиндийский, китайский, мексиканский… И везде возделывались плодовые культуры, подтверждением чему служат древнейшие изображения, археологические находки, письменные памятники.

К наиболее древним плодовым культурам относятся банан, финиковая и кокосовая пальмы, манго, олива, инжир, фанат, виноград. История их возделывания по самым приблизительным оценкам насчитывает 40006000 лет, хотя есть обоснованные предположения о значительно более раннем введении их в культуру.

Примерно за 2000 лет до нашей эры в культуру вошло большинство семечковых, косточковых и орехоплодных пород, ягодные же культуры начали возделываться значительно позднее. Так, например, первые упоминания о культурно возделываемой малине относятся к III веку до н. э., о смородине и крыжовнике стало известно лишь в Средние века. Наиболее молодыми плодовыми культурами являются земляника, введенная в культуру лишь в середине XVIII века, грейпфрут и мандарин, окультуренные в XIX веке, а также клюква, голубика, облепиха и арония, чья история культурного возделывания ведет начало с XX века.

Настоящее чудо света

Родиной большинства известных в настоящее время плодовых культур абрикоса, сливы, миндаля, грецкого ореха, граната, айвы, инжира, вишни, черешни, яблони, винограда считается центр древней эпохи неолита, включавший в себя Палестину, Малую Азию, Месопотамию и Иранское плато.

Во времена Вавилонской империи с ее грандиозными неповторимыми по красоте дворцами и храмами создались все условия для процветания садоводства. Висячие сады Семирамиды считались вторым чудом света и до 1898 года оставались лишь красивой легендой, жившей в поколениях. Но в 1898 году в результате археологических раскопок на месте древнего города Вавилона было найдено множество подтверждений реальности существования этих садов. В целом ряде античных письменных памятников, в древних клинописных табличках времен Великого Вавилона содержались указания на то, каким было это чудо света, как выглядели и были устроены сады.

И все же достоверно известно лишь то, что сады находились в Вавилоне и построил их вавилонский царь Навуходоносор II примерно в 605562 г. до н. э. Мнения ученых о нахождении и устройстве садов сильно различались. Некоторые считали, что сады должны были располагаться на берегу Евфрата, другие утверждали, ссылаясь на древние источники, что сады “висели” над Евфратом на специальном широком мосту, возведенном над рекой.

Археологом Робертом Кольдевеем была предложена реконструкция легендарных садов Семирамиды, известных как одно из семи чудес света, согласно которой над сводами дворца находились террасные сооружения, каждая терраса возвышалась над предыдущей на несколько метров. Основание каждой террасы было выложено балками, устланными тростником, поверх него укладывался обожженный кирпич, а стыки заделывались гипсом. На основания террас насыпали слой плодородной земли, достаточный для того, чтобы на них могли расти деревья.

Вавилонские сады были величайшим достижением садоводства того времени, и до сих пор многие секреты их устройства остаются нераскрытыми. Среди плодовых деревьев наибольшее распространение в те далекие времена получили финиковая пальма, гранат, инжир, шелковица. Основные насаждения этих культур были сосредоточены в междуречье Тигра и Евфрата на плодородных наносных почвах.

Обезьяны в помощь

В Древнем Египте наряду с обычными светскими существовали храмовые плодовые сады, создававшиеся при крупных храмах. В историю вошел сад при храме Амона в Карнаке, существовавший еще во времена правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до н. э. Храмовые сады предназначались в основном для обеспечения храмов маслом, древесиной, плодами и ароматическими травами.

Известно, что позже Рамзес III занимался интенсивной интродукцией плодовых деревьев, и во времена его правления было заложено более 500 плодовых садов. В Древнем Египте были разработаны приемы возделывания плодовых культур при орошении и на землях в зоне орошаемого земледелия, на которых культуры выращивались без дополнительного полива. Для полива плодовых деревьев египтяне использовали шадуфы, особые приспособления типа журавля для доставания воды из колодца. В садах часто создавались особые бассейны с водой для полива растений и поддержания уровня влажности. Для финиковой пальмы древние египтяне практиковали искусственное опыление цветков, виноград выращивали на дугообразных и вертикальных шпалерах, сок из собранного винограда давили ногами, а вино хранили в глиняных кувшинахамфорах.

Известен любопытный факт: за 2000 лет до нашей эры древние египтяне использовали ручных обезьян для сбора урожая плодов инжира. Прирученные животные срывали спелые плоды и отдавали человеку, стоявшему под деревом с корзиной. Древние египтяне также умели защищать урожай в своих садах от птиц, отпугивая их различными приспособлениями.

В конце второго тысячелетия до нашей эры возникла древнеиранская цивилизация с великим Персидским царством. Царь Кир  I считался первым садоводом Персии. Создание сада под названием “Чар Баг” было крупным достижением того времени и оказало огромное влияние на развитие плодоводства древней цивилизации, в том числе и европейских государств.

Персы в плодовых питомниках занимались размножением сортов и интродукцией новых видов плодовых растений, знали различные приемы ухода за деревьями, в том числе по защите от вредителей и болезней. Уже в те далекие времена практиковалась обсадка основных дорог плодовыми деревьями. Иран родина чинары, миндаля, персика, сливы, фисташки и розы.

На живописных миниатюрах часто изображался принц на ковре в тени деревьев (кипариса, чинары, сливы, персика). Сады воспевались, восхвалялись в литературных произведениях.

В поисках вечной
молодости

Индийская цивилизация породила буддизм, при котором началось создание садов при монастырях. Сады Индии славились великолепными цветами и плодовыми деревьями, в них возделывались манго, саловое дерево, сахарная пальма, панданус, бегония, коралловое дерево, олеандр, кадамба… Сады были украшены беседками и бассейнами. Сюжетом многих древнеиндийских мифов является поиск фруктов и цветов, возвращающих молодость мужчинам и женщинам.

При буддизме в Индии существовал культ дерева: сал и плакша были провозглашены священными. Вместе с возникновением новой буддистской религии появились сады при буддистских монастырях в Китае и Корее, а позже в Японии.

В Китае садоводство нашло широкое распространение, главным образом в северных районах страны, на богатых почвах в долинах крупных рек. Уже в середине второго тысячелетия до нашей эры сады занимали огромные территории, в них создавались элементы малой архитектуры с религиозной символикой: мостики, лунные дорожки, галереи, тропинки.

Отраслям сельского хозяйства уделялось большое внимание: свидетельство тому – появление в те времена агрономических пособий, в которых упоминается о севооборотах, об использовании удобрений, правилах посадки деревьев и др. За 4000 лет до нашей эры в Китае возделывали абрикос, были введены в культуру персик, груша, личи. С открытием Америки в странах ЮгоВосточной Азии приобрели вторую родину аннона, папайя, гуайява, позже цитрусовые. В начале XX века в Северном Китае местные сорта яблони были вытеснены американскими.

Мудр был Ярослав

Начало возделывания плодовых растений в России относится к каменному веку. Первые летописные упоминания о плодоводстве на Руси относятся к XXI векам, к периоду княжения в Киеве Владимира Святославовича и его сына Ярослава Мудрого. Большие сады создавались при монастырях, в частности при КиевоПечерской лавре. Позднее они появились в Полоцком, Новгородском, Псковском, Ростовском и Суздальском княжествах. В садах возделывали яблоню, грушу, вишню и малину.

Князь Юрий Долгорукий (XII век) поощрял создание садов в Московском государстве. Самый древний из них располагался на берегу Москвыреки, напротив кремлевского холма. К тому времени относят завоз из Киева во Владимир вишни, на основе которой был создан известный сорт Владимирская. В XV веке возделывание плодовых растений быстро распространилось по Московскому государству, особенно в Москве и ее окрестностях. Многие сады пострадали во время московского пожара в 1495 году. При Иване III был заложен новый сад. Большое значение для развития плодоводства в Русском государстве имело присоединение Астрахани (XVI век), где к тому времени выращивали яблоню, айву и виноград.

В XVII веке славились сады царя Алексея Михайловича в Измайлове и Коломенском под Москвой. В них разводили яблоню, сливу, вишню, грушу, крыжовник, смородину, малину. Под опытный виноградник было отведено 17,5 га. Отдельный участок занимала земляника.

Посадочный материал поступал из Астрахани, Киева и изза рубежа. Царские сады досматривали искусные садовники Назар Иванов, Иван Телятивский, Тихон Андреев. В оранжереях выращивали лимоны, апельсины, персики, абрикосы, виноград и ананасы. Эти растения разводили под стеклом в садах богатых бояр и князей. Кроме царских садов, были также дворцовые сады в Преображенском, Семеновском и других пригородах Москвы. Первым на Руси учебником по садоводству, овощеводству и земледелию был “Назиратель” (XVI век). Много ценных советов по плодоводству содержит “Домострой” (XVI век), в частности по способам прививок, планировке сада, схемам размещения деревьев, расположению пород. Значительный прогресс в развитии плодоводства отмечался при Петре I. По его распоряжениям были заложены сады в Астрахани, Чугуеве, Киеве, Воронеже и других городах.

Укрепление Российского государства в XVII и XVIII веках способствовало увеличению производства плодов и винограда. К середине XVIII века возделывание плодовых и ягодных культур стало частью хозяйственной деятельности многих дворянских имений в средней полосе России. Примерами таких насаждений являются плодовые сады в имениях А. С. Пушкина (Михайловское) и Л. Н.Толстого (Ясная Поляна). Плодовые культуры использовались в крупных садах с правильно разбитыми квадратами и аллеями (садыпарки в Петродворце, Архангельском, Останкине, Кускове, Царицыне).

В конце XVIII века разводили сады в Прибалтике, в Псковской и отчасти в Новгородской губерниях. Начали издаваться сельскохозяйственные журналы, учебники по садовому делу, расширился завоз саженцев из Западной Европы. К концу XVIII века относится “Подробный словарь” Н. П. Осипова, который называли энциклопедией садоводства. В 1801 году А. Т. Болотов закончил первую русскую помологию в 10 томах. В ней были описаны 601 сорт яблони и 39 сортов груши, а также методика помологии. В 1835 году основано Российское общество любителей садоводства, а с 1838 года начал издаваться “Журнал садоводства”. Немалое значение для совершенствования сортимента плодовых культур имели ботанические сады и плодовые питомники при них. К старейшим из них, расположенным на территории бывшего СССР, относится Ботанический сад в Тбилиси, основанный, по преданию, царицей Тамарой в XII веке. В 1812 году Х.Х. Стевен основал в Крыму Никитский ботанический сад с отделом плодовых культур.

В 1860 году Э. Л. Регель организовал плодовый питомник в Петербургском ботаническом саду. В питомниках проведены обширные исследования отечественных сортов народной селекции, размножены лучшие из них, интродуцировано большое количество сортов из зарубежных стран для испытания в России.

Несмотря на древнейшие традиции и богатый опыт, наука о плодоводстве постоянно развивается. Возникают новые знания о биологии плодовых деревьев, совершенствуются методы и приемы выращивания плодовых культур, ведется интенсивная селекционная работа, в результате которой появляются новые улучшенные сорта плодовых культур, устойчивые к ряду заболеваний и вредителей, а также к неблагоприятным условиям произрастания.

Подготовил Виктор АНТИПОВ.