01_2013_5-1
27.12.2012

У нас свои канары

Добровольцы — беспокойные сердца

Несколько лет назад СПК «Доброволец», не выдержав груза долгов, окончательно развалился, оставив без работы жителей и центральной усадьбы в Спасском, и других соседних деревень. Многие тогда поуезжали из села, в котором вдруг не на что стало кормить семью.

Но Нина Лизунова, отдавшая родному хозяйству почти 20 лет, трудясь в должности главного зоотехника, уезжать и не подумала. Но и сидеть без дела, ожидая у моря погоды, Лизунова не привыкла. Вместе с мужем организовала домашнюю ферму. Взяла она в аренду группу в 25 коров и двор, оставшийся от рухнувшего колхоза. Так появилось новое фермерское хозяйство. Сначала справлялись вдвоем с мужем, затем взяли в помощь еще доярку и скотника.

Постепенно к дойным буренкам добавился откорм бычков. И пашня, которой поначалу вообще не занимались, а только подкашивали совхозные поля на корм. Но взяв в кредит первую технику, Лизуновы решили, что не должна земля зарастать бурьяном. Сейчас у них 900 га возделываемых полей

Как только появились первые доходы от молока, выкупила Нина Ивановна в собственность и остальные дворы и склады. Три добротных двора теперь в собственности у фермера. Коллектив в 26 человек.

По евростандарту

Неудивительно, что в пилотном для Нижегородской области проекте создания молочных семейных ферм Лизуновы оказались в числе первых. Решившись на реконструкцию, Нина Ивановна повела стройку с чисто женской обстоятельностью и вниманием к мелочам не только производства, но и быта.

Не секрет, что во многих хозяйствах называют реконструкцией просто закупку современного дойного оборудования. Более рачительные меняют перекрытия, системы вентиляции и навозоудаления, порой — подъездные пути. На этом и фантазия, и желание перемен к лучшему обычно иссякают.

На вопрос о комнате отдыха животноводов, столовой, улучшении бытовых помещений для сотрудников не раз приходилось слышать: «Забудьте вы об этих атрибутах советских времен. Думать надо об эффективности производства. А «красные уголки» никому не нужны, люди все равно стремятся после работы быстрее домой уйти».

Нина Ивановна же, намучившись вместе с людьми по старым и неустроенным скотным дворам, рассуждала иначе.

Конечно, есть в новом дворе и современный молокопровод, и новый холодильник, и корма раздаются не вручную. Тихие, но мощные насосы, экономичная система обогрева, да и помощник-миксер хорошо выручают. Но отличие реконструкции по-лизуновски именно в ощущении уюта и комфорта во всех производственных и подсобных помещениях фермы.

Чисто выбеленные стены и перекрытия зрительно увеличивают пространство. В четырехрядном дворе идеальная чистота — современное навозоудаление тому способствует. В помещении стоит хлебный дух — все полы устланы овсяной лузгой. Отходы с ближайшего зернокомбината лучше всяких опилок. Они ведь, как ни крути, сырые, а у лузги влажность всего 14 процентов, впитывает гораздо лучше.

Открываем дверь из скотного двора в бытовой блок и… попадаем в настоящий городской офис. Здесь даже коридоры отделаны по евростандарту. Сверкающие плиты напольного покрытия, пластиковые панели, мягкий свет.

В бухгалтерии и кабинете руководителя тихо гудят компьютеры. Для сотрудников и посетителей — мягкие диваны, лавок здесь уже не встретишь. Санузел такой, что не в каждом коттедже есть. Горячая вода в любое время суток. Есть и душевая, и даже ванна.

У Нины Ивановны давно заведено, что горячие завтраки и обеды из нескольких блюд подаются прямо на ферме, и это бесплатно. Зачем тратить время на походы домой «за перекусом»? Повар Наталья Говорухина замечательно готовит, радуя коллег разносолами, а в уютной столовой приятно посидеть.

В праздничные дни этот зал преображается, и тогда весь коллектив собирается за столом, зная, что лучшего места для корпоратива, чем своя гостиная, не найти.

Десять лет без отпуска

— Люди в реконструированном дворе хорошо освоились, — гордится сделанным Нина Ивановна. — Тепло, светло, чисто, как не во всяком офисе. Я уже не раз слышала от коллектива, что на работу теперь приятно идти. Да и дворам, пообветшавшим за 15 лет, ремонт на пользу. Молочного блока здесь практически не было — две стены, и все. А тут, где мы сейчас сидим, стояли телята. Стройку вели ровно год. Обошлось это в 17 миллионов рублей. Кредиты, субсидии и молочные, и мясные — все здесь. Что заработали, тоже все вложили.

От вопроса, как ведется сегодня сельхозбизнес (модное нынче словечко), Лизунова только отмахивается. Какой там бизнес, деньги идут только на развитие. Так что современный фермер по Канарам не ездит.

— Мы не только моря не видели за всю жизнь, а даже за 10 лет не побывали ни разу в отпуске, да и нормального выходного не знали, — рассуждает хозяйка фермы. — Но если работать по-другому, то на селе ничего и не будет. И я, и муж практически живем здесь. Даже все, вплоть до домашних тапочек, сюда перетащили. Здесь наши Канары…

Такой же трудолюбивый и весь коллектив. Хозяйство, кстати, и до участия в проекте впору было звать семейным. Рядом с Ниной Ивановной трудятся муж, дочь, зять, сноха, двоюродные братья и более дальние родственники. А те, кто впрямую родней не является, и местные, и из соседнего Вечкусова, влились в дружную семью по «родству» крестьянского трудолюбия. Потому на ферме всегда порядок, в поле тоже никто не отлынивает. Все работу вторым домом считают.

— За все 10 лет не помню случая, чтобы кто-то хотел уйти, — вспоминает Нина Ивановна. — А  сейчас и вовсе речи нет об этом, условия-то наладились. Да они и в худших условиях трудились с полной отдачей. В прошлую зиму сенаж на лошадь вилами грузили, везли и разгружали, с навозом тоже канитель немалая. А сейчас все техника делает. Мужики только ходят и смотрят: все ли так, не надо ли чего поправить. Сами работу ищут.

Доярки сейчас даже на выходные не хотят уходить. Да и я стройку затеяла не для себя, а для людей. Они это оценили и не сетовали, если из-за выплат кредита бывали задержки зарплаты, другие сложности.

Лизунова замечает, что если рассуждать с точки зрения бизнеса, то на сегодняшний день уже половину сотрудников можно бы сократить. Но разве можно это сделать? Все эти годы они честно работали, как же их обидеть?

— Уж лучше реализуем планы по реконструкции третьего двора — увеличим поголовье, обеспечим занятость. Мы решили: пусть зарплата будет чуть ниже, лишь бы коллектив оставить в том же составе, — рассуждает фермер.

В июле будущего года планируется завершить реконструкцию еще одного двора. Поголовье решено увеличить до 400 голов. Но скот будет свой, покупать больше не хотят. Год назад Лизунова уже покупала 15 племенных черно-пестрых нетелей. И хотя дорогое удовольствие (Нина Ивановна говорит, что «выкинули» 1,6 миллиона за 15 голов), на ферме они не прижились. Очень капризные оказались.

— Швицкая порода — самая подходящая для наших условий: кормов, содержания… — убеждена Лизунова. — И надои у швицов неплохие, если правильно кормить. Их не надо перекармливать, иначе все уйдет в мясо, это просто надо учитывать. Ни одну породу нельзя на самотек пускать. Важно делать все по правилам. Теперь посмотрим, как черно-пестрые себя покажут после второго отела.

Лизуновы в этом году приняли на работу осеменатора. Намерены вести племенное дело.

Рук не опустила

Работу с рационом ведут на современном уровне. Нина Ивановна по образованию зооинженер, поэтому все рассчитывает сама. Если лишних денег на добавки нет и приходится использовать те корма, которые сами запасли, то хорошо выручает миксер. На ферме хорошо идут жом, дробина. Но особенно заметно применение полисолей. Опыт прошлой зимовки показал: надои растут.

По масштабам сделанного фермерское хозяйство Лизуновой даст фору иному СПК. Надои — одни из лучших в районе, новый двор попросту уникален, планы развития впечатляют, а рост поголовья убеждает в их выполнимости.

Радостно на душе у фермера от результатов своего труда, хоть год и выдался очень тяжелым.

К трудовым будням добавились проблемы со стороны «крючкотворцев от закона». За последнее время фермеру пришлось пережить несколько проверок, несправедливые обвинения… Но все же рук труженица не опустила. Начавшаяся новая стройка тому подтверждение.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Шатковский район.