46_2012_10-1
Posted in Хозяйство
20.11.2012

Низкий поклон перекупщику

Однако продать удается далеко не все. В селах едва ли не у каждого дома стоят таблички с надписью «Продается…» и перечнем урожая.

— Землей жить непросто, но как в деревне по-другому? — рассуждает Лидия Юматова, у дома которой в селе Водоватове мы и разговорились.

Прямо под окнами добротного кирпичного дома сложен большой курган из капустных кочанов. Тут же и весы — все готово для обслуживания покупателей.

— Прибыль невелика, но все ж есть, — продолжает Лидия Алексеевна. — Летом плохо было, продукция дешевела и дешевела. Сейчас получше. Капусту уже по 6 рублей продаем. У нас с дедом два гектара земли. А всей семьей с детьми обрабатываем 26 га. Все лето без роздыху. Тяжело…

Потомственные крестьяне Юматовы умеют вырастить хороший урожай, а вот сбыт — дело другое.

— У нас, как и у всех, на поле капуста, картошка, — перечисляет Лидия Алексеевна. — Прошлым летом и морковь сеяли, но сейчас не стали — прошлогоднюю еще не всю продали. Дочь вот морковки немного посеяла, на тонну разве, и то никак не может продать.

Осторожно замечаю, что некоторые водоватовцы специально большегрузные грузовики приобрели, чтобы самим ездить и продавать урожай. Вот и специальные крестьянские рынки с недавних пор активно организуются.

— Как-то мы не очень верим, что будет хорошее место на рынке, что будет спокойно и безопасно торговать, — отвечает Юматова. — Многие из односельчан «обожглись» на таких поездках. Мы пока не решаемся.

О прежней организации госзакупок женщина вспоминает с большим энтузиазмом:

— Мы раньше лук растили. Вырастим — везем к приемщику. Сдадим, по какой цене государство решит. Может, и малую цену давали, как сейчас говорят, но ведь всех она устраивала. Раньше и райпо закупало. Сейчас вовсе некому сдать. Вырастили мы урожай, а для кого? Ну купят сколько-то те, кто мимо едет. А нам бы как хорошо, если б можно было сдать овощи сразу все, а не гноить неделями и месяцами возле дома. Летом так и пропала часть капусты, хотя всего по рублю за килограмм отдавали.

Спрашиваю про перекупщиков, о которых столько негативных отзывов, мол, обманывают они крестьян, а сами наживаются.

— Да вы что! Если перекупщики не станут ездить, то совсем беда, куда девать будем выращенное? — ужасается Лидия Алексеевна. — Они, конечно, цену дают не ахти какую хорошую, но ведь без них нам совсем плохо было бы. Перекупщики — спасение. Они приедут — и целую фуру заберут. А кто, кроме них? Государство у нас не закупает. Мы никого из властей не видели никогда, чтоб у нас вот, как вы, газетчики, спросили: как живем, как растим урожай, как торгуем?

Вот так, простыми словами, крестьянка объяснила одну из причин затянувшегося кризиса на селе. Государство в ход реализации продукции «не вмешивается» и оставляет производителя один на один с проблемой сбыта. Парадокс — власть озабочена состоянием дел в сельхозпроизводстве, направляет в село огромные средства, реализует массу гос-программ, помогающих крестьянам, но рынки сбыта продукции и организацию закупок, от которых и зависит экономика села, отдает на откуп частникам, зачастую гражданам других государств.

Конечно, крестьянам требуется целый комплекс услуг по реализации урожая — предоставление торговых мест, оборудования, складских помещений, холодильных камер, транспорта и погрузочных средств. Но если этого не делать, то уже сейчас видно, что даже потомственные крестьяне готовы отказаться от труда на земле, чувствуя себя лишними на рынке.

Одними кредитами село не поднять. Государство должно быть заинтересовано, чтобы продукт попал на прилавок, а не гнил под окнами крестьянской избы.

На мой взгляд, в Арзамасском районе назрела необходимость создания овощного логистического центра для продукции частных подворий и ЛПХ. Нужна структура, котоая проводила бы маркетинговые исследования, находила рынки сбыта за пределами области, заключала договора на оптовые поставки той же картошки в Сибирь или в Среднюю Азию и забирала бы урожай у частников не только своего района, но и всей округи.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Арзамасский район.