Лучшие места — не крестьянам
Все Захаровы делают сами: кормят и поят, доят и навоз чистят, корма заготовляют и пасут. Но надо еще где-то сбыть продукцию! Спасает рынок в Лукоянове. Торгуют Захаровы тоже сами.
А недавно слышу: бросают Захаровы свое хозяйство, ликвидируют домашнюю ферму.
— Всему есть предел. Он и наступил, — ответила Ирина Захарова. — У меня начались проблемы с сердцем. Подорвал здоровье и муж. Поэтому и ликвидируем скот. И не мы одни. От первобытного труда в XXI веке пора уже отказываться. В Европе давным-давно так никто не работает. И сбыт там организован хорошо.
В личном подсобном хозяйстве Елены Кистеневой в селе Симбухове Починковского района птица, лошадь, 50 овец, 31 голова КРС, 12 из них — дойное стадо.
— Держимся, работаем, даже развиваемся. Но очень трудно. Копили-копили деньги на рулонный пресс-подборщик — ничего не вышло. Пришлось брать в кредит. Купили старенький грузовик-самосвал. Даже двор новый деревянный на 20 скотомест построили. Надеялись на государство, на финансовую помощь, на грант, но ничего нам не дали. Для этого надо уходить в фермерство. А это основательные дополнительные расходы: высокие налоги, наем рабочих, зарплата им, отчисления в Пенсионный фонд и т. д. А мы и так еле еле концы с концами сводим.
Да, работать на личном подворье тяжело. Но нелегко и реализовать свою продукцию выгодно. Со сбытом проблемы.
Молоко. Вот уже четыре года в Починковском районе работают пять сельскохозяйственных потребительских кооперативов по закупке молока от населения. У каждого есть транспорт, который объезжает практически все села района. В 2010 году в районе на частных подворьях было 1440 коров, в этом году осталось только 1030. Главная причина — молоко дешево принимают. Поясняет Елена Кистенева:
— В прошлом году все было очень хорошо. И молоко было по 12 рублей за литр, и расчет без задержек два раза в месяц. Теперь – по 9 рублей, и расчета не допросишься. Звонишь — трубку не берут, поедешь сам — денег у них нет.
Закупочные кооперативы с 25 октября принимают молоко по 10 рублей за литр, а сдают по 12 рублей. Два рубля с литра забирают себе: на машину, горючее и запчасти, на содержание кооператива и на зарплату себе. А сдатчикам прибавляют еще по 2 рубля за литр областных дотаций. Итого 12 рублей литр. Много это или мало? Сравните с ценой молока на базаре в райцентре: самое дешевое — 100 рублей трехлитровая банка. В три раза дороже!
Что самое интересное, так дешево было не всегда. В прошлом году, например, молоко закупали дороже на полтора рубля. Люди помнят и дотации в 4 рубля. Как обрадовались тогда селяне: по 14 рублей за литр! Но скоро цены снизились.
В Лукояновском районе от двух кооперативов остался один: в Саврасове. Спасло, наверное, название — «Надежда». Как известно, она умирает последней. Почти три года работает здесь Алексей Одинцов с сыном. Рассказывает:
— Первый год мы собирали в день по три тонны летом, полторы-две — зимой. Сейчас собираем 300 литров. В Пичингушах и Никулине, Саврасове и Лопатине, Крюковке всего по 2 3 головы. Закупочная цена — ниже некуда, но мы повышать ее не можем: все съедают транспортные расходы. Молоко везем за сто километров в Бутурлинский район. В Лукоянове, Гагине, Шатках – не принимают. В перевалочных пунктах в Ивкове и Большой Арати Гагинского района берут мало молока, ждем с утра до вечера, молоко летом киснет. Ни молоко, ни мясо никому не нужны.
— Что надо, чтобы селяне держали коров и сдавали молоко?
— Надо, чтобы человек завел корову или две и был уверен: он молоком и мясом от телят минимум на жизнь себе заработает.
Спрашиваю об этом же сдатчика молока Николая Менькова из Тольского Майдана. Он отвечает:
— Нужны заинтересованность, хорошая цена и отлаженный сбыт. Целый час стоял, ждал молоковоза.
Мясо. Даже колхозы жалуются: скот никто не берет. Председатель СПК «Березники» Гагинского района нашел покупателя стада откормленных бычков только через Интернет: мясокомбинат в далекой Москве. В Нижегородской области мясокомбинаты, выходит, местное сырье не закупают. Только в Лукояновском районе готовы продать мясо ООО «Саврасовское», «Родное поле», «Маломамлеевское».
Когда газета предложила размещать бесплатные объявления о продаже сельхозпродукции с частных подворий и ЛПХ, звонили и руководители сельхозпредприятий, говорили, что в хозяйствах перестаивает скот, некуда продать.
Раньше в села за мясом к частнику ездили перекупщики. Теперь практически не заезжают.
Везет пока Кистеневым из Симбухова. К ним за говядиной машины пока приезжают. Баранину и свинину Елена Николаевна продает на местном рынке. Их там давно знают.
— Места неудобные и самые дальние на базаре для нас остались. Лучшие места — не крестьянам.
Александр КРЫЛОВ.
Фото автора.