Отчего навернулась слеза
Издавна в сеченовских селах выращивают много лука. Вернее сказать, выращивали много. Сейчас объемы, конечно, не те, что выдавали огороды в советские времена. Но все равно сей продукт и поныне производят десятками тонн. Только берите, только покупайте — хороший, качественный, на плодородной земле выращенный.
А кто может закупить? Заезжие коммерсанты? Так с ними как повезет. Если явную выгоду почувствуют от закупки, то заглянут, сколько-то возьмут, при этом точно не наградят сельчанина хорошей ценой.
Главная надежда, конечно, на местное райпо, которое отныне правильно называть филиалом Нижегородского областного потребительского общества (НОПО). За ним остается обязанность заниматься заготовительной деятельностью. И занимается, но в таком количестве закупает, что у сельского жителя остается вопрос: кому бы еще продать?
Кстати, директор Сеченовского филиала НОПО Валентина Сучкова в детские годы сама была занята на семейном огороде как раз на выращивании лука. Вот факт из практики многодетной сельской семьи села Ратова, в которой она выросла. На 20 сотках семья ежегодно выращивала не менее 4 тонн лука. За такое количество проданного получала 2 тысячи рублей. Большие по тем временам деньги. И такое финансовое подкрепление за счет выращенного лука получали многие сельские сеченовские семьи.
А если ныне уже не один год так маются сеченовские сельчане со сбытом лука, да еще по цене 5 рублей за килограмм, то зачем себя истязать? Как мне представляется, присутствует инерция привычки и надежда, что если не в этом году, то непременно в будущем лук снова будет в цене. И люди по-прежнему думают на нем подзаработать. Увы, с былыми заработками не получается…
— А были времена, — спрашиваю Валентину Сучкову, — когда райпо могло закупить у населения все или почти все произведенное на подворье? Тот же лук…
— Были, но в другом государстве — Советском Союзе. Лук мы отгружали вагонами. У нашего райпо даже своя погрузочная площадка имелась при железной дороге в Пильне, — вспоминает Валентина Борисовна. — А еще, помнится, сдавали лук в Мурзицах. Туда специально за ним по Суре приходила грузовая баржа…
Разумеется, в то время в сеченовских селах было больше подворий и практически все предлагаемое на продажу райпо закупало. Сейчас может закупить лишь часть. По той простой причине, что нет большого спроса на отечественное.
Вспомним сетевые магазины, где в изобилии чистейшая и хорошо упакованная морковь, отмытый картофель. Из Израиля, из Голландии. Может, и лук из тех мест.
Из выращенного в сеченовских селах лука в 2010 году райпо смогло закупить только 102 тонны, в 2011 м – 54, в нынешнем – 50 тонн. Это примерно треть от предложения. По цене, уже названной.
Большей, уверяет Валентина Борисовна, дать не можем, поскольку уже есть в продаже лук, откуда-то привезенный, по цене 7 8 рублей за кг. Так диктует рынок, тут уж не о большой прибыли речь, убытков не нажить бы.
Да и закупается лук у сеченовских сельчан только по заявкам райпо других районов. Отправляют в Урень, Воскресенское, на Бор. Порядка 20 тонн берет Бакалдский консервный завод Бутурлинского района. Вот и все адреса.
А еще производит сеченовское село мясо. В основном свиное. Несколько лет назад именно к нему проявила интерес одна нижегородская фирма. Обещала здесь развивать свиноводство, рекомендовала людям наращивать поголовье. Не получилось, инициатива быстро погасла. Так что хрюкающих животных сеченовцы выращивают по-прежнему по мере личных возможностей.
А со сбытом тоже хоть слезу проливай. Случайные закупщики в разовом порядке могут взять крохотную долю. Да и райпо не более того — на общепитовские нужды порядка полутора тонн в месяц, столько же для продажи на местном рынке.
И давно установилось условие, чтобы поросенок не превышал в живом весе 50 60 кг. Жирное мясо спроса не находит. А поросенок именно в таком возрасте начинает интенсивно расти. Не забьешь, так позже не продашь.
В общем, если исходить из 50-килограммового веса поросенка, в месяц райпо может закупить свиней на 60 условных подворьях. Небольшая деревенька получается…
Лет двенадцать назад сеченовские кооператоры закупали свиней значительно больше. Был заключен договор с одним из мясоперерабатывающих предприятий Мордовии. Туда райпо поставляло свиней, оттуда получало колбасу. Но потом предприятие от закупки свиней у сеченовцев отказалось. Видимо, переработчики нашли более дешевое мясо — замороженное и перемороженное импортное. Идет колбаса все в той же красочной упаковке и приносит больше прибыли. Каково ее качество – не всегда производитель тем озабочен.
Вот и Валентина Борисовна удивляется:
— У нас столько земли в сельских районах области, неужели на ней мы не можем произвести хорошую собственную продукцию, чтобы накормить город?
Наше село действительно может дать значительно больше различной продукции — тут, как принято говорить, к гадалке ходить не надо.
Виктор КОМАРОВ.
-
Сеченовский район.