25_2012_12-2
Posted in Краевед
25.06.2012

Стальное кружево

Заявка на привилегию

11 января 1896 года Владимир Григорьевич Шухов подает «заявку на привилегию» (автор­ское свидетельство) разработки ажурной башни. Это была уже не бумажная идея, вычерченная на ватмане, а реальное сооружение. Оно было до гениальности простым и представляло собой однополосный гиперболоид, собранный из прямолинейных частей, его образующих.

Кстати, много лет спустя писатель Алексей Толстой признался, что эта конструкция вдохновила его написать роман «Гиперболоид инженера Гарина».

Появившись на выставке в Нижнем, конструкция никого ни на что не вдохновила. Больше того, ее почти не заметили.

По себе знаю, как не хочется задирать голову. Башня стояла в тесноте павильонов, и не было возможности отойти, чтобы рассмотреть ее издали. А задрав голову, можно и споткнуться.

Шухову было не впервой сталкиваться с равнодушием публики. По этому поводу у него в дневнике есть запись: «Инженерное искусство менее популярно, чем живопись, скульптура, архитектура, так как для восприятия, помимо чувств, требуются определенные знания».

Но даже у специалистов, понимающих толк в инженерном искусстве, имя Шухова не стало популярным. Все лавры удачи достались «Строительной конторе инженера А. В. Бари», чья реклама была размещена на резервуаре с водой, удерживаемом башней.

В списке сооружений выставки башня значилась как служебная, хотя вполне могла быть экспонатом, так как демонстрировалась впервые. Это был всего лишь «напорный резервуар на 10000 ведер питьевой воды». Простой пересчет показывает, что на высоте 15 сажень над выставкой покоился резервуар с более чем 100 тоннами воды.

Мало того, любопытствующая публика могла по 150 ступеням винтовой лестницы подниматься на смотровую площадку и обозревать все сверху.

«Словом, на Всероссийской выставке башня эта играет роль маленькой Эйфелевой башни, являясь для публики одним из главных магнитов выставки. Вид с нее дивный: вся выставка и ярмарка у ваших ног» – так писали газеты.

Никто ничем не рисковал – сооружение было надежным.

Любопытные заметки оставил репортер «Нижегородского листка» Максим Горький, описав окончание работы Всероссийской выставки.

«Особенно грустно смотреть на выставку с башни Бари. Люди, жаждавшие бессмертия, очевидно, приняли ее за нечто несокрушимое и не поддающееся силе времени, за нечто такое же, как их собственная глупость. И думая так, они изрезали ножами и исписали карандашом все ступеньки и перила башни. Тысячи, если не более, фамилий украшают перила на вышке башни, и среди них особенно бросается в глаза глубоко вырезанное ножом факсимиле: «Семен Федорсчиков купец 2­й гильдии ис города Гор». О, вечное стремление человека к бессмертию! Даже и «Семен Федорсчиков» не чужд тебе!»

Кто есть кто?

Но почему огромная реклама славила какую­то контору какого­то инженера А. В. Бари, а не изобретателя стальной диковины?

Это любопытный поворот дела, и он требует более полного пояснения.

После окончания МВТУ в 1876 году Владимир Шухов уезжает на годичную стажировку в Америку. Там он пришел в восхищение от той скорости, с которой технические идеи превращаются в технические реальности. В то же время безудержная реклама топила подлинные инженерные открытия в море мелких, никчемных идей и изобретений.

Мудрый Дмитрий Иванович Менделеев, бывший в то время в Америке, предупреждал своих студентов: «Оставаться жить там (в Америке. – Авт.) не советую никому из тех, кто ищет от человечества чего­нибудь, кроме уже достигнутого… наконец, из тех, кто развились до понимания общественных задач. Им, я думаю, будет жутко в Америке».

Шухов вернулся на Родину, сформировав для себя главную задачу: дерзко и смело внедрять технические идеи, как это делают американцы, но продумывая все, как это делают англичане, рассчитывая каждый шаг, как это делают немцы, и учитывая все возможные мелочи, как это делают французы.

В Америке Владимир Григорьевич познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, который как член научно­технического совета МВТУ опекал русских студентов за океаном и попутно имел небольшую чертежную конторку в России. Скоро Шухов поступил на работу к Бари.

Взаимоотношения этих людей складывались не совсем обычно. В лице Бари Шухов нашел, как сейчас принято говорить, не только состоятельного спонсора, но и понимающего человека.

Тот умел оценивать новизну идей и, зная, что промедление не приводит к победе, торопился сам и торопил подчиненных. Шухову это нравилось. С его приходом безвестная, скромная контора быстро превратилась в процветающую строительную фирму. Бари хорошо нажился на Шухове. Владимиру Григорьевичу не раз об этом говорили, даже упрекали.

Судя по дневникам, он и сам много размышлял на эту тему, но выводы, которые он сделал, были, как всегда, неожиданными.

«Говорят, что А. В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я всегда оставался наемным служащим конторы. Мой труд оплачивался скромно по сравнению с доходами, которые получала контора от моего труда. Но и я эксплуатировал его, заставлял его выполнять мои даже самые смелые предложения! Мне предоставлялся выбор заказов, расходование средств в оговоренном размере, подбор сотрудников и наем рабочих… Приходилось терпеть несправедливость в оплате труда ради возможности интересного творчества».

Что красиво – то прочно!

Не без помощи Шухова фирма выиграла конкурс на постройку выставочных павильонов для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Сроки строительства были чрезвычайно жесткими – всего полгода, а объем работы гигантский.

1 мая 1895 года начались работы на территории будущей выставки. Для ускорения их решено было в пяти павильонах применить шуховские висячие потолки, или, как их называли, «крыши без стропил». Их общая площадь составила 22,5 тысячи квадратных метров.

Всевозможные приемочные комиссии с ужасом смотрели на металлическую паутину крыш и не знали, к какому выводу прийти. Но коллективный разум всегда силен: решено было крыши зимой не чистить… Рухнут – еще будет время все исправить.

А зима с 1895 на 1896 год выдалась, как назло, снежная. Снегу навалило в два человеческих роста. Александр Бари все ждал тревожного сообщения из Нижнего Новгорода, но так и не дождался. А Шухов спокойно занимался своей работой, хотя, наверное, тоже волновался.

Но не только висячие потолки и ажурная башня были шуховские.

Любуясь прямо­таки сказочными павильонами Средней Азии, посетители и не догадывались, что монументальное здание имеет лишь металлический каркас, а все остальное – доски и гипс. Павильон машинного отдела поражал размерами и легкостью конструкций. Он сам мог быть экспонатом выставки, поскольку вобрал в себя множество оригинальных конструктивных решений.

Всероссийская художественно­промышленная выставка прошла с большим триумфом. Фирма А. В. Бари удостоилась золотой медали «За применение новых усовершенствований в конструкции металлических зданий и за хорошее развитие, быстрое и хорошее исполнение строительных и напорных работ». Имя Владимира Григорьевича Шухова в списках награжденных искать было бесполезно.

Отныне на деловых бумагах и рекламных проспектах фирме дозволялось использовать Государственный герб Российской империи. Но рядом с гербом, который придавал лишь солидность инженерной конторе, на всех фирменных бланках воспроизводились силуэты гиперболоидных башен.

Через год, по пришествии нового века, Шухова назовут первым инженером России.

На склоне лет он пометит в своем дневнике: «На моем надгробии напишут все, что положено, кроме того, что я неплохо прославил свою Родину инженерным трудом».

Владимир Григорьевич Шухов буквально в нескольких словах определил основную идею инженерного творчества: «Что красиво смотрится, то прочно».

Время все расставило на свои места. Кто сейчас помнит строительную контору А. И. Бари? Хотя, по справедливости, и ее не надо забывать.

Следы шуховских творений остались и на нашей земле. Так, жители бывшего села Копосова, давно примкнувшего к городу, каждый день могут видеть витую пожарную каланчу. Но есть сооружения и совсем фантастические. У Дзержинской ТЭЦ на берегу Оки стоит громадная шуховская вышка. До недавнего времени их было две, но одну «незаметно» свалили и сдали в металлолом. Построены они были в тридцатые годы и долгое время держали провода, перекинутые через реку.

А в Выксе старый листопрокатный цех металлургического завода, построенный в 1898 году, имеет ажурную крышу из стального кружева, спроектированную В. Г. Шуховым. Крыша эта охраняется государством как памятник строительного искусства.

Любопытно было бы узнать, куда подевалась башня Шухова, что стояла на Всероссийской выставке. Возможно ли это?

Возможно. След ее не затерялся. Стоит эта башня в Липецке. После окончания выставки в Нижнем Новгороде ее купил липецкий миллионер, перевез и там смонтировал. Теперь она стала памятником.

Вячеслав ФЕДОРОВ.