16_2012_16-1
14.05.2012

Православие или светская этика?

ОРКСЭ будут изучаться в четвертых классах общеобразовательных школ. Курс обязательный, состоящий из шести модулей: «Светская этика», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы ислама», «Основы иудаизма» и «Основы буддизма». Из шести предметов ученикам четвертых классов и их родителям предстоит выбрать один.

В марте во всех 1030 школах области были проведены родительские собрания, где папам и мамам будущих четвероклассников рассказали о содержании нового учебного курса, о том, кто будет вести необычный предмет, и т. д.

В будущем учебном году в Нижегородской области в четвертые классы пойдут 27670 детей. Их родители уже определились с выбором. Результаты таковы: «Основы православной культуры» выбрали 57,9 процента семей, «Светскую этику» ­ 29,8 процента, «Основы мировых религиозных культур» ­ 11,75 процента, «Основы ислама» ­ 0,53 процента и по три ребенка (0,01 процента) предпочли буддизм и иудаизм.

­ Результаты, в общем­то, ожидаемые, – сказал Виктор Шмелев, начальник отдела дошкольного и школьного образования министерства образования Нижегородской области. – Например, в Дивееве стопроцентный выбор «Основ православой культуры». В Краснооктябрьском районе (там детей немного и население в основном татарское) 41 ученик выбрал «Основы мировых религиозных культур», 27 – ислам, 13 – православие.

Курс рассчитан на 34 часа, то есть один урок в неделю в течение всего учебного года. Оценок, экзаменов, домашних заданий в обычном понимании этих слов не будет. Тем более двоек никто ставить не собирается, оценка должна работать на интерес ребенка к предмету. Задания сведены к минимуму. Они творческие. Часть работы детям, возможно, придется делать дома.

­ Первый урок для всех модулей общий, ­ сказал Виктор Шмелев. ­ Он называется «Наша Родина ­ Россия», остальные занятия должны пройти под девизом: «Мы разные, но мы вместе». Кстати, несколько лет назад в 8­9 х классах начали преподавать предмет «Религии России», который тоже преследует цель сплочения народов страны. Он сохраняется и после введения ОРКСЭ.

Учебно методической литературой школьники будут обес­печены полностью. По каждому модулю существует комплект литературы: книга ученика, другая ­ для родителей, еще одна ­для учителя плюс компакт­диск с электронной презентацией каждого урока.

­ «Основы религиозных культур и светской этики» ­ светский учебный курс, ­ обратил внимание протоиерей Алексий Горин, первый заместитель руководителя отдела образования Нижегородской митрополии. – Материал детям будет преподноситься не с религиозной, а с культурологической точки зрения. Например, учитель не скажет: «Бог создал небо и землю», он скажет: «В православии считается, что Бог создал небо и землю». Курс призван ликвидировать религиозную безграмотность, которая приводит к большим проблемам в обществе: молодежь уходит в секты, в террористические организации… А если школьник знает, что такое настоящая религия, какова ее основа, то шансы попасть в опасные сети сводятся к минимуму.

Поскольку новый предмет светский, то и вести его будут не священники, а педагоги, преимущественно учителя начальных классов, русского языка и литературы, обществознания. Причем каждый ребенок (даже если он выбрал «Основы буддизма», а живет в глухой русской глубинке, где сложно найти преподавателя) должен пройти полноценный курс обучения.

Для педагогов области в Нижегородском институте развития образования организованы курсы подготовки к преподаванию
ОРКСЭ. В дальнейшем НИРО будет постоянно оказывать учителям консультационную помощь в этом вопросе.

­ Это сейчас самый главный вопрос: кто придет к детям? – считает Виктор Шмелев. ­ Как сможет найти подход к ним, понять детскую душу и зародить интерес к предмету? По сути, введение «Основ религиозных культур и светской этики» призвано разбудить в ребенке духовно­нравственную мотивацию, повлиять на его нравственный выбор в жизни.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото автора.