7_2012_6-2
11.04.2012

Как предупредить роение?

В этот период матка намного охотнее откладывает яйца в только что отстроенные соты. Порой при просмотре видишь, что сот еще не достроен, а матка уже отложила в нем яйца, поэтому пчелам приходится с большей энергией достраивать сот, забыв про отдых. И тут уж не до роения. Используя специальные приемы, очень важно всегда держать пчел в рабочем состоянии, чтобы ни на один день ни пчелы, ни матка не оказывались в стесненном гнезде и не испытывали недостатка места.

При нечастых вмешательствах в жизнь семьи, которые рекомендуются правилами рационального пчеловодства, не всегда удается вовремя заметить, когда гнездо начинает сдерживать работу пчел и матки. Лучше, чтобы объем его был всегда немного больше, чем требуется пчелам, так сказать, с некоторым запасом на рост семьи.

Если семья еще не успела занять дадановский улей, то недостающее количество рамок до комплекта ставят сразу, причем не к крайним сотам с расплодом, как прежде, в ранне­весенее время, а в середину гнезда против летка. Гнезда расширяют уже только вощиной. Постановка рамок с вощиной в середину гнезда не только разрывает гнездо на две части, в каждой из которых оказывается примерно половина сотов с расплодом и кормом, но и мобилизует семью на строительные работы. Ведь никакого разрыва пчелы биологически не переносят. Они как можно быстрее стремятся застроить соты и заполнить их расплодом, т. е. соединить разобщенные части гнезда в одно целое. При этом в строительные работы вовлекаются все резервы. Сюда же, чувствуя запах нового сота, приходит и матка и начинает откладывать яйца в еще недостроенные ячейки. В середине гнезда, куда из летка все время поступает свежий воздух, в котором так остро нуждаются семья и расплод, создаются самые благоприятные условия для строительства сотов и кладки яиц маткой. Во время этих неотложных работ семья как бы забывает о том, что уже наступила пора выращивать трутней, у пчел снова обостряется инстинкт размножения и гаснет едва начавший пробуждаться инстинкт роения.

Многие пчеловоды, содержащие пчел в самодельных 10­12­рамочных ульях с одним магазином, жалуются, что у них часто роятся пчелы. Все это связано с ограниченной емкостью жилища: уже в мае семья в таком улье чувствует тесноту и отсутствие новых площадей для работы пчел и матки, потому и приходит рано в роевое состояние.

В этом случае спасет переход на содержание семей в двухкорпусных или многокорпусных ульях.

После заполнения пчелами первого корпуса наверх ставим второй корпус. Из середины гнезда вынимаем три рамки с расплодом (каким бы он ни оказался) и сидящими на них пчелами и помещаем их во второй корпус, предварительно поставленный на плоскую крышу. Взамен вынутых в нижний корпус опускаем три рамки с вощиной. Второй корпус помещаем на первый и формируем верхнюю часть гнезда. К более теплой, прогреваемой солнцем стенке ставим медовоперговую рамку, а к ней рамки с расплодом и сушью. В конце ­ сот с медом и пергой. Заполненную часть отгораживаем диафрагмой. Соты верхнего и открытой части нижнего корпусов накрываем холстиками. Утепляем подушками.

Примерно через неделю матка, заполнив соты в нижнем корпусе, поднимается в верхний, более теплый, и начинает работать в нем. Расширять второй корпус нужно рамками с вощиной, опуская по две рамки в корпус с крайней расплодной рамкой. При очередном расширении верхние рамки раздвигают и в середину помещают рамки с вощиной до комплекта.

Этот разрыв опять мобилизует пчел­строительниц и всю семью.

Если семья хорошо работает, а до основного медосбора, который у нас начинается примерно в последней декаде июня, еще 2­3 недели, можно на два корпуса поставить еще и третий (с ним поступают, как со вторым).

Если же до медосбора менее 10 дней, то лучше ставить магазины. С началом медосбора корпуса меняют местами (конечно, если дадановские ульи укомплектованы отъемными доньями). Это связано с тем, что обычно пчелы в нижнем корпусе складывают только пергу, а если она не будет залита медом, то очень быстро заплесневеет во время зимовки. При переносе корпусов, когда рамки с пергой окажутся наверху, пчелы быстро заливают их медом. Такие рамки являются лучшими для зимовки. Я давно заметил, что самое сильное противороевое действие оказывает на семью расширение гнезда с разрывом его на две части.

Так как я уже давно перешел на работу с многокорпусными ульями, то объем гнезда увеличиваю не отдельными рамками с вощиной, а сразу целым корпусом. По краям корпуса ставлю 1­2 маломедные рамки, остальное пространство заполняю рамками с вощиной. Обычно этот корпус я ставлю между нижним и верхним корпусом, т. е. в разрез. Этот прием дает очень хорошие результаты, даже если семья уже проявляет инстинкт роения. Ведь разрыв гнезда, особенно такой значительный, приводит семью в состояние стресса. Все это воздействует на пчел как катастрофа, разрушая устои семьи, их биологию, спокойствие.

Летная деятельность на некоторое время ослабевает, но деятельность семьи в улье значительно усиливается, и чаще всего семья забывает про роение. Ведь теперь ей нужно устранять «недоделки» в своем доме, поэтому все пчелы, способные выделять воск и строить соты, скапливаются в этой части гнезда. За короткий срок они застраивают разрыв новыми свежими сотами, где вскоре появляется матка и задерживается до тех пор, пока все новенькие соты не займет расплодом. А значит, есть работа и для кормилиц, т. к. появляется очень много незапечатанного расплода.

Итак, можно сделать вывод: разрыв расплодного гнезда на две части ­ сильнейший противороевой прием. Наибольший эффект он дает в многокорпусных ульях. Если при размещении в лежаке 2­3 рамок значительное количество пчел левой и правой части гнезда может заходить в улей и выходить из него, минуя зону разрыва, и нормально продолжать работать, то в многокорпусном улье эта зона пустоты образуется в таком месте, которое не может обойти ни одна пчела.

Корпус с вощиной разъединяет расплодное гнездо как бы на два самостоятельных. Семья с одной маткой, естественно, не может жить в двух гнездах, поэтому и стремится как можно быстрее соединить разобщенные части в одно целое.

Увеличение объема гнезда добавлением новых сотов, особенно в разрез, заметно активизирует деятельность семьи и продлевает период ее роста, т. е. дает возможность в какой­то степени управлять инстинктами пчел, главным образом роевым.

Эффективно усиливать и продлевать рост семьи, а также предупреждать инстинкт роения позволяют так называемые противороевые отводки. В современном пчеловодстве этот способ отделения искусственного роя считают радикальным для предупреждения роения. Отводок делают только от сильной и зрелой семьи. Но если пчелы уже приступили к выращиванию роевых маток, время организации отводка упущено. И спешить с отводком, если семья недостаточно сильна, тоже не следует, т. к. это приведет к ее ослаблению и задержит развитие.

Готовой к искусственному роению можно считать ту семью, гнездо которой состоит из двух заполненных пчелами и расплодом корпусов многокорпусного улья при наличии зрелого трутневого расплода. Поступаю так: открываю улей и в течение нескольких минут дымлю сверху вдоль всех улочек. За это время матка, как обычно, уходит в нижний корпус. Снимаю верхний корпус и отставляю в сторону на плоскую крышу. На открытое гнездо помещаю глухой потолок. Улей поворачиваю на 180 градусов, на него ставлю снятый корпус с расплодом и в клеточке даю матку или маточник (лучше, когда есть плодная матка).

Пчелы, возвращающиеся из полета, беспорядочно суетятся около улья, не находя летка на прежнем месте. Они облетают улей со всех сторон. Одни входят в леток отводка, расположенный в прежнем направлении, но немного выше, другие отыскивают старый леток, оказавшийся на другой стороне. Между отводком и семьей пчелы распределяются примерно поровну. Разлет длится 2­3 часа. Семья практически делится пополам. С первых же минут семья и отводок начинают жить самостоятельной нормальной жизнью, т. к. имеют пчел и расплод всех возрастов. Когда приходит время расширять их, отводок снимают и ставят рядом на самостоятельное дно. Затем ставят на них вторые корпуса.

Отбор значительной части пчел и расплода ослабляет основную семью. Однако пчелы, которые распределились на две семьи, теперь будут выращивать потомство от двух маток. При удвоенной нагрузке на пчел­кормилиц инстинкт роения в материнской семье не проявляется, и она вступает в начало главного медосбора в сильно выраженном рабочем состоянии.

Противороевые отводки ­ это не только надежная мера предупреждения роения. Отбор для них части пчел и расплода усиливает работу маток материнской семьи, значительно удлиняет ее рост, сами отводки создают значительные резервы пчел и расплода. При возврате этих резервов в материнскую семью во время главного взятка их продуктивность резко возрастает. Так же можно заменять старых маток молодыми.

Для предупреждения роения нужно применять систему противороевых мер:

вести племенную работу на пасеке, отбирая для размножения неройливые пчелиные семьи;

заменять ежегодно маток старше двух лет, выбраковывая в первую очередь маток в тех семьях, где появились первые признаки роения;

содержать пчел в ульях большого объема;

своевременно расширять гнезда, создавая дополнительную нагрузку пчелам по обогреву гнезда, его реставрации, усиленной отстройке новых сотов и т. д.;

максимально загружать маток откладкой яиц, периодически ставя расплодные соты в середину гнезда;

затенять ульи от солнцепека и увеличивать вентиляцию;

своевременно и систематически в предмедосборный период отбирать из семей запечатанный расплод и формировать временные или постоянные отводки;

желательно, у кого есть такая возможность, подвозить пчел к источникам медосбора.

Только комплекс противороевых мер поможет пчеловоду ежегодно получать хорошие привесы, радовать себя и близких хорошим медом и другими продуктами пчеловодства, которые дарят человеку самое дорогое, что у него есть, ­ здоровье. А будет здоровье ­ будет все. Как ни странно это прозвучит, но хочу всем пожелать: «Да ужалит вас пчела».

С уважением,
Сергей Владимирович КОЗЛОВ.

Павловский район.
Тел.: 8­920­075­39­38,
8­962­509­27­57.