7_2012_6-1
11.04.2012

Один рой — плохо, а два — еще хуже

Мне кажется (а я себя считаю довольно опытным пчеловодом со стажем более 30 лет, и при этом изучившим гору литературы по пчеловодству и имеющим высшее с / х образование), что автор статьи далек от пчеловодства. Ну а если он занимается пчелами с такими познаниями о биологии пчелиной семьи, то мне просто жалко его пчел. Всегда, прежде чем написать о чем­то, я не поленюсь заглянуть в книгу, повторить пройденный материал (так меня научили опытные преподаватели вуза). А уж если в чем­то сомневаешься, то нужно изучить не одну статью, а затем уже выносить свои рассуждения на публику.

Итак, про статью. Начнем с абзаца, где автор пишет, что роение пчел ­ дело неплохое: образуется новая семья с молодой маткой, растет пасека. Опытные пчеловоды знают, а для начинающих немного расскажу, что же такое роение. Роение пчел ­ это естественное размножение пчелиных семей. Как правило, роение возникает незадолго до медосбора или в его начале. И все пчеловоды знают, что роение отрицательно влияет на медосбор.

Как же начинается роение? По мере накопления молодых пчел в семье степень их загруженности работой по воспитанию личинок, отстройке сотов, переработке нектара и т. д. сокращается. В семье постепенно создается как бы избыток пчел­кормилиц, которые при определенных условиях и составят основу будущего роя. За начало подготовки пчел к роению принято считать время появления в семьях трутневого расплода, хотя этот факт не обязательно должен привести к роению. Просто наличие трутней в семьях является необходимым условием осеменения будущих молодых маток.

Однако основным признаком подготовки семьи к роению является откладка маткой яиц в роевые мисочки, которые впоследствии превратятся в маточники. И никакого «маточного расплода», как пишет т. Жилочкин в своей статье, нет. Есть просто роевые маточники.

С того момента, как матка отложила первое яйцо в мисочку, в состоянии семьи наблюдаются заметные изменения: яйценоскость матки значительно снижается, увеличивается число незанятых рабочих пчел, сокращается принос пыльцы и нектара, т. к. уменьшается вылет из улья рабочих пчел. Все это обусловлено биологией пчелиной семьи. Ведь нормально «червящая» матка не способна летать, тем более на большие расстояния, т. к. имеет большой вес. Снижение яйценоскости матки приводит к постепенному уменьшению величины ее яичников. Поэтому она становится легче, в результате чего способна лететь с роем на новое место жительства. И с роем улетает старая матка, а не новая, как пишет «пчеловод» Жилочкин. Обычно рой из семьи выходит на 2­5­й день (в зависимости от погодных условий) после запечатывания маточников. С ним улетает примерно половина рабочих пчел и часть трутней.

Молодые матки появляются в улье через 16 дней после закладки в роевые мисочки яичек. Через 5­6 дней после выхода одна­две из них могут улететь со вторым роем (если пчеловод не проведет необходимые мероприятия, а именно не удалит оставшиеся маточники после выхода первого роя, оставив в семье 1­2 лучших маточника). Так как из роевых маточников выходят хорошие матки, пчеловод использует их для создания новых отводков, замены старых маток.

Иногда погода портится, и выход роя­первака задерживается, бывает, даже на несколько дней, пока не настанет теплое солнечное утро. За это время молодые матки созревают и делают попытки выйти из маточников, своими мощными острыми челюстями прогрызть щель в их крышечках. Однако выйти им не удается. Из улья еще не ушла старая матка с роем, и она, чувствуя присутствие других созревших маток­дочерей, раздражается, все время делает попытки уничтожить их, но ей это не позволяют пчелы, охраняющие молодых маток и кормящие их через прорези в крышечках маточников. Ваш покорный слуга не раз слышал так называемое «пение» маток, когда матка хозяйка озлобляется еще больше и, перебегая от одного маточника к другому, издает резкие продолжительные звуки: «Пи­и­и, пи­и­и, пи­пи». А молодые матки, в свою очередь также возбужденные, отвечают ей: «Ква­ква­ква». С уходом роя­первака семья позволяет выйти из маточника самой энергичной матке, продолжая охранять остальные маточники. До выхода роя­вторака поведение молодой матки бывает подобным ее матери.

Роевое состояние может прекратиться после выхода роя­первака. Способствует этому начало хорошего взятка. И тогда пчелы, охранявшие маточник, перестают нести охрану, переключившись на медосбор. У пчел инстинкт накопления кормовых запасов развит сильнее всего. Порой при наступлении хорошего взятка семьи, готовившиеся к роению, разгрызают уже запечатанные маточники и переключаются на принос в ульи нектара.

Так вот, если после выхода первака наступает пора хорошего взятка, дочка матка (самая энергичная) сейчас же набрасывается на маточники, прогрызая их сбоку, там, где расположено брюшко, и через отверстие наносит жалом смертоносные удары своим родным сестрам. Убив их, через 6­7 дней матка спаривается с трутнями и становится полноправной царицей в своей семье.

Каждый пчеловод должен знать, что роение для него невыгодно, т. к. основной задачей пчеловода является получение как можно большего количества товарной продукции ­ меда, воска, пыльцы, перги, прополиса и т.  д. И с этой целью пчеловод должен ограничить роение до минимума.

«Необходимо помнить, что цели, к которым стремятся человек и природа, неодинаковы, ­ писал академик (химик и пчеловод) А. М. Бутлеров. ­ Для природы цель ­ сохранение семьи, и для этого достаточно, если количество пчел в ней увеличилось за лето настолько, чтобы семья смогла перезимовать и количества собранных запасов хватило для этого. Если семья сверх этого успела еще отпустить рой, то все задачи, поставленные ей природой, можно считать совершенно выполненными. Но не то хочет человек… Ему нужно получить возможно больше меда и продуктов пчеловодства».

Доказано, что роевая семья собирает меда в 2­3 раза меньше той, у которой инстинкт роения не проявился. Ведь порой семьи, отпустившие рой, не успевают заготовить даже необходимого себе количества кормов для зимовки. Семья, готовящаяся к роению, практически выключается из работ на 3­4 недели; если этот период совпадает со взятком, предшествующим главному, а нередко и с главным, то она не использует его в той мере, в которой используют семьи нероевые.

В роевое состояние семьи приходят не в одно и то же время, даже если они имеют одну и ту же силу и содержатся в одинаковых условиях. Роевая пора поэтому измеряется не днями, а неделями, причем и рои выходят не в одно и то же время дня. Перваки чаще выходят по утрам, до обеда, а если погода неустойчивая, то в благоприятный час среди дня; втораки и тем более последующие рои могут выходить позже и даже при пасмурной погоде, лишь бы не было дождя.

Поэтому пчеловод, чтобы не упустить рой (особенно первак), вынужден целыми днями находиться на пасеке. Пчеловоды говорят: «Рой ушел ­ пуд меда унес». И это действительно так, и как жалко бывает, если это случается. Каждый пчеловод знает, как трудно снять рой, привившийся на высоком дереве, в зарослях крыжовника или ирги, на заборе или в других самых неподходящих местах. Порой сто потов с тебя сойдет, пока рой окажется в роевне.

«Роение пчел, ­ писал знаменитый русский пчеловод И. М. Витвицкий, ­ есть почти то же самое, что свадьба у крестьянина в рабочее летнее время, в которое он должен был стараться поспешить окончить сенокос и жатву, чтобы позже не настала дурная погода, но он вместо этого занимается приготовлением свадебного пира. Так и пчелы роятся почти в самое лучшее время для сбора меда».

Конечно, естественное роение называют поэзией пчеловодства, и любоваться картиной роения можно долго и не без восторженных чувств. Однако наивысшей поэзией пчеловодства является наибольший доход от пасеки, а малодоходность ­ это самая скучная проза. Если все взвесить, то выходит, что роение совсем не хорошо, и лучше, когда на пасеке слышен не шум роящихся пчел, а шум вращающейся медогонки и наблюдается обилие кадочек, наполненных медом. А они наполняются, когда семьи не проявляют роевого настроения.

В своей статье я не хотел обидеть автора В. Жилочкина. Но если уж ты взялся за перо, то хотя бы подготовься к написанию материала. И факты искажать не следует, т. к. читают материал как опытные пчеловоды, так и начинающие, которые только учатся. А учиться у плохого преподавателя никому не нравится.