СЮЖЕТЫ НЕ ТОЛЬКО СКАЗОЧНЫЕ
Творчество художника видно с разных сторон
Виктор Васнецов – имя этого художника не нуждается в представлении. Сейчас у нижегородцев есть возможность познакомиться с менее известной стороной его творчества – религиозной живописью и графикой. В Манеже в Нижегородском кремле открылась выставка «Виктор Васнецов. Радость праведных» (6+) – это первый столь масштабный показ произведений выдающегося русского художника в Нижнем Новгороде.
Из собрания Третьяковки
Посетителей выставки встречает живописный портрет Виктора Васнецова, выполненный другом художника Николаем Кузнецовым в разгар работы Виктора Михайловича над росписями во Владимирском соборе в Киеве. Картина, как и большая часть произведений, представленных на выставке, – из собрания Государственной Третьяковской галереи. В основе экспозиции – как раз работы, созданные Виктором Васнецовым с 1885-го по 1915 год, в период его работы над оформлением внутреннего убранства киевского Владимирского собора. Кроме того, на выставке можно увидеть живопись, картоны, графические листы, эскизы. Как отмечают организаторы выставки, творчество Виктора Васнецова очень разнообразно: он писал жанровую и историческую живопись, портреты, картины на сказочные и былинные сюжеты, был декоратором, графиком, архитектором. Однако современники ценили его ещё и как гениального автора в новом направлении – религиозной живописи. Именно с этой стороной его творчества знакомит выставка в Манеже.
Главная работа
Виктор Васнецов родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье потомственного священника Михаила Васнецова. Родители дали сыну хорошее образование, с детства он рисовал, увлекался историей. Учился в Вятском духовном уездном училище, потом в Вятской семинарии. После смерти матери, Аполлинарии Ивановны, не окончив последнего курса, ушёл из семинарии и в 1867 году, получив благословение отца, отправился в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств. После смерти отца, Михаила Васильевича, в 1870 году Виктор Васнецов вернулся в Вятку, где жил около года. Здесь он познакомился с ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, благодаря которому, вероятно, получил первый опыт в сфере религиозного монументального искусства. После окончания академии художник уехал за границу. Участвовал в выставках и салонах. В Париже создал эскиз картины «Богатыри» – своего первого полотна по мотивам русских былин. В 1877 году Васнецов вернулся в Москву, здесь он познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым. В московский период художник писал картины на исторические и сказочные сюжеты. Кроме того, познакомился и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Виктор Васнецов пробовал себя в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Виктора Васнецова и Василия Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. В 1885 году Виктор Васнецов принял предложение расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Сам художник считал эту работу одной из главных в своей жизни – он посвятил ей около одиннадцати лет. В том же году он совершил поездку в Италию для знакомства с византийскими памятниками и искусством эпохи Возрождения. После этого вместе с семьёй переехал в Киев.
Возродить традиции
На выставке в Манеже можно узнать, что Владимирский собор в Киеве посвящён 900-летию крещения Руси и её крестителю – святому князю Владимиру. Его строительство велось два десятилетия, а освящён он был в 1896 году. В художественном оформлении создатели стремились возродить традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. Руководил работами по внутренней отделке храма профессор Санкт-Петербургского университета Адриан Прахов. Виктор Васнецов был основным исполнителем росписей собора. Кроме него, участвовали известные художники Михаил Нестеров, Михаил Врубель и другие, но именно работы Виктора Михайловича принесли собору мировую известность. Он расписал алтарнуюстену, главный купол и всё подкупольное пространство, центральный неф и столбы. Художник разработал иконографию святых для росписей. Как отмечают организаторы выставки, росписи Васнецова во Владимирском соборе стали вершиной его творчества и поворотным событием в истории отечественного церковного искусства. Они повлияли на формирование нового канона религиозной живописи не только самого художника, но и последователей. Одно из центральных произведений на выставке – картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора «Радость праведных о Господе». На триптихе изображены ключевые фигуры христианской истории. Художник объединил здесь русских святых, ветхозаветных и новозаветных мучеников. Работа была приобретена Павлом Третьяковым у автора в 1893 году. Стоит отметить, что Государственная Третьяковская галерея располагает обширным собранием эскизов росписей Виктора Васнецова – это более трёхсот рисунков. И сейчас часть из них можно увидеть на выставке в Нижнем Новгороде. Художник работал над созданием храмовой росписи и станковых картин для собора Александра Невского в Варшаве, Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, храма Воскресения Христова – который ещё называют Спас-на-Крови – в Санкт-Петербурге, Спасской церкви в подмосковной усадьбе Абрамцево. Эти работы Виктора Васнецова также во многом стали новаторскими.
Анастасия Сергеева.
Фото автора.

