0
20.11.2025

ДЛЯ ТЕХ, КТО УВЯЗ В ГЛИНЕ

нет ни штампов, ни повторов

Зародившись в древние времена, гончарное производство изначально было чисто прикладным ремеслом, служившим для изготовления посуды. Но со временем дело развивалось, обогащаясь новыми приёмами. Сегодня гончарное ремесло – это уникальное искусство современности.

В подарок не цветы, а… печь

В нижегородской округе этим древним промыслом занимаются не одно столетие. Когда-то глиняных дел мастера практиковали сугубо бытовое назначение своего ремесла, не помышляя ни о чем, кроме заработка. Нынче же потомки гончарствуют для души – реализуя промысел как интерес к своей истории и способ самопознания. Юлия Голубева – хозяйка творческой мастерской «Рыбина керамика» из тихой деревушки Рыбино – человек, который не просто лепит из глины, а как она сама выражается, ведёт с ней диалог. В ее уютной мастерской разноцветные глины, пахучие яркие глазури и множество травяных оттисков. Ну ни дать ни взять тут живёт и творит увлечённый алхимик! А всё началось несколько лет назад с одного творческого мастер-класса, откуда девушка вернулась домой с гранатом в руках и решительной фразой: «Хочу быть керамистом». Супруг у Голубевой – человек дела, он желание своей половинки запомнил. А полгода спустя преподнёс подарок… муфельную печь. Вот так, ни цветы, ни духи – печку! Так и начался для нашей героини путь в керамику. Его, по признанию мастерицы, можно только начать. Свернуть уже не получится. На этом пути Юлия «увязла», по её собственному уверению, безвозвратно. Не случайно у мастерской есть девиз, не уступающий по гордости посыла геральдическому: «Рыбина керамика – для тех, кто увяз в глине»! И это правда: глина здесь не бездушный материал, а равноправный соавтор.

Путешествие в лето с изразцами

Конечно, путь к достижению мастерства оказался непрост. Печь, подаренная с любовью, оказалась не совсем подходящей – рассчитанной на быстрый нагрев. А керамика требует иного: многочасового медленного обжига, терпения, внимания. Программатора у печи не было, так что автоматические программы, помогающие начинающим, облегчить освоение не могли. Но Юля научилась управлять процессом вручную. Правда, пришлось разбираться, звонить производителям самой печи и всех ее датчиков… Все специалисты в один голос заявили: «Ваша печь не может обжигать медленно». Что же осталось – сдаться? Не тут-то было. Начинающая керамистка изучила документацию печи лучше, чем ее конструкторы. Выяснив, что при наличии светлой головы и прямых рук, печь работать по запросам все-таки «может», написала всем производителям, как это сделать. К гордости за освоение добавились хлопоты ручных настроек. Приходится трижды за ночь вставать по будильнику, менять нужные режимы, а ещё – проводить аналитику каждого обжига. Ведь в следующий раз настраивать печь придётся уже по-другому. – Керамика – это колоссальный аналитический процесс, – поясняет мастерица. – У меня и ошибки бывали. Однажды глазури выгорели дотла. Но даже из этого родился новый «вау-эффект», который удалось повторить и использовать после консультации с технологом лаборатории керамики. Между прочим, глины – ой какие разные! Одни хороши для посуды, другие – для изразцов, третьи подходят для лепки мелких изделий. Сегодня Юлия работает с дивеевской глиной – пористой, тёплой, но мало пригодной для изготовления посуды. Зато идеальной для её страсти – изразцов. Каждая плитка, выходящая из-под ее рук – уникальна. Ни повторов, ни штампов быть просто не может. Только ручная лепка, в которой оттиски настоящих трав, веточек, листьев. Ботанические мотивы в керамике с добавлением уютной, как будто уже знакомой растительной атмосферы делают лепные предметы выразительными. Это настоящее волшебство: травы и цветы на работах остаются живыми. «Растительная керамика» – как путешествие в лето, которое можно совершить даже морозной зимой. – Это соавторство с природой, – улыбаясь, говорит мастерица. – Глазури растекаются на изразцовых плиточках по-разному, создавая самые неожиданные узоры, оттенки, текстуры. Одни плитки выглядят как картины, другие станут уникальным фартуком в столовой загородного дома или обрамлением зеркала для капризной красавицы. Но все они несут в себе дух лета, уюта и живого прикосновения.

Философия и совы

Порой и говорят, что гончарное ремесло – лишь один из способов управления глиной. А вот попробуй-ка научись ею управлять. Со стороны просто: положите глину на круг, и центробежная сила сделает все сама. Некоторые изделия этот тезис подтверждают. Но есть у Голубевой в коллекции ваза «Четыре стихии». Она очень красива и необычна. Вот только родилась она как раз из ошибки. Ваза была задумана не такой, какой вышла в итоге. Мастерица, слепив ее, решила немного улучшить, «крутанув» на гончарном круге. Но скорость не удержала, и вазе «снесло крышу», просто оторвав верхнюю часть. Пришлось включать фантазию и давать изделию философское название. Теперь она служит своеобразным напоминанием, что не все задумки воплощаются, как хотелось бы. Не менее философская поделка – клоунский колпак. Юля считает, что про него не сразу всё поймёшь, придётся подумать. Сама же она критично замечает: «Сшит колпак, да не по-колпаковски… Надо колпак переколпаковать». Любопытно, что с недавних пор особое место в творчестве занимают совы. Этот мотив стал частью жизни. Вообще-то, особой серией должны были стать рыбы, в честь названия деревни Рыбино. Их Юля и создавала. Но природа снова выступила соавтором, даже в выборе тематики творчества. Дело в том, что и напротив дома на могучих елях гнездятся ушастые совы, живут они и под крышей дома. И вот однажды совёнок с переломанным крылом упал прямо к мастерской. Так Юлия стала не только керамистом, но и ветеринаром, вынужденно освоив новые навыки. – Совы «угукали» над моей головой, пока я лепила и лечила, – рассказывает о птичьей эпопее Голубева. – Под эти звуки как-то и работалось лучше. В общем, теперь совиная серия – одна из самых важных в коллекции работ. Сегодня «Рыбина керамика» – это не только мастерская, но и пространство передачи знаний. Десятилетняя дочь Маша уже лепит фигурки рядом. Правда, она предпочитает свои мотивы в творчестве, делая Лабубу и мультгероев. «Пусть работает в своем измерении, – замечает Юлия. – Сначала освоит технику, проявит терпение и наберется практических навыков. А стиль потом выберет сама». Поучиться у мастерицы может любой. Юлия проводит камерные мастер-классы: учит делать и ботанические оттиски на изразцах, и создавать мини-панно, а главное – чувствовать глину. Каждая плитка, которую ученики уносят с собой, содержит частичку деревенского уюта, хранит шелест трав и тихие голоса сов с рыбинских елей.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора и из архива мастера.

Павловский округ.

Comments & Reviews