МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ
Надо их объединить
Небольшой деревушке Малая Поляна, спрятавшейся в лукояновских просторах, очень подходит ласковое слово «глубинка». Таких деревушек в России тысячи. И работают там без устали.
Если свернуть за угол
На подъезде к селу думаешь, как же всё напоминает нарисованную акварелью пастораль. Красиво – просторы здесь живописные, места благодатные, тихие. И печально – от вида остовов полуразрушенных хозяйственных построек. Кажется, что молодежь здесь не задерживается… Однако это не так. Есть в Поляне и молодые успешные семьи. Взять для примера хотя бы супругов Меркушовых. Глава семьи Роман трудится в сельхозпроизводстве. Супруга Ирина – культработник, причем успевающий работать в клубах двух сёл. Сельские жители имеют перед горожанами важное отличие, которое кто-то назовёт неоспоримым преимуществом, а кто-то – изматывающими хлопотами. Тут в каждом доме имеется земельный участок и подворье, так называемое личное подсобное хозяйство. Вот и Ирина, отработав на «культурном фронте», спешит к своим мычащим и хрюкающим подопечным. Казалось бы – специалист, выучившийся на учителя словесности, вряд ли захочет в хлеву возиться. Бродить бы сейчас по осенним полям с томиком стихов, перечитывать «Антоновские яблоки», неспешно собирая урожай в собственном саду… На это Ирина только посмеется: мол, вздыхать о берёзках и провожать взглядом осенние листики некогда, работы много. Но не подумайте о потере квалификации. Как настоящий культработник, Ирина Меркушова живёт творчеством, всегда находится в центре самых ярких событий села, умеет хранить богатейшее культурное наследие округи. Она с утра до вечера занята организацией культурной жизни: от детских праздников до вечеров памяти. Без таких людей скучал бы народ. Но вот обладает Ирина еще и фермерскими навыками. Хозяйство на подворье у нее по нынешним временам – немаленькое. Стоит свернуть за дом и там – травяной запах сена, уютное мычание коров, ритмичный звук доильного аппарата. В хозяйстве три коровы, девять бычков, две тёлочки и четыре «хрюндика».
Из мясного проекта в молочный
– Вообще-то, стать животноводом вовсе не стремилась, даже наоборот, – сопротивлялась, – смеётся над воспоминаниями Ирина. – Это мужу хотелось завести большое крепкое хозяйство, но я понимала, что ухаживатьто за ним – мне. Роман мечтал о множестве разных животных, а я думала: «Зачем? Стоит только завести, а потом от них никуда не денешься». Но, после долгих споров и размышлений, все же приняли решение: раз живём в деревне – будем жить деревенским укладом. Особого плана на будущее не было. Сперва хотели просто вырастить несколько животных на мясо. Это уж потом затянуло. От знакомых из Починок привезли двух маленьких тёлочек. Обошлись они начинающим животноводам очень дёшево. Потому что, как вспоминает хозяйка подворья, были больные, практически «полудохлики». Этих вот крошек Ирина сначала сама выпаивала, на ноги ставила. Девушка как настоящий ветеринар несколько месяцев отработала. Пришлось получать новые знания: то бывшей хозяйке звонила и обо всем спрашивала, то у свекрови справлялась. Словом, получала аграрное образование самоучкой. Неожиданно получилось стать многоплановым специалистом – и тебе ветеринар, и агроном, и зоотехник. Сколько всего пришлось осваивать! Тяжело было, но свекровь в любом деле здорово помогала. Знающая хозяйка могла любой совет дать – как выпаивать, как выхаживать этих малышек. Становление фермы, по признанию Ирины, именно она вела, можно сказать. Понемногу бурёнки выправились, росли-росли, и как-то так вышло, что супругам, вложившим в выхаживание столько сил, стало жалко их на мясо отдавать. Тогда решили их все-таки попробовать полноценными коровами сделать. Так из мясного проекта родился молочный. Сразу решили, что это не бизнес, а просто подворье для собственных нужд. Сейчас во дворе проживают три коровы: Малышка, Луна и Гроза. Две из них – те самые, что когда-то были на грани гибели. – Луна и Гроза – мои детки, можно сказать, – ласково гладит подопечных Ирина. – А вот Малышка пришла потом. Она ещё молоденькая, только один раз отелилась. Надаивают все по-разному, но в среднем литров по 12 от каждой получаю. Этого много для семьи, столько не выпьешь, делаем творог, сметану, масло. Вот с сывороткой пока не придумала, что делать. Очень её много остаётся. Разве что летом огородники у меня ее разбирают, им на подкормку годится. Над реализацией на рынке даже и не думали. Все излишки внутри родного села расходятся. Так что и с этой, финансовой, стороны подворье становится небольшим подспорьем.
Держать равновесие
Порой может показаться, что жизнь сельской женщины – это бесконечная гонка между работой, семьёй и хозяйством. Но для Ирины это не гонка, а гармония. Вопрос с кормами решает муж. Техника для заготовки вся своя. Роман эти операции взял на себя. Ирина шутит: – Мне пока ещё не приходится за руль трактора садиться. Хотя, может, ещё придётся. Машину освоила, значит, должен бы и трактор покориться. Механизированная «зеленая жатва» немного облегчает труд. В помощь и доильный аппарат, его Ирина умело освоила. Выручает сельхозпредприятие в соседнем селе Большое Маресьево. Роман трудится там механизатором и за работу получает зерно, которое превращают в комбикорм на небольшой собственной мельничке. Сено косит на свободных землях – их в округе хоть отбавляй. Сейчас даже выделять делянку не требуется, где хочешь, там и коси. Меркушова с юмором поясняет: – Наоборот, все только рады, чтобы траву кто-то обкашивал. Так что они в округе еще и социальную функцию выполняют – защиту села от пожаров на себя взяли. Душистого сена из разнотравья трудолюбивым владельцам подворья до следующей травы хватает. Порой ещё и остаётся, тогда можно продать излишки. Казалось бы, такой объём дел должен выматывать. Но Ирина убеждена, что всё не так страшно, когда к собственному графику привыкнешь. Утро у нее начинается в 7 часов, а не в 4, как у старожилов. За час с небольшим семья успевает справиться с дойкой, кормлением, чисткой хлевов. Дойка двухразовая, так тоже немного полегче. Работа лучше спорится, когда помогают дочери. Второкурсница колледжа Даша и семиклассница Варя уже все умеют и при необходимости могут маму на подворье заменить. Такая она – современная сельская женщина: образованная, сильная, многозадачная. Ирина не бросила профессию ради подворья, и не бросила подворье ради карьеры. Она их умело объединила, доказав, что способна быть и квалифицированным специалистом, и умелой дояркой, и заботливой матерью, и грамотным руководителем. Женское объединяющее начало сумело помощь мужа и детей превратить из тяжелой работы в увлекательное семейное дело. По-другому, наверное, никак. Сегодня в деревне настоящий труд – это искусство находить баланс между землёй и культурой, между традициями и будущим. Работа в клубе остаётся для Ирины призванием. А подворье стало источником достатка, покоя и гордости. Жизнь – не в выборе между двумя мирами, а в умении их соединить.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Лукояновский округ.
