СПЕЦИАЛИСТЫ ПОД КЛЮЧ
У предприятий агропромышленного комплекса есть возможность участвовать в подготовке кадров под собственные нужды
В сельхозпредприятиях региона открытыми остаются более 300 вакансий специалистов, рабочих не хватает ещё больше – 1,5 тысячи. Цифры настораживают, учитывая, что всего в отрасли занято 17 тысяч человек. В решении кадровой проблемы помогают современные технологии. Однако у этой медали две стороны: с одной – передовые подходы позволяют автоматизировать производство, снижая кадровый голод, с другой – сельхозпредприятиям требуются сотрудники нового поколения: программисты, аналитики, операторы дронов, а их найти ещё сложнее. О том, как строится система подготовки востребованных агроспециалистов, о ценообразовании и предварительных итогах года, поговорили с министром сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Николаем Денисовым.
С планом на будущее
– Ещё недавно наблюдался более серьёзный дефицит специалистов, требовалось более 500 агрономов, зоотехников, ветврачей, инженеров. Изменить ситуацию к лучшему удалось во многом благодаря региональной программе поддержки. В её рамках выпускникам вузов и колледжей, трудоустроившимся на агропредприятия, положены ежемесячные выплаты к зарплате, единовременная выплата в размере до 500 тысяч рублей. Вместо неё есть возможность получить 2 миллиона рублей целевых средств на улучшение жилищных условий. До конца этого года их получат 19 человек. Деньги можно направить на покупку квартиры, строительство дома, взнос по ипотеке. Руководители хозяйств тоже не остаются в стороне, оказывая финансовую поддержку, способствуя закреплению кадров на территории.
– Рассчитывать на помощь в решении жилищного вопроса могут только специалисты или и представители рабочих профессий, например, механизаторы?
– На получение выплаты имеют право трактористы-машинисты, операторы машинного доения, операторы по искусственному осеменению животных, операторы животноводческих комплексов и механизированных ферм. Это отличное подспорье в решении кадровой проблемы. Практика показывает: в те хозяйства, где выделяют жильё, молодёжь едет охотнее. В основном дома сейчас возводим в рамках федерального проекта «Комплексное развитие сельских территорий». Но там много нюансов, с которыми руководители агропредприятий не согласны, а без их участия жильё не построить – таковы условия программы.
– Насколько охотно идут на производство выпускники профильных вузов и колледжей?
– К сожалению, по специальности работают немногие. Буквально на днях от Нижегородского агротехнологического университета получили информацию о том, что только шесть студентов заключили целевые договора с конкретным хозяйством в этом году, а всего в университете учатся 52 целевика. Надеемся, что их количество вырастет, оформить такого рода документ можно на любом этапе обучения. Хотелось бы, чтобы в вузы и техникумы аграрного профиля поступали ребята с чётким планом на будущее, чтобы они не просто шли за дипломом. На федеральном уровне обсуждается вопрос о введении распределения для выпускников, получивших образование на бюджетной основе. Если инициатива будет принята, дефицит специалистов заметно снизится.
По цепочке
– В области создана обширная сеть аграрных классов. Они оправдывают себя?
– В настоящее время можно утверждать одно: ребятам заниматься там нравится. Возможно, не всем легко даётся углублённое изучение химии, биологии, физики, математики, предусмотренное образовательной программой. Но практические уроки, опыты, которые школьники проводят под руководством педагогов, интересны всем. Успешно работают те классы, над которыми взяло шефство сельхозпредприятие. Специалисты проводят для ребят экскурсии, читают лекции, приглашают на производство, помогают финансово: выделяют средства на ремонт учебных аудиторий, покупку оборудования. С этого года в рамках федеральной программы «Кадры в АПК» национального проекта по обеспечению технологического лидерства «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», 90 процентов таких расходов хозяйствам компенсируют.
– Поступают ли ребята из агроклассов в профильные учебные заведения?
– Об этом пока говорить рано. Наша цель – выстроить многоступенчатую систему образования, включающую школу, техникум, вуз, а в конечной её точке должно быть агропредприятие. Активно ведём работу по поиску индустриальных партнёров для профильных колледжей. Благодаря тому, что Ардатовскому аграрному техникуму удалось наладить сотрудничество с агрохолдингом «Русское поле», объединяющем ряд птицефабрик, учебное заведение стало участником федеральной программы «Профессионалитет». Из федерального бюджета выделят средства на ремонт лабораторий и мастерских, а предприятие направит финансы на покупку оборудования. Естественно, в образовательную программу внесли коррективы и при подготовке зоотехников большое внимание теперь уделяется птицеводству. По такому же принципу необходимо выстроить работу и в других колледжах. Например, нижегородскому и борскому тепличным хозяйствам требуются овощеводы. Значит, нужно взять под крыло техникум и при подготовке агрономов делать упор на изучении технологии выращивания культур в закрытом грунте. То же самое и по предприятиям переработки – технологи необходимы как мясокомбинатам, так и молокозаводам. Почему бы не принять участие в их подготовке?
Цены тревожат
– Очередной сельскохозяйственный сезон подходит к финишу. Насколько успешным он стал для нижегородских аграриев?
– Экономические итоги, даже предварительные, пока подводить рано, что же касается производственных показателей, они на высоте. По всем культурам рубеж прошлого года удалось превзойти. Зерна намолотили 1,96 миллиона тонн, что на 23 процента выше уровня 2024-го. Такого объёма хватит и на продовольственные цели, и на корма, и на закладку семян, и на отправку в другие регионы, на экспорт. По картофелю урожай прошлого года будет превышен на 130 тысяч тонн. По прогнозам, в общей сложности с полей выкопают 500 тысяч тонн клубней. Рост валового производства в первую очередь связан с прибавкой площадей — весной они под культурой увеличились на 1 тысячу гектаров. Увеличивается и производство овощей открытого грунта. На уровень самообеспечения ещё не выйдем, но большой шаг вперёд сделать удастся.
– Под овощами общеобластное поле тоже выросло?
– Нет, в данном случае площади остались на прежнем уровне — 1 тысяча гектаров, увеличилась урожайность, в том числе за счёт совершенствования технологий. Хозяйствам, занимающимся выращиванием капусты, свёклы, моркови, стараемся помогать, действует погектарная поддержка, оказываем содействие в строительстве овощехранилищ, в оформлении льготных кредитов. Всё больше фермерских хозяйств переключаются на производство такой продукции. Цены на овощи выросли, заниматься ими стало интересно.
– По этой же причине фермеры освоили технологию выращивания масличных культур. Насколько радует их урожай в этом году?
– По всем видам собрали 110 тысяч тонн, это почти в два раза больше уровня 2024-го. Выросли площади под рапсом, подсолнечником, но наиболее весомую прибавку продемонстрировала соя. Под неё отвели 20 тысяч гектаров, с которых намолотили 34 тысячи тонн бобов. Урожай прошлого года удалось превзойти в 3,5 раза. С гектара собрали по 17 центнеров – результат очень хороший. Цены на масличные культуры хорошие.
– Поскольку речь зашла о стоимости урожая, насколько высоко оценивают в нынешнем сезоне труд растениеводов?
– Вопрос цены возникает каждый год и если не заняться всерьёз его решением, то такие кризисы, как наблюдали этой весной по картофелю, будем испытывать регулярно. В 2023-м его стоимость обвалилась, в 2024-м площади сократили, осенью картошки собрали меньше и до нового урожая её не хватило. Как результат, высокие цены на продукцию. Благодаря им интерес к культуре у аграриев снова проснулся, но есть серьёзные опасения, что по итогам сезона стоимость картофеля заметно снизится.
– Как стабилизировать цены на растениеводческую продукцию?
– Способов несколько. Например, заключение долгосрочных договоров с торговыми сетями и переработкой с обозначением объёма и ориентировочной цены. Другой вариант – ограничить торговые сети в наценке. В июле у птицефабрик куриные яйца покупали по 30 рублей десяток, но в магазинах их продавали по совсем другой стоимости. Если бы накрутку установили в пределах разумного, за счёт повышения потребительского спроса удалось бы выравнять цену на продукцию и птицефабрикам не пришлось бы работать в убыток. Однако наиболее эффективный способ – переработка. В регионе перерабатываются не все виды продукции или перерабатываются в недостаточном количестве. Излишки пшеницы, цена на которую в этом году держится на уровне четырёхлетней давности, а с тех пор себестоимость производства значительно выросла, можно было бы направлять на изготовление аминокислот, которые в настоящее время импортируем. Но при наличии своего завода продукцией глубокой переработки закрыли бы и внутренний рынок, и наладили бы поставки на экспорт. В таком виде продавать пшеницу на мировом рынке гораздо выгоднее. То же самое по картофелю. Разработан проект строительства перерабатывающего предприятия по производству хлопьев, но нет инвестора, который бы его реализовал. Такой завод области крайне необходим. Картофелеводческие хозяйства получили бы гарантированный рынок сбыта и стабильную цену, а переработчики – широкие перспективы реализации готовой продукции, в том числе возможность организации экспортных поставок. В Африку, к примеру, обычную картошку не повезёшь, а в виде хлопьев – пожалуйста.
Стройка – вот решение
– С какими результатами завершает год животноводческая отрасль?
– По мясу получим небольшую прибавку. Рассчитывали на большее, но в силу обстоятельств – смены собственника на Линдовской птицефабрике, карантина по африканской чуме на одном из свинокомплексов – закончим год с более скромными показателями. Радует, что выйдем, пусть и не на значительный, но всё-таки рост в 1-1,5 процента. Что касается молока, положительная динамика, сложившаяся в последние годы, сохраняется, к уровню 2024-го приплюсуем 3-4 процента.
– В ряде округов до результата прошлого года по молоку недотягивают. С чем это связано?
– Основную прибавку в производстве дают современные комплексы. Старые фермы с технологиями привязного содержания стали неконкурентоспособными. В том числе из-за дефицита кадров, работников на такие дворы нужно много, но найти их практически невозможно. Единственный выход: вкладываться в строительство. В 2026-м в приоритете в области будут инвестпроекты по созданию современных животноводческих ферм, в том числе роботизированных. Сохраним все виды региональной поддержки, окажем помощь в оформлении льготных кредитов, их можно получить по сильно сниженной ставке, если войти в федеральную и областную программы. Субсидии на роботизацию по-прежнему действуют.
Беседу вела Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото Ольги ГРЕЧУШКИНОЙ.
