0
22.09.2025

УКРОТИТЕЛИ ОГНЯ И ЖЕЛЕЗА

Работать в кузнице могут только настоящие фанаты

Кто сказал, что кузнечное ремесло сегодня не актуально? Современные кузнецы не только умеют подчинять себе железо, но и способны увидеть красоту в металле.

Как столетие назад

Три года назад напротив управления сельского хозяйства в Павлове появились металлические скульптуры животных: корова и телёнок знаменитой красногорбатовской породы, которая сохранилась только на павловской земле, а также куры местной породы и гуси. Авторы этого памятника – кузнецы отец и сын Монастырские. Они же создали и металлическую композицию влюбленной пары на набережной около ЗАГСа, вызвавшую большой общественный резонанс. Скорее всего, критики не имели понятия о кузнечной технике, а местным жителям надо бы знать, что это ковка, и выполнена она грамотно по традиционным технологиям. Впрочем, те, кто поистине понимает, оценили по достоинству работу мастеров. Кузница находится в деревне Чернеево, где мастера и живут. Кузнечный горн с раскаленным углем, стучит пневматический молот. Да, кузнецы теперь используют и современные инструменты для художественной ковки, однако и по прошествии столетий сохранился все тот же ручной труд. У печи работает молодой мастер. К сожалению, с Виктором Михайловичем не довелось пообщаться – был болен. – Мы используем более твердый уголь – кокс, который дольше горит, чем обычный, – поясняет Дмитрий Монастырский. – Идеальная температура в печи – 900 градусов. Холодной ковкой мы не занимаемся. В соседнем цехе ведется сварка – там завершается работа над кованой оградой. Напротив на верстаке уже готовые щипцы для кальяна –такая продукция в последние годы пользуется повышенным спросом. – В основном мы делаем сувенирную продукцию, – показывает кузнец покрытую лаком металлическую ложку для обуви, ручку которой украшают лепестки. – Вечная ложка – не сломается, – улыбается Дмитрий. В другом помещении установлен мощный станок, который режет металл, как лист. Рядом склады для железа и кокса. А вот и готовые к отправке две красавицы-пантеры, застывшие перед прыжком – работа Виктора Михайловича. – Над животными сложно работать, – признается Дмитрий Викторович. – Одно дело – нарисовать эскиз, а сделать – совершенно другое, приходится по кусочку изготавливать. Вообще, художественная ковка – это предмет роскоши, стоит не дешево. А людей после той скульптуры молодоженов не хочу больше делать, столько негатива было, но именно так представлял себе танцующую пару.

Когда металл оживает

Кузница в Чернееве появилась 12 лет назад. Вообще, ее основатель Виктор Михайлович – сварщик, прежде работал на автобусном заводе. А вот его родной брат Иван Монастырский – художник и кузнец, хорошо известный не только в Ульяновске, где он живет, но и далеко за его пределами. Вместе со своим другом – нижегородцем Александром Романовым, с которым вместе окончили Павловское художественное училище, они основали в Ульяновске, куда переехали жить, кузнечный двор «Корч». Поначалу трудились граверами на авиазаводе, потом решили возродить художественную ковку и создали свою мастерскую. Ее название не случайно, «корчий» в переводе со старославянского означает «кузнец», а для звучности они сократили это слово, и получился «Корч». Работы наших земляков выделялись и на международных выставках. Благодаря таким мастерам, Ульяновск обрел статус города-кузнеца. Туристов впечатляют узорчатые ограды, особенно вокруг Ульяновского областного театра кукол, козырьки над входами в здания, кованый самовар, но самой масштабной работой друзей-кузнецов стала пятитонная роза перед театром юных зрителей в Санкт-Петербурге, которую они подарили Северной столице в честь 300-летнего юбилея. Александр Романов – автор создания железного дерева скорби – кованой вишни в память о погибших в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове. – В кузнечный двор приезжали многие знаменитые люди, в том числе Александр Розенбаум, известные политики, – рассказывает Дмитрий Монастырский. – В общем, любовь к кузнечному делу у нас в генах. А сварка, которой занимался мой отец, близка к этому, все здесь взаимосвязано. Монастырские первыми в Павловском районе освоили ковку металла в ульяновском живом стиле по примеру своего родственника. Дмитрий в ту пору еще работал на заводе инженером-электромонтажником после окончания Нижегородского политехнического института и начал потихоньку помогать отцу. Решив досконально освоить профессию кузнеца, поступил в Павловское художественное училище на факультет изготовления художественных изделий из металла. Его первая самостоятельная работа – кованый палисадник. В будущем планирует уйти от таких заказов и работать над сувенирной продукцией.

Действительно уникально

Художественная ковка требует ежедневного тяжелого труда. Слабому физически человеку не под силу справиться с увесистым молотом, а дышать гарью и краской – тоже удовольствие не из приятных. Словом, работать в кузнице могут лишь настоящие фанаты. – Конечно, хочется, чтобы меньше было физического труда, – признается Дмитрий. Он охотно делится своим опытом со студентами Павловского колледжа народно-художественных промыслов. – К сожалению, у нас не обучают профессии кузнеца, – продолжает мастер. – Я не учу их делать кошек, поскольку это не пользуется спросом, зато показываю, как изготавливать ложки для обуви. Есть у павловских кузнецов и постоянные клиенты. Много лет они сотрудничают с нижегородским зоопарком «Лимпопо», изготавливая из металла разных животных. А для жены Дмитрий сделал изящные кованые розы. Кстати, она помогает ему оформлять заказы. У Любови тоже творческая профессия, она – парикмахер. Вместе они уже 10 лет, у них подрастают две дочки. Глава семейства порой до позднего вечера задерживается в своей кузнице. – Приходится быть и художником, и слесарем, и сварщиком, и маляром, – улыбается он. – Но эта работа приносит мне радость и доход. Приятно читать такие добрые отзывы: «Видно, что это настоящая ковка. Респект кузнецам!» Каждое изделие ручной художественной ковки уникально, из обычного куска металла художники стараются создать произведение искусства. Не случайно люди приходят полюбоваться ими.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото автора.

Павловский округ.

Comments & Reviews