6_2012_2-1
20.03.2012

Лукавый мир семян

Наши ошибки не случайны

Если прежде весь ассортимент семян в лучшем случае ограничивался несколькими сортами каждой культуры, то теперь их в продаже около пяти тысяч, хотя далеко не все числятся в Госреестре и районированы. К примеру, одного укропа ­ 70 вариантов, салата ­ 200, помидоров ­ 1500! Да и помимо традиционных овощных, сегодня не проблема приобрести семена любой экзотики, вплоть до артишоков, рукколы и… съедобных лопухов.

И все это изобильное разно­образие ­ на прилавках множества магазинов и лотков, которых обеспечивают товаром три десятка крупных оптовых фирм. А их, в свою очередь, ­ крупные семенные производители. Только последние (за редким исключением) не отечественные, а зарубежные ­ из Бразилии, Китая, Испании, Италии.

Точный адрес «места рождения» семян в наше время считается коммерческим секретом. Успех любой фирмы зависит от того, насколько дешевле удастся их купить под южным солнцем и дороже продать под северным. Прибыль при жесткой конкуренции ­ вот их главная цель.

А каким образом они соблазняют покупателей? Зачастую вовсе не реальными, а мнимыми достоинствами того или иного сорта, внушая нам то, что в любых условиях предложенные сорта якобы дают баснословные урожаи!

Что же определяет наш выбор семян и чем конкретно руководствуются огородники при покупке тех или иных сортов и культур? Для этой цели я провел «самодеятельные» опросы не только около прилавков нескольких магазинов, но и непосредственно в садовых товариществах и коллективных огородах.

В итоге получил и систематизировал огромное количество мнений на сей счет. Типичных вариантов ответов оказалось восемь. Их я распределил в порядке убывания ­ от максимальных по количеству ответов к минимальным.

Что влияет на наш выбор?

1. Советы продавца оказались решающими для большинства жаждущих высокого и качественного урожая. Большинство готовы поверить любому и каждому из тех, для кого пакетики с семенами ­ товар, обеспечивающий личное благополучие.

Хорошо, если продавец, у которого просят помощи, «по совместительству» оказывается еще и опытным огородником, знающим сотни сортов и способным дать дельные советы. Но куда чаще нам с умным видом рекомендуют все подряд, что лежит на прилавке, по принципу: быстрее продать.

2. Картинки на пакетах. Эта «наживка» оказывается для многих покупателей очень даже соблазнительной. Я и сам не раз ловил себя на желании выбрать именно тот пакетик с огурцами, где их, пупырчатых и аппетитных, больше всего. Среди помидоров ­ непременно такой, который крупнее и краснее других. Земляника ­ чтобы была прорисована «как живая». Разноцветные сладкие перцы ­ чтобы сами в рот просились…

И надо объективно признать, что с художественной точки зрения почти любое изображение на современных пакетиках с семенами выглядит подобно произведению искусства. Не беда, что далекие от реальности фото сделали не на «всамделишном» огороде, а в идеальных условиях выращивания. И явно прибегли к фотомонтажу и компьютерной графике… Главное ­ создать виртуальный фотошедевр­соблазн, против которого редко кто устоит.

3. Притягательные названия сортов. Раньше были маловыразительные формальные названия типа ТСХА, НИОХ, Волгоградский, Грибовский, Алтайский, Комсомолец, Колхозница. Теперь ­ безграничный полет фантазии, склоняющий нас к определенному выбору: Красотка, Сладенький мой, Миленок, Райское наслаждение, Деликатес, Голубчик, Изюминка, Лучший из всех… Действует безошибочно: покупателя гипнотически притягивает само слово!

Повторю, что многие сорта с подобными названиями не про­шли предусмотренную законом регистрацию Госкомиссии при Минсельхозе, особенно от фирм, высылающих семена почтой.

4. Реклама в СМИ по­прежнему оказывает решающее влияние на выбор. Значительная часть садоводов простодушно верит любому проплаченному слогану, не замечая приписки о том, что за содержание рекламного текста никакая редакция ответственности не несет.

5. Красочные каталоги се­мян от фирм. Своим совершенством и выразительностью они превзошли картинки на пакетах, поскольку форматом, краской и качеством мелованной бумаги не уступают лучшим глянцевым журналам.

На производство подобного «шедевра­обещалки» семенные фирмы затрачивают нередко больше средств, чем на закупку самих семян, да и не жалеют рассылать свои каталоги бесплатно. И соблазненных заказчиков всегда хватает.

6. Статьи в периодике и Интернете. Общероссийских и региональных газет и журналов с огородной тематикой и информацией о новых предлагаемых сортах сейчас великое множество. В Интернете найти сотни и тысячи описаний сортов тоже не проблема, пусть они не всегда объективные, но в целом это та информация, которая нужна каждому для критического осмысления перед походом в магазин.

7. Опыт друзей и соседей. Обычно то, к чему мы присматриваемся на семенном прилавке, уже давно опробовано другими, и любое мнение по поводу результатов выращивания очень кстати, тем более когда они получены в ваших же условиях. К сожалению, не все осознают важность достоверного практического опыта.

Не случайно с каждым годом все больше становится клубов садоводов, огородников и цветоводов, где и происходит заинтересованный обмен такого рода информацией.

8. Потребность семьи и личная практика. Этот мотив, который должен быть для каждого главным, оказался в моих опросах… на последнем месте. Другое дело, что к своему опыту мы сами не всегда относимся с должным вниманием и серьезностью. Спросите себя: всякий ли раз и насколько полно вы записываете результаты выращивания сортов и какой они фирмы?

Знаю лишь немногих, кто ежегодно ведет «Дневник огородника» с датами и подробным перечнем всего посеянного, что помогает не повторять ошибок с семенами, точно определив фирмы, отличающиеся качественной продукцией или, напротив, негодной. Вот почему в следующий раз пакетики со штампом бракоделов они уже не купят.

В неудачной покупке виноваты сами – такой вывод напрашивается из всего вышесказанного, поскольку мы, огородники, слишком часто излишне доверчивы, не учитываем ни собственный, ни соседский опыт. Да к тому же игнорируем информацию, которая доступна сейчас каждому.

Наш выбор семян должен быть осознанным и не зависеть от далеких от объективности коммерческих интересов.

Правдивые подсказки

Речь идет об объективной оценке современного рынка семян опытными овощеводами, учеными и сотрудниками сортоучастков. При всем обилии самой разно­образной информации в Интернете таковая почему­то отсутствует, в газетах и журналах статьи на эту тему ­ редкость, а научные отчеты и книги недоступны огородникам­любителям.

Между тем агрономы и ученые­овощеводы бьют тревогу: с каждым годом на рынке семян явно усиливается доминирование зарубежных сортов над отечественными.

Не случайно специалисты заговорили о «климатической и экологической депрессии сорта», то есть о нарастающей дисгармонии между природной биологией сорта и чуждой средой, когда он оказывается в новых для себя условиях выращивания.

Сейчас куда проще услышать о «фантастических достижениях» тех или иных новоявленных фирм, перепродающих зарубежные сорта, чем о реальных успехах авторитетных отечественных селекционеров, создающих сорта именно для наших условий.

Нынешний огромный потенциал наших институтов накапливался в течение 80­90 лет несколькими поколениями ученых. Обидно, больно и стыдно, что в наше время редко вспоминают не только их имена, но и названия научных государственных центров, которые выдают замечательные, созданные для нашего северного климата сорта, по сей день! Это ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур, ВНИИ овощеводства с его опытными станциями в разных регионах, Овощная селекционная станция МСХА (г. Москва), ВНИИ растениеводства (г. С.­Петербург) и многие другие. Все они не располагают средствами, чтобы рекламировать собственные успехи. Досадно только, что российские достижения лучше известны за рубежом, чем у нас! Назову самые интересные сорта, созданные за последние годы: во ВНИИССОКе ­ озимый чеснок Антоник, Зубренок и Петровский; репчатый однолетний лук Спутник; острый перец Чудо Подмосковья, Юбилейный, Витязь; во ВНИИ овощеводства ­ сорта и гибриды столовой моркови с повышенным содержанием каротина Нюанс, Калисто, Марс, Топаз.

А вот удачная селекция томата для теплиц: гибриды Алькасар, Евпатор и Владимир ­ приоритет селекционно­семеноводческой фирмы «Гавриш» с его Институтом защищенного грунта. Бесспорны успехи агрофирмы «Манул» ­ оте­чественного лидера по созданию высокоурожайных, холодостойких, устойчивых к комплексу распространенных у нас заболеваний гибридов огурцов: Кузнечик, Марьина роща, Чистые пруды, Охотный ряд, Зеленая волна; сортов сладкого перца Аккорд, Антиквар, Багратион, Баргузин, Барин, Зазнайка, Интервент; баклажана Бумбо, Вакула, Кашалот, Романтик, Торпеда.

О том, чего нет

В условиях нашего непредсказуемого климата с очень коротким летом огородникам явно не хватает скороспелых сортов культур с особо длительным вегетационным периодом, таких как брюссельская капуста, спаржевая фасоль, сельдерей, лук­порей. Практически все их имеющиеся сорта начинают созревать только в октябре, уже при заморозках. Отсутствуют помидоры, устойчивые к самому вредоносному и повсюду распространенному заболеванию ­ фитофторе. Явно недостаточен у нас контроль за качеством и достоверностью продаваемого семенного материала.

Да, семенному рынку при всем его изобилии пока далеко до совершенства!

Венедикт ДАДЫКИН,
ученый агроном, журналист.