Лукавый мир семян
Наши ошибки не случайны
Если прежде весь ассортимент семян в лучшем случае ограничивался несколькими сортами каждой культуры, то теперь их в продаже около пяти тысяч, хотя далеко не все числятся в Госреестре и районированы. К примеру, одного укропа 70 вариантов, салата 200, помидоров 1500! Да и помимо традиционных овощных, сегодня не проблема приобрести семена любой экзотики, вплоть до артишоков, рукколы и… съедобных лопухов.
И все это изобильное разнообразие на прилавках множества магазинов и лотков, которых обеспечивают товаром три десятка крупных оптовых фирм. А их, в свою очередь, крупные семенные производители. Только последние (за редким исключением) не отечественные, а зарубежные из Бразилии, Китая, Испании, Италии.
Точный адрес «места рождения» семян в наше время считается коммерческим секретом. Успех любой фирмы зависит от того, насколько дешевле удастся их купить под южным солнцем и дороже продать под северным. Прибыль при жесткой конкуренции вот их главная цель.
А каким образом они соблазняют покупателей? Зачастую вовсе не реальными, а мнимыми достоинствами того или иного сорта, внушая нам то, что в любых условиях предложенные сорта якобы дают баснословные урожаи!
Что же определяет наш выбор семян и чем конкретно руководствуются огородники при покупке тех или иных сортов и культур? Для этой цели я провел «самодеятельные» опросы не только около прилавков нескольких магазинов, но и непосредственно в садовых товариществах и коллективных огородах.
В итоге получил и систематизировал огромное количество мнений на сей счет. Типичных вариантов ответов оказалось восемь. Их я распределил в порядке убывания от максимальных по количеству ответов к минимальным.
Что влияет на наш выбор?
1. Советы продавца оказались решающими для большинства жаждущих высокого и качественного урожая. Большинство готовы поверить любому и каждому из тех, для кого пакетики с семенами товар, обеспечивающий личное благополучие.
Хорошо, если продавец, у которого просят помощи, «по совместительству» оказывается еще и опытным огородником, знающим сотни сортов и способным дать дельные советы. Но куда чаще нам с умным видом рекомендуют все подряд, что лежит на прилавке, по принципу: быстрее продать.
2. Картинки на пакетах. Эта «наживка» оказывается для многих покупателей очень даже соблазнительной. Я и сам не раз ловил себя на желании выбрать именно тот пакетик с огурцами, где их, пупырчатых и аппетитных, больше всего. Среди помидоров непременно такой, который крупнее и краснее других. Земляника чтобы была прорисована «как живая». Разноцветные сладкие перцы чтобы сами в рот просились…
И надо объективно признать, что с художественной точки зрения почти любое изображение на современных пакетиках с семенами выглядит подобно произведению искусства. Не беда, что далекие от реальности фото сделали не на «всамделишном» огороде, а в идеальных условиях выращивания. И явно прибегли к фотомонтажу и компьютерной графике… Главное создать виртуальный фотошедеврсоблазн, против которого редко кто устоит.
3. Притягательные названия сортов. Раньше были маловыразительные формальные названия типа ТСХА, НИОХ, Волгоградский, Грибовский, Алтайский, Комсомолец, Колхозница. Теперь безграничный полет фантазии, склоняющий нас к определенному выбору: Красотка, Сладенький мой, Миленок, Райское наслаждение, Деликатес, Голубчик, Изюминка, Лучший из всех… Действует безошибочно: покупателя гипнотически притягивает само слово!
Повторю, что многие сорта с подобными названиями не прошли предусмотренную законом регистрацию Госкомиссии при Минсельхозе, особенно от фирм, высылающих семена почтой.
4. Реклама в СМИ попрежнему оказывает решающее влияние на выбор. Значительная часть садоводов простодушно верит любому проплаченному слогану, не замечая приписки о том, что за содержание рекламного текста никакая редакция ответственности не несет.
5. Красочные каталоги семян от фирм. Своим совершенством и выразительностью они превзошли картинки на пакетах, поскольку форматом, краской и качеством мелованной бумаги не уступают лучшим глянцевым журналам.
На производство подобного «шедевраобещалки» семенные фирмы затрачивают нередко больше средств, чем на закупку самих семян, да и не жалеют рассылать свои каталоги бесплатно. И соблазненных заказчиков всегда хватает.
6. Статьи в периодике и Интернете. Общероссийских и региональных газет и журналов с огородной тематикой и информацией о новых предлагаемых сортах сейчас великое множество. В Интернете найти сотни и тысячи описаний сортов тоже не проблема, пусть они не всегда объективные, но в целом это та информация, которая нужна каждому для критического осмысления перед походом в магазин.
7. Опыт друзей и соседей. Обычно то, к чему мы присматриваемся на семенном прилавке, уже давно опробовано другими, и любое мнение по поводу результатов выращивания очень кстати, тем более когда они получены в ваших же условиях. К сожалению, не все осознают важность достоверного практического опыта.
Не случайно с каждым годом все больше становится клубов садоводов, огородников и цветоводов, где и происходит заинтересованный обмен такого рода информацией.
8. Потребность семьи и личная практика. Этот мотив, который должен быть для каждого главным, оказался в моих опросах… на последнем месте. Другое дело, что к своему опыту мы сами не всегда относимся с должным вниманием и серьезностью. Спросите себя: всякий ли раз и насколько полно вы записываете результаты выращивания сортов и какой они фирмы?
Знаю лишь немногих, кто ежегодно ведет «Дневник огородника» с датами и подробным перечнем всего посеянного, что помогает не повторять ошибок с семенами, точно определив фирмы, отличающиеся качественной продукцией или, напротив, негодной. Вот почему в следующий раз пакетики со штампом бракоделов они уже не купят.
В неудачной покупке виноваты сами – такой вывод напрашивается из всего вышесказанного, поскольку мы, огородники, слишком часто излишне доверчивы, не учитываем ни собственный, ни соседский опыт. Да к тому же игнорируем информацию, которая доступна сейчас каждому.
Наш выбор семян должен быть осознанным и не зависеть от далеких от объективности коммерческих интересов.
Правдивые подсказки
Речь идет об объективной оценке современного рынка семян опытными овощеводами, учеными и сотрудниками сортоучастков. При всем обилии самой разнообразной информации в Интернете таковая почемуто отсутствует, в газетах и журналах статьи на эту тему редкость, а научные отчеты и книги недоступны огородникамлюбителям.
Между тем агрономы и ученыеовощеводы бьют тревогу: с каждым годом на рынке семян явно усиливается доминирование зарубежных сортов над отечественными.
Не случайно специалисты заговорили о «климатической и экологической депрессии сорта», то есть о нарастающей дисгармонии между природной биологией сорта и чуждой средой, когда он оказывается в новых для себя условиях выращивания.
Сейчас куда проще услышать о «фантастических достижениях» тех или иных новоявленных фирм, перепродающих зарубежные сорта, чем о реальных успехах авторитетных отечественных селекционеров, создающих сорта именно для наших условий.
Нынешний огромный потенциал наших институтов накапливался в течение 8090 лет несколькими поколениями ученых. Обидно, больно и стыдно, что в наше время редко вспоминают не только их имена, но и названия научных государственных центров, которые выдают замечательные, созданные для нашего северного климата сорта, по сей день! Это ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур, ВНИИ овощеводства с его опытными станциями в разных регионах, Овощная селекционная станция МСХА (г. Москва), ВНИИ растениеводства (г. С.Петербург) и многие другие. Все они не располагают средствами, чтобы рекламировать собственные успехи. Досадно только, что российские достижения лучше известны за рубежом, чем у нас! Назову самые интересные сорта, созданные за последние годы: во ВНИИССОКе озимый чеснок Антоник, Зубренок и Петровский; репчатый однолетний лук Спутник; острый перец Чудо Подмосковья, Юбилейный, Витязь; во ВНИИ овощеводства сорта и гибриды столовой моркови с повышенным содержанием каротина Нюанс, Калисто, Марс, Топаз.
А вот удачная селекция томата для теплиц: гибриды Алькасар, Евпатор и Владимир приоритет селекционносеменоводческой фирмы «Гавриш» с его Институтом защищенного грунта. Бесспорны успехи агрофирмы «Манул» отечественного лидера по созданию высокоурожайных, холодостойких, устойчивых к комплексу распространенных у нас заболеваний гибридов огурцов: Кузнечик, Марьина роща, Чистые пруды, Охотный ряд, Зеленая волна; сортов сладкого перца Аккорд, Антиквар, Багратион, Баргузин, Барин, Зазнайка, Интервент; баклажана Бумбо, Вакула, Кашалот, Романтик, Торпеда.
О том, чего нет
В условиях нашего непредсказуемого климата с очень коротким летом огородникам явно не хватает скороспелых сортов культур с особо длительным вегетационным периодом, таких как брюссельская капуста, спаржевая фасоль, сельдерей, лукпорей. Практически все их имеющиеся сорта начинают созревать только в октябре, уже при заморозках. Отсутствуют помидоры, устойчивые к самому вредоносному и повсюду распространенному заболеванию фитофторе. Явно недостаточен у нас контроль за качеством и достоверностью продаваемого семенного материала.
Да, семенному рынку при всем его изобилии пока далеко до совершенства!
Венедикт ДАДЫКИН,
ученый агроном, журналист.