0
Posted in Кадры
27.08.2025

НА КОМБАЙНЕ — ЗВЁЗДЫ В РЯД

Солнце едва успевает снять росу с колосьев, а на полях «ВадАгро» уже гудят комбайны. Машины по хлебным нивам в хозяйстве преимущественно ведут механизаторы, умудрённые опытом. Ещё недавно среди них был и Владимир Беляков, он и сейчас в строю, но род деятельности сменил.

Теперь в пожарных

Его имя гремело на всю область. В начале 2000-х заставил говорить о своём сельхозпредприятии, установив рекорд по намолоту в 3 тысячи тонн зерна. Тогда это был лучший результат в регионе. Да, технологии были попроще и машины не такие мощные, как сейчас, но люди работали с душой и результаты выдавали впечатляющие. За плечами Владимира Лазаревича солидный трудовой стаж, так что вполне мог бы выйти на заслуженный отдых. Но с комбайна он пересел на трактор и по-прежнему в поле. – Пожарным работаю, – с улыбкой говорит он. – Вожу по полям бочку – вдруг возгорание какое случится. Солнце зерновые основательно высушило, достаточно искры. Требования к уборочной строгие, она должна проходить с соблюдением требований противопожарной безопасности. Присматривая за тем, как комбайны бороздят ниву, Владимир Лазаревич невольно сравнивает труд нынешних хлеборобов с трудовыми буднями прошлых лет. Сам он официально начал работать за штурвалом комбайна двадцатилетним парнем, вернувшимся в колхоз из армии. На самом же деле трудовая биография уходит корнями в школьное детство. Беляков – представитель славной крестьянской династии. Работе хлебороба его с малолетства обучал отец. – До армии семь сезонов проработал как помощник комбайнёра, – вспоминает. – Пацаном всю машину наизусть выучил, знал «Ниву» до последнего болта. У нас в то время была хорошая система подготовки кадров, начинавшаяся прямо со школы. Официально водительские удостоверения получали, поступив в профтехучилище, но, по большому счёту, к тому моменту всему были обучены – мальчишки каждое лето помогали отцам. Вот почему после армии сел за штурвал готовым специалистом. Как военную форму снял, сразу устроился на работу, времени на безделье не тратил. Владимир Алексеевич Белозёров тогда председателем был, он мне сразу новый комбайн доверил. Я и сейчас отлично помню все 53 точки смазки на «Ниве». Это нынешние комбайны за весь сезон два-три раза пройдёшь. А тогда регулярно машину смазывали, чтобы не встала по ходу жатвы.

Важное второе «я»

Ветеран задорно поправляет кепку, вспоминая, как бывали организованы трудовые будни в те времена. Пока роса ещё на траве, механизаторы вели осмотр комбайнов, занимались продувкой, смазкой, проверкой двигателя и всех узлов. По словам Белякова, был у хлеборобов неписаный закон: «машина не должна стоять». Не ради гонки правила придерживались, а ради дела. Помощник заранее, пока бункер ещё не под завязку заполнился, подавал сигнал, чтобы грузовик подъезжал – минуту ценили. Это прежде Владимир Белозёров колхозом руководил, а сейчас возглавляет управление сельского хозяйства Вадского округа. Он, как и Беляков, отлично знает, как в те времена люди работали. – Представьте: бункер выгружается за 5 минут, – говорит Владимир Алексеевич. – Если за день комбайнёр сделает 20 бункеров и каждый раз будет для выгрузки тормозить, в общей сложности набежит полтора часа за день, а за неделю потери составят полноценную рабочую смену. Сейчас комбайнёры работают в одиночку, нет у них ни помощника, ни подмены. Обед – остановка. Поломка – крик в пустоту, даже ключ подать некому. Раньше же рабочий процесс был более продуманным. Помощник – не просто пассажир, а второе «я» комбайнёра. Мог подменить, помочь с ремонтом, доехать до весов, предоставляя наставнику небольшую передышку. Теперь же комбайнёр в одиночку чуть ли не по 16 часов работает. Но он же не робот.

Стимулы сменились

Средний возраст комбайнёров в современном «ВадАгро» – 45 лет, самому молодому – 40. Профессиональную школу они проходили у таких, как Беляков, застав прежнюю систему организации труда и стимулирования за счёт соревнований. – На комбайнах были «звёздочки», как у лётчиков, – улыбается Владимир Лазаревич. – Намолотил 500 тонн – получи отметку. Звёзды в ряд показывают, много ли зерна за сезон собрано. Сколько линий на комбайне, столько сезонов за плечами. Флаг лидера, его передавали от одной лучшей бригады в другую и устанавливали на машину, стремились получить, потому что почётно было. Сейчас от этого отказались. Производительность труда нынче стимулируют материальными ценностями. Но и прежде механизаторов копейкой не обижали. Беляков и Белозёров вспоминают: комбайнёр заработал тысячу рублей – помощник получает половину этой суммы. 500 рублей для школьника – деньги солидные. Сейчас детей в поле не берут – не положено. И напрасно, по мнению ветеранов, прежде у мальчишек сызмальства воспитывали привычку к труду, любовь к земле. Вот и не стремились они сбежать из деревни, хранили ей верность.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Вадский округ.

Comments & Reviews