ЧАПЛИН ПРИГЛАШАЕТ В МУЗЕЙ

Любовь к кинематографу вылилась в необычную экспозицию

Гаснет свет, зал погружается в тишину… Оживает экран, на котором разворачивается увлекательная история, повествующая о воинских победах, трудовых подвигах, о человеческих взаимоотношениях. Зрители сопереживают героям: осуждают негодяев, горюют, если у положительного персонажа что-то не получается. В первой половине прошлого века кино для сельских жителей было сродни чуду, а для деревенских ребятишек – настоящей сказкой. Костя Шегунов влюбился в кинематограф мальчишкой и чувство это пронёс через всю жизнь.

Яблоки за билет

Его детство пришлось на середину ХХ столетия, взрослел в небольшом селе Ягодное Перевозского округа. Стационарной киноустановки там не имелось, механики прибывали по графику и везли всё необходимое с собой. Их ждали с большим нетерпением, каждый показ фильма становился событием. – К киномеханикам относились, как к богам, – вспоминает Константин Иванович. – Старался им по возможности помогать: вешал объявление с временем сеанса, пособлял устанавливать аппаратуру. За это меня пускали на показ бесплатно. Хоть и невелика была цена билета – 5 копеек, но и их не всегда удавалось найти. Чтобы получить возможность посмотреть кино, люди нередко несли всё, что выросло в саду: яблоки, вишню. Всё это обменивали на билет. – Мы, ребятишки, зная, что вечером ожидается сеанс, старались как можно скорее разделаться с хозяйственными делами, – продолжает разговор Константин Шегунов. – Очень расстраивались, если в зал не пускали из-за возраста – и в наше время действовали ограничения. А ещё показывали фильмы только для комсомольцев. И мы стремились как можно скорее вступить в организацию, чтобы оказаться среди зрителей. Тогда кино было не только развлечением, оно помогало развивать кругозор, узнавать что-то новое, знакомиться с биографией исторических личностей, путешествовать, пусть и посредством экрана. Константин Иванович даже перефразировал цитату Максима Горького. Знаменитый писатель говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Шегунов заменил последнее слово на «кино». Получившееся высказывание полностью соответствует его мироощущению. – Помню, как к нам привезли первый индийский фильм, – говорит он. – Случился настоящий культурный шок. В зале, вмещавшем 60-70 человек, в буквальном смысле яблоку негде было упасть.

Снимай и смотри

Любовь к кино привела его в школу механиков, окончив которую, мог сам крутить ленты. Но и тогда Костя Шегунов даже в самых смелых мечтах вряд ли мог себе представить, что женится на богине – киномеханике Тоне. Познакомились в Ичалках того же Перевозского округа, где Константин Иванович преподавал в школе историю, начальную военную подготовку. В том числе благодаря супруге, он с головой погрузился в техническую сторону мира кино. – Изучил все установки, – рассказывает. – В Ичалках зрительный зал был на 400 человек, и аппаратура требовалась довольно мощная. В то время и школы стали активно оснащать проекторами для показа слайдов, диафильмов. Оборудование использовал на уроках, а кабинет истории превратился в киномастерскую. Мир картинок – как застывших, так и живых, Константина Ивановича всегда привлекал. С 7-го класса занимался фотографией, как только появилась видеоаппаратура, начал изучать принцип её работы. – В конце 1990-х – жена тогда уже работала директором Дома культуры – местный колхоз подарил ДК японскую видеокамеру, – делится воспоминаниями Константин Шегунов. – Это было что-то космическое. Мало того что качество съёмки отличное, так ещё и можно было тут же посмотреть видеоматериал. В моё время, чтобы получить фотографию, приходилось повозиться: плёнку прояви, снимок отпечатай… А тут снял видео – смотри.

Главный праздник

Дом Шегуновых в Ичалках, пожалуй, знает каждый. Во-первых, он с историей. Когда-то здесь располагалось правление колхоза, а в следующем году здание отметит вековой юбилей. Во-вторых, он похож на расписной терем с разноцветными клумбами-телегами, машинами, сделанными руками Константина Ивановича. Но самое главное – это ворота с портретом Чарли Чаплина и надписью, информирующей прохожих о том, что здесь расположен музей кино. Начался он с брошенных киноустановок, которые Константин Шегунов подбирал на свалках в Москве и вёз домой. В то время он уже оставил педагогическую деятельность и полностью посвятил себя истории, краеведению и, конечно, кино. Количество аппаратов прибывало, Константин Иванович хранил их, где придётся. А потом задался вопросом: почему установки спрятаны по разным углам? Выделил помещение в своей усадьбе – летнюю террасу, создал экспозицию. Помимо киноаппаратуры в неё вошли телевизоры советских времён, радиоприёмники, проигрыватели, видеокамеры, кассетные и катушечные магнитофоны, самый возрастной из которых – 1956 года выпуска, до сих пор в рабочем состоянии. – Есть установки, чтобы перематывать киноленты, – ручная и механическая, – вводит в курс дела создатель музея. – Раньше без них было не обойтись. По завершении показа бобину с плёнкой помещали на аппарат и отматывали на начало. В музее и сейчас можно посмотреть кино, погрузившись в атмосферу прошлого. Школьникам эта часть экскурсии особенно нравится: лёгким движением руки хранитель выставки опускает экран, включает установку, и та с характерным потрескиванием показывает фильм. Константин Иванович порой шутит, мол, музей создал по примеру висячих садов Семирамиды. По одной из версий, царь Навуходоносор II придумал их для жены, тосковавшей по зелёным холмам родины. Вот и Шегунов, бывает, говорит супруге, мол, экспозицию создал ради неё, чтобы ощущала себя по-прежнему в деле. Антонина Александровна – ей, кстати, присвоено звание «Почётный кинематографист России», отлично понимает: музей больше нужен мужу, в нём черпает радость, вдохновение. – 27 августа в стране отмечают День кино, – обращает он внимание. – Для нашей семьи это, пожалуй, один из главных праздников. Прежде киномеханики были самыми уважаемыми людьми на селе, а сейчас об этой профессии даже не вспоминают. Это неправильно. Любовь Шегуновых к кино разделяют и односельчане, они помогали собирать экспонаты для музея. На каждом – табличка с именем дарителя. Особым вкладом в создании выставки отметились Геннадий Полозов, Валерий Кузнецов, Владимир Косырев.

Пять киверов за вечер

Поводом для встречи с Константином Шегуновым, в общем-то, стал приближающийся День кино. Но не фильмами едиными живёт энтузиаст. С его лёгкой руки в Ичалках появился музей военной формы. Он сам из офицеров, служили и три его брата. Мама сохранила мундиры четырёх сыновей, с них началась новая выставочная экспозиция. – Сейчас в ней 75 комплектов формы, – рассказывает Константин Иванович. – Их в распоряжение музея предоставили офицеры запаса. Тут есть мундиры сотрудников милиции, пограничников. Военная тема, несмотря на то, что в своё время Константин Шегунов с армейской стези ступил на педагогическую, по-прежнему ему близка. Когда работал в школе, организовал патриотический клуб «Багратион». Вместе с ребятами проводил исторические праздники-реконструкции. Один из них, к примеру, был посвящён войне с французами 1812 года. Константин Иванович смастерил кивера – головные уборы того времени, помог пошить форму. Ребята маршировали в полном боевом облачении 1812 года. Для Ичалок такая реконструкция была в диковинку. – За вечер пять киверов сделал, – вспоминает бывший педагог. – Ездили с детьми в Бородино. Дети были в той же форме, и мы на месте воспроизвели фрагмент сражения. Константину Ивановичу всегда было интересно разбирать тактику, применяемую российскими полководцами в XIX веке. – В ту войну случился эпизод, про который мало вспоминают, – рассказывает он. – Как-то наши солдаты напоролись на армию Наполеона. Силы были неравны: 7 тысяч русских против 30 тысяч французов. Но благодаря грамотному построению отечественное войско не позволило врагу разбить себя. Наши расположились боевым порядком, называемым каре. Проще говоря, выстроились прямоугольником. Внутри него – пушки, по углам – гренадёры, со всех сторон непреодолимый частокол штыков. Да ещё солдаты не стоят на месте, а движутся тем же боевым порядком. Французы ничего сделать не смогли, наши вышли из-под удара. За время работы клуба Константин Иванович создал для ребят военную форму нескольких эпох – от кольчуги до мундиров начала Великой Отечественной. Исторические материалы, собранные в школе, Константин Шегунов бережно хранит. В его архиве – фотографии, видеозаписи, документы и, конечно, предметы из прошлого. Ухватов, чугунов, прялок, крынок набралось на ещё одну полноценную экспозицию. Вот только выставить всё это историческое богатство негде. В помещении террасы семейной усадьбы Шегуновых уже не осталось места.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото из архива семьи Шегуновых.

Перевозский округ.

Comments & Reviews