
СТАРИННЫЕ УМЕНИЯ — В НАСЛЕДСТВО
Заняться тем, к чему лежит душа
Сергей Рохмистров, вероятно, единственный мастер, кто владеет старинным лопатным промыслом, который раньше процветал в лесном Заволжье. Впрочем, не только этим ремеслом занимается Сергей Николаевич. В мастерской, которую он превратил в настоящий музей, можно увидеть процесс создания не только деревянных лопат, но и кадок, познакомиться с другими традиционными ремёслами.
Из рода лопатников
Сергей Рохмистров создал музей ремёсел в своём доме в селе Воздвиженское. В одном помещении он подробно представил процесс изготовления кадок – каких только деревянных ёмкостей здесь нет. Другая комната посвящена лопатному промыслу, ткачеству и другим промыслам. Музей свой назвал «Живые ремёсла Поветлужья». Живые потому, что раньше каждый крестьянин занимался этими промыслами, существуют они и сейчас, а сам он может не только рассказать, но и показать процесс изготовления деревянных вещей. Сергей Николаевич родился в этом доме, который построил его отец. Здесь, в Воздвиженском, окончил школу. Поступил в военное училище. Служил в войсках противовоздушной обороны в разных уголках страны – на Украине, в Архангельске, Ленинградской области и на Камчатке. В 1990-е годы ушёл из армии. Вернувшись в родное село, устроился учителем информатики в Глуховскую среднюю школу. Сейчас он продолжает там работать в технической должности. Но главным своим делом считает ремёсла. – Междуречье Керженца, Ветлуги, Усты – исстари места ремесленные, лесные, – рассказывает Сергей Николаевич. – Целыми деревнями занимались промыслами: одни делали кадки, другие – лопаты, третьи – сундуки. Сергей Рохмистров знает своих предков в пяти поколениях. Он из рода лопатников – мастеров, изготовлявших в прошлом деревянные лопаты. Секретам промысла Сергей Николаевич научился у отца, а тот, в свою очередь, перенял умение от своего отца Михаила Ивановича. – Дед Михаил Иванович – у него было семь сыновей – до Великой Отечественной войны, в 1920-1930-е годы в деревне Чихтино на Люнде был бригадиром лопатников, – рассказывает Сергей Рохмистров. – Работа была тяжёлая, но приносила доход, на который можно было содержать большую семью. – Лопаты делают из осины, – продолжает Сергей Николаевич. – Осину окрест деревень вырубали многими поколениями, поэтому работникам приходилось двигаться всё дальше и дальше в лес. Уходили на всю зиму, жили на кордонах и заимках. Там же, в лесу делали лопаты. Дед Михаил эту работу организовывал, искал покупателей, занимался снабжением бригады. Мастер объясняет и показывает, как делали лопаты в старину. Для производства использовали, как уже было сказано, осиновую древесину – сырая она – мягкая, легко обрабатывается, а когда высохнет, становится твёрдой и лёгкой. Вначале искали подходящее дерево. Проверяли ударом обуха топора: по звуку можно было определить, гнилой ствол внутри или нет. Срубали, тут же распиливали на кряжи. Разбивали клиньями на две плахи. Потом из этой плахи вырубали заготовки. А дальше, используя различные инструменты, вырезали изделие. Сергей Николаевич показал, как на специальном станке двумя разными скобелями обтёсывают лопату. – Лопаты в хозяйстве требовались в большом количестве, – говорит он. – Они были нужны для уборки снега, выпечки хлеба, просеивания зерна. По форме полотна отличались в зависимости от назначения. В мастерской хранится старая лопата с изогнутым черенком, с помощью которой раньше веяли зерно. Вещи эти редкие. Возможно, Сергей Николаевич – единственный мастер в регионе, который делает деревянные лопаты и наглядно может показать эту технологию.
Рогожа и ткацкий стан
В мастерской-музее представлены и другие ремёсла. Например, здесь можно узнать, как делали рогожу. – Рогожную ленточку ткали вплоть до конца 1980-х годов, – объясняет Сергей Рохмистров. – Она пользовалась большим спросом. Из широкой рогожи шили кули, мешки, накидки и подстилки. Верёвочку в советские годы принимали в большом количестве, её использовали для подвязывания винограда в южных регионах. Рогожу делали из мочала – луба липовой коры. Как раз отсюда и пошло выражение «ободрать как липку». Деревья обдирали в начале лета, когда шло движение соков. Замачивали на несколько недель в водоёме, потом снимали мочало. Полоски заправляли в специальный станочек, ткали с помощью берда и трепала. Такие инструменты раньше были в каждом доме. – Не путайте лыко и мочало, это разные вещи, – отмечает Сергей Николаевич. – Лыко – это кора молодых лип, из него, например, плели лапти. А мочало – это внутренний слой коры, который легко отделялся после вымачивания. В мастерской установлен старинный ткацкий стан, когда-то он принадлежал бабушке Сергея Николаевича. Он привел его в действующее состояние. Ткачеством занимается супруга Елена Ивановна. Она – врач Воздвиженской участковой больницы. В свободное время ткёт красивые половики и дорожки.
Обручь из печи
Сергей Рохмистров освоил и непростое мастерство кадочника. Учился у старого мастера Николая Васильевича Симачкова из деревни Тиханки, где многие в прошлом занимались этим ремеслом. Когда Сергей Николаевич заинтересовался изготовлением кадок, в районе оставалось всего три человека, которые умели их делать. А сейчас Сергей Рохмистров – единственный кадочник в округе. Именно поэтому у него и появилась идея сделать дома музей ремёсел – чтобы наглядно показать процесс их изготовления. – Люди стали интересоваться, приезжать, было и телевидение у меня, а показать было особо нечего, поэтому и решил организовать небольшой музей, – говорит мастер. Зато сейчас каких только кадок тут нет! Процесс их создания действительно сложный, не каждый его может освоить. Сергей Николаевич научился быстро потому, что уже умел работать с деревом. Интересна история, как мастер нашёл инструменты. Кадки делать научился, но всех нужных приспособлений у него не было. Где их взять – непонятно. Как раз в то время в соседней деревне задёшево продавался старый заброшенный дом, Сергей Николаевич купил его, чтобы разобрать на стройматериалы. Забравшись на чердак, он неожиданно нашёл все инструменты кадочника – как будто специально они его тут ждали. Иначе как судьбой это не назовёшь, считает мастер. – Берётся хороший кряж, например, сосновый, – рассказывает Сергей Рохмистров. – Из него выкалываются клёпки-дощечки, при этом годичные кольца должны располагаться поперёк них, чтобы дерево не коробилось. На станочке обрабатываю клёпки скобелем в черновую. Для подгонки использую другой инструмент – ладило. Дощечки по кругу собирают с помощью временного обруча и зажимов. После этого внутреннюю часть кадки вычищают специальным скобелем. Вставляют дно. Дальше надевают постоянные обручи. – Иду в лес, нахожу подходящую ель, лезу наверх: страшно, а что делать! – рассказывает мастер. – Пока спускаюсь вниз, срезаю ветки. Потом их надо обработать. Топлю печь вольную – значит, только что истопленную. Угли – в сторону. Внутрь печи сую пачку обручей. Когда они начинают потрескивать, переворачиваю другим концом. Они становятся мягкими. Заворачиваю их в опалубку. Затем с помощью ножа – это мой любимый инструмент – надеваю обручи на кадку, начиная с нижнего. Мастер считает, что еловые обручи – самые надёжные, именно их всегда использовали кадочники в лесном краю. После того, как они сковали кадку, ей придают окончательный вид. Кадки раньше использовали для всевозможных целей, это была одна из самых нужных в хозяйстве вещей. – Кадки для воды раньше были в каждом доме, обычно их делали из сосны, – говорит Сергей Николаевич. – В бане и в хлеву они тоже были нужны. В погребе стояли кадки разной величины для солений. На кухне хозяйки использовали квасники, маслобойки, вёдра, ушаты, квашонки для теста, лохани для мытья посуды. Бельё стирали в буке – это специальная кадка для отбеливания льняной одежды. Отсюда и специальное слово – «бучить», значит «стирать». Хорошие кадки и сейчас ценятся. Заинтересовался берестой, делает из неё корзинки. В планах заняться щепой, попробовать сделать крапивную ткань. Мастер говорит, что ему интересно заниматься теми вещами, которые раньше мог сделать каждый крестьянин. Для гостей, которые приезжают в мастерскую Сергея Николаевича, увидеть эти ремёсла вживую зачастую – настоящее открытие. Не только городские, но деревенские жители не видели, как делаются кадки и деревянные лопаты, ткутся рогожа и дорожки. Главное, говорит Сергей Николаевич, сейчас он занимается тем, к чему больше всего лежит душа.
Анастасия Сергеева.
Фото автора.
Воскресенский округ.

