
БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ РОБОТА
В поход подопечного снаряжают школьники
Искусственный интеллект сегодня управляет механизмами, помогает врачам при операциях, сочиняет стихи и музыку, пишет картины. Но всё равно главным остаётся человек, который научен его создавать и им управлять. Это известно ребятам из Центра детского творчества.
Здравствуй, я – ИИ
Десятиклассник Георгий Куламин решил связать своё будущее с изучением технического зрения и искусственного интеллекта. Серьёзные шаги к этому уже сделаны. В прошлом году воспитанник кружка робототехники Спасского центра детского творчества стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Он разработал программу «Умный дом». С использованием телефона хозяин квартиры мог заботиться о микроклимате в помещении, включать и выключать кондиционер, следить за безопасностью. Если бы кто-то вскрыл дверь или произошла протечка воды, на телефон сразу пришло бы сообщение. Установленная камера присматривала за жильём, могла отправить с помощью нейросети сообщение владельцу, её даже можно было спросить о происходящем, и она ответила бы. Вот что «соорудил» Георгий. Фантастика, скажет кто-то. Вовсе нет, ответят ребята из кружка, мы и другое умеем. Десятиклассник Руслан Барсуков и девятиклассник Александр Леванов собрали умную теплицу. Представьте: обычная огородная теплица с поливом, искусственным освещением и форточками, правда, в уменьшенном размере 1:10, чтобы её было удобно возить на конкурсы и олимпиады, но выращивать в ней те же помидоры можно без участия человека. Только посади и потом собери урожай. Ты можешь уехать в отпуск, командировку, автоматизированная система всё выполнит за тебя – проверит влажность почвы и польёт нужным объёмом воды, а не абы как, измерит температуру воздуха, включит фитоосвещение при заходе солнца и откроет форточки для проветривания. ИИ даже отчитается перед тобой, в какой бы точке мира ты ни находился. Ты можешь дать ему задание, и он выполнит. Здорово! Тут вспомнила про супертеплицу, о которой мечтают ребята из агрокласса школы № 1 в Ветлуге. Жили бы школьники поближе, могли бы соединить свои интересы и умения и добиться отличных результатов.
Научи меня лавировать
Захожу в кабинет робототехники Центра детского творчества. Много компьютеров, каких-то пластиковых коробочек, деталей. А вот и роботы. Настоящие! Класс! Вот один двигается вперёд, поворачивается, думает, куда отправиться дальше, обходит препятствия – молодец. Полное впечатление, что он разумен и умеет ходить. Но я-то знаю, что его создали семиклассник Артём Хламов и десятиклассник Руслан Барсуков для регионального этапа международного конкурса «Роботофинист», номинации «Большое путешествие». И ходить путешественника научили тоже эти парни, создав определённую компьютерную программу. – Это не особо сложно – научить робота ходить по линии и объезжать движущиеся препятствия, – объясняет мне руководитель кружка, педагог Денис Владимирович Хламов. – Сложности возникнут на самом конкурсе, когда нужно будет двигаться по заранее не известному лабиринту. Это на втором этапе, на третьем предстоит пройти по пунктиру – то чёрной, то белой линиям, а на четвёртом – захватить с собой центральные кегли, оставив те, что по сторонам, а потом вернуться назад, пройдя все эти этапы в обратном порядке, и не потерять по пути взятую кеглю. И это должна быть одна программа, а не четыре, для каждого этапа. Робота необходимо научить ориентироваться самостоятельно: на каком этапе он в данный момент находится, и принимать нужные решения. Сложно! Это даже я понимаю. – Справимся, – убедительно говорит Денис Владимирович. – Подготовимся. Ребята очень увлечённые, вдумчивые, старательные, занимаются серьёзно. Меня не надо убеждать, сразу поняла, что неувлечённых и несерьёзных здесь нет. Подошла к первокласснику Тимофею Нохрину поинтересоваться, что ж это у него в руках, а он как будто и не слышит: так увлёкся работой с деталями. Но потом рассказал, что делает мотоцикл, он будет ездить под управлением, которое задаст ему Тимофей. А первоклассник Кирилл Винокуров создаёт самолёт собственной конструкции, управлять им он будет тоже посредством языка программирования. И Тимофей, и Кирилл, хотя они только первоклассники, уже могут собрать робота из деталей, запрограммировать на компьютерах их действия, изучили зубчатые передачи. Они участвовали в муниципальном этапе областных соревнований «Технобатл». А что значит – муниципальный этап? Это значит, что участников должно быть не три, четыре, а хотя бы человек 20. Неужели в округе так много занимающихся робототехникой? Оказывается, немало. Кружки есть в четырёх школах и трёх детских садах. Кружок в Центре детского творчества – опорная площадка: здесь обучают педагогов для преподавания робототехники. Как сказал Денис Хламов, весь район готовят в равных условиях. Начинают ребятишки с самого простого, а к 7-му классу, например, они готовы к реальной работе, азы промышленной электроники ими пройдены, 3D-моделирование знакомо. Лазерная резка, пайка, программирование в текстовых языках – всё это проходят на занятиях в кружке и используют при создании роботов и целых проектов.
От первого шага до побед
Локомотив, генератор идей в кружке – мне кажется, правильнее было бы назвать мастерская, – Денис Владимирович Хламов. Всему, что умеют мальчишки, их научил педагог. От первого урока до побед в международных конкурсах – они всегда вместе. А побед в активе немало: победители российской робототехнической олимпиады в Челябинске, победители международного конкурса «Юные интеллектуалы XXI века» в Киргизии в составе российской команды, а неделю назад одна из команд воспитанников Дениса Владимировича заняла первое место на олимпиаде в Саранске, другая – второе место. Люди по всему миру сейчас много спорят о пользе и вреде искусственного интеллекта. А выходит, у этих ребят ИИ – главный герой. – Не опасно ли? – спрашиваю у руководителя кружка. – Штопор тоже опасен. А нож? – переспрашивает Денис Владимирович. – Любым инструментом надо пользоваться грамотно. Если он помогает тебе в развитии, значит, ты на правильном пути. Педагог объясняет ребятам, что ИИ не должен учить за тебя уроки, писать диплом, например. А проконсультироваться с ним, найти нужную информацию – это да. Нейросетям можно отдать решение рутинных задач, а вот движение скальпеля хирурга, инженерные решения нужно оставить за человеком, специалистом. Воспитанники Дениса Хламова это уже знают, понимают, приручают искусственный интеллект себе на пользу, у них есть база для роста, освоения будущих профессий. Педагог работает с детьми в центре 13 лет. За это время многие его ученики поступили в вузы, выбрав технические специальности. Это тоже победа, и она выше, чем пьедестал почёта на олимпиадах и конкурсах.
Елена Беляева.
Фото из архива Центра детского творчества.
Спасский округ.

