
ИГРУШКИ С НАШИМИ КОРНЯМИ
Производство плюшевых медведей, деревянных конструкторов и не только намерены увеличить
На следующей неделе в Москве начнёт работу XV конгресс производителей детских товаров. В масштабном форуме примут участие лидеры индустрии и компании, только-только присоединившиеся к ней. Регионы, где развитию отрасли уделяется повышенное внимание, поделятся наработанным опытом. Озвученные предложения вполне могут стать частью федерального плана развития индустрии, принятого в прошлом году. В нём обозначена основная цель – по итогам стартовавшей пятилетки доля отечественных детских товаров на рынке должна составлять не менее 50 процентов.
К мероприятию активно готовится область. Нам есть что показать. Регион стал одним из первых в стране, где развитию индустрии уделяется повышенное внимание. Два года назад производители игрушек, мебели для малышей, одежды и обуви объединились. В союз принимают не каждого производителя. Компания должна соответствовать ряду условий, главные из которых – безопасность и качество выпускаемой для детей продукции. – Правительство области оказывает производителям детских товаров весомую поддержку, – говорит губернатор Глеб Никитин. – И не только финансовую. Помогаем в разработке новой продукции, поиске рынков сбыта. Правительством принята стратегия развития индустрии, где упор сделан на модернизацию производства, рост объёмов выпускаемых товаров, выход на экспорт. На этой неделе глава региона утвердил план развития отрасли, реализовать который необходимо до 2030 года. Обсуждение подобного документа, только федерального уровня, пройдёт в рамках предстоящего конгресса. Российская «дорожная карта» содержит 28 мероприятий, которые разбили на четыре раздела: классификация и статистический учёт производства, стимулирование спроса, обеспечение безопасности товаров для детей, контроль за реализацией пунктов плана. Что касается региональной, в её подготовке принимали участие министерство промышленности, торговли и предпринимательства области, Ассоциация индустрии детских товаров. – К развитию отрасли подходим системно, – отметил Глеб Никитин. – Вошли в число четырёх пилотных регионов в стране по разработке комплексной поддержки производителей товаров для детей. Вместе с представителями предприятий выделили проблемные вопросы, нашли пути их решения, помогаем компаниям включаться в федеральные программы. По итогам прошлого года предприятиям, входящим в состав объединения производителей детских товаров, оказана поддержка на общую сумму 50 миллионов рублей. Губернатор отметил, что в союз уже вступили около 80 компаний, все они автоматически становятся участниками региональной программы «Подарок новорожденному». Она ещё не начала действовать, запуск запланирован на 1 июля. Программа разработана в рамках Пятилетия семьи, объявленного губернатором. Суть её в том, что родители малыша получают электронный сертификат на 20 тысяч рублей. Обналичить его нельзя, а вот приобрести товары для ребёнка на обозначенную сумму – пожалуйста. Но есть одно условие: купить можно только продукцию нижегородских производителей. Выбор большой – в списке свыше 200 наименований от шампуня для малышей до кроватки с удобным матрасом. Согласно статистическим данным, отечественные производители пока закрывают внутренний рынок лишь на 30 процентов. Так что у российских компаний огромные возможности, чтобы расти и развиваться. – В течение предыдущих двух лет участникам отрасли выданы субсидии на покупку оборудования, продвижение продукции на интернет-площадках, создание или модернизацию виртуальных магазинов, – рассказал министр промышленности, торговли и предпринимательства региона Максим Черкасов. – В общей сложности поддержка такого рода оказана на сумму свыше 17 миллионов рублей. Ещё около 23 миллионов предприятия получили в виде займов по сниженной ставке. Кроме того, производителям помогали в сертификации, регистрации товарного знака, на льготных условиях их привлекали к участию в международных профильных выставках и фестивалях. В новый план, реализация которого начнётся уже в этом году, включили доказавшие свою эффективность меры поддержки, прописаны в нём и дополнительные программы. «Дорожная карта» предполагает проведение всестороннего анализа потребительского спроса на регулярной основе. Полученные данные позволят строить прогнозы в необходимости тех или иных товаров. Продолжат изучать потребность школ и детсадов в мебели, учебных пособиях и другой подобной продукции. Особое внимание намерены уделить создаваемым импортозамещающим предприятиям. Для повышения производительности труда планируют внедрять бережливые технологии. Ряд преференций начнёт действовать для компаний, реализующих детские товары на интернет-площадках. – Производство, продвижение продукции, участие в процедуре госзакупок – всё это есть в региональной «дорожной карте», – отмечает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. – Область чутко реагирует на изменения в федеральной политике, активно участвует в обсуждении стандартов и разрабатываемых норм, знакомит власти с позицией бизнеса по ключевым вопросам. Программы поддержки, действующие в регионе, планируют распространять на всю страну. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Ивана Куликова, в этом году в федеральном бюджете заложено 295 миллионов рублей на возмещение части затрат при реализации проектов по производству импортозамещающей продукции. Компенсировать расходы такого плана в области начали ещё в 2022-м. – По словам президента Владимира Путина, не только для семьи, но и для государства нет ничего важнее, чем дети, – подчеркнул председатель правительства РФ Михаил Мишустин. – Их здоровье, образование, благополучие – ключевые приоритеты нашей деятельности. И конечно, надо сделать так, чтобы родители могли порадовать своего ребёнка качественными товарами.
Юлия БОРИСОВА.
Фото Киры МИШИНОЙ.