0
15.04.2025

ЗАЩИТНИЦЫ ГРОЗОВОГО НЕБА

Ищем тех, кто узнает их по фото

В редакцию пришло письмо от давнего читателя газеты Юрия Воробьёва, который как азартный гармонист и неутомимый картофелевод известен не только в своей деревне Хахалы и Семёновском округе, но и за их пределами. Впрочем, обратился к нам Юрий Павлович не из музыкальных или аграрных интересов, а из искреннего порыва в преддверии 80-летнего юбилея Победы поделиться с подписчиками редкими снимками военной поры, которые хранятся в его семейном архиве.

За давностью лет

Предоставим слово Юрию Воробьёву. «Перед вами – фотографии зенитчиц, защитниц неба над Горьким, сохранившиеся в альбоме моей матери Лидии Павловны, в девичестве Киселёвой. По её воспоминаниям, окончив в 1941-м Горкинскую школу Варнавинского района, она успела два года отработать на почте, прежде чем была мобилизована по комсомольскому призыву. Дослужилась до младшего сержанта, командовала отделением воздушной разведки. Их позиции располагались вблизи моста через Оку, соединяющего Стрелку с нагорной частью города, а наблюдательный пункт находился на одной из башен Нижегородской ярмарки, в здании которой тогда действовал Горсовет. Разведчики следили оттуда за небом, чтобы вовремя оповестить о появлении самолётов врага, по очертаниям и звуку моторов определив их тип и марку. А немецкие бомбардировщики нередко заходили на цели именно в их сторону – из-за Волги. После победы над фашистской Германией зенитные части из Горького направили на Дальний Восток для борьбы с японскими милитаристами, но эшелон, в котором ехала мама, застрял где-то на Байкале, а тут и война совсем кончилась. Надеюсь, на этих безымянных, увы, фотографиях кто-то узнает своих родных, воевавших в частях ПВО Горького. Из рассказов мамы помню только, что две девушки были родом из Гагинского района, а командовал подразделением лейтенант по фамилии Зинченко. Лидия Павловна ушла из жизни ещё в 1974-м, поэтому за давностью лет многие детали успели позабыться, да и говорить о войне она не любила. Кстати, в Хахалах, где сейчас живу, и в деревне Лыково, что от нас в четырнадцати километрах, во время войны соорудили наблюдательные вышки, на которых тоже несли службу девушки из войск ПВО», – таким повествованием сопроводил Юрий Павлович присланные им снимки.

Отсроченная учёность

Заметим, в Главном ярмарочном доме в войну действовал не только высший орган государственной власти города, но и Горьковский комитет обороны, занимавшийся вопросами военной промышленности и тылового обеспечения, что на защитников объекта возлагало особенную ответственность. В открытых электронных базах данных Министерства обороны РФ нам, к сожалению, не удалось найти какую-либо информацию о зенитчице Лидии Киселёвой, которая, по имеющимся сведениям, родилась 17 ноября 1922 года и проживала в деревне Зотино. Однако, пока мы работали над материалом, Юрий Воробьёв связался с военкоматом Варнавинского округа, где ему сообщили, что мама была призвана в Красную армию 9 января 1943-го, демобилизована в ноябре 1945 года, а службу проходила в 742-м зенитно-артиллерийском полку. Юрий Павлович также уточнил, что после войны Лидия Павловна заведовала Хуторской, а потом Бажинской начальными школами. Впрочем, мысли связать судьбу с образовательной сферой возникли ещё в ранней юности. В Горкинской школе её выпуск был первым десятым классом, и многие одноклассницы впоследствии тоже стали педагогами, а вот из парней с фронта живыми вернулись только двое. В Ветлужское педагогическое училище Лидия Киселёва была зачислена ещё в войну, а окончила уже только после демобилизации – в 1946 году. В учебном заведении имелось заочное отделение, а в военное время действовали курсы по ускоренной подготовке учителей начальных классов. Дело в том, что в декабре 1943-го Совнарком СССР принял постановление «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования», что было вызвано наметившимися проблемами с кадрами в школах, вычерпанными войной. Вероятно, Лидию Киселёву, как способную, включили в эту программу, но её военные навыки до поры оказались нужнее. И всё-таки диплом был получен, с которым до конца 1960-х Лидия Павловна оставалась единственным учителем на всю свою сельскую округу. Когда родная деревня совсем заглохла, преподавала в Молосной, позже работала в детсаду в Антонихе.

Рельсы уводят на восток

В своём поиске мы решили зацепиться за фамилию офицера, командовавшего зенитным подразделением. Так вышли на младшего лейтенанта Ивана Варфоломеевича Зинченко, который служил как раз в 742-м зенитно-артиллерийском полку. Данная часть действительно прикрывала мосты через Оку и Волгу, а также восточные подступы к военно-промышленному Сормову. Об истории полка сейчас напоминает мемориальная доска в посёлке Неклюдово Борского округа, установленная на здании, где с октября 1942-го по январь 1944-го располагался штаб 742-го ЗенАП. Иван Зинченко, успевший повоевать на южном направлении в должности командира разведки батареи, был откомандирован в Горький после прохождения курсов по подготовке замполитов. В мае 1945 года полк был включён в состав 98-й зенитно-артиллерийской дивизии и убыл в распоряжение Приамурской армии ПВО, которая защищала от возможных авианалётов японцев железнодорожные объекты на маршруте от забайкальской Ксеньевки до Хабаровска и дальше до Губерово, что в Приморском крае. Некоторые подразделения обеспечивали противовоздушную оборону и Комсомольска-на-Амуре, а также территории северного Сахалина. По найденным документам известно, что штаб 742-го ЗенАП к концу боевых действий на Дальнем Востоке находился в городе Оха Сахалинской области. Именно там в 1946-м младший лейтенант Зинченко был награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Японией». Примечательно, что в списке награждённых девушек-зенитчиц уже не было, к тому времени их демобилизовали. Кстати, в полку, где служила Лидия Киселёва, небо Родины защищали и её землячки из Варнавинского округа – младшие сержанты Валентина Васильевна Веселова, Антонина Александровна Понамарева и Лидия Александровна Проничева (Сесина).

В полку не значатся

Среди зенитчиц 742-го ЗенАП мы, конечно же, постарались найти и уроженок упоминавшегося Гагинского района, ведь, вероятно, кто-то из них запечатлён на опубликованных здесь фото. К слову, с Гагинской земли в ряды Красной армии в годы войны было призвано 137 женщин, и многие из них служили именно в частях ПВО, вот только отыскать тех, кто числился конкретно в 742-м ЗенАП, увы, не удалось. Что ж, система противовоздушной обороны Горького постоянно реформировалась в целях достижения максимальной эффективности, а значит, наверняка, происходила и ротация личного состава. Кстати, на 9-й батарее 36-й зенитно-артиллерийской бригады, также оборонявшей город, дальномерщиком служила уроженка деревни Шерстино Елизавета Петровна Малова, она, как и Лидия Киселёва, относилась к отделению разведки. Повнимательнее вглядитесь в молодые лица на этих фото, быть может, вы узнаете своих мам, бабушек или прабабушек, в чьих зорких и неусыпных глазах не раз отражалось грозовое небо войны. Если так, то просьба сообщить нам по контактным телефонам или электронной почте редакции, для связи можете воспользоваться и официальной страницей газеты в соцсети ВКонтакте.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото из архива Юрия ВОРОБЬЁВА.

Comments & Reviews