НЕ ПО ГОРОХУ ГОРОХОВО
И всё же к сельхозкультуре деревня имеет отношение
Для Деда Мороза декабрь – самый хлопотный месяц. Нынче забот у него столько, что даже не успевает уследить за погодой: зима совсем не слушается, пугая народ дождями да туманами. Но главному волшебнику пока не до климатических аномалий. С приходом декабря Дед отправился в путь по городам и весям, заглядывая по дороге в каждый дом, читая письма, оставленные детворой, узнавая людские желания. Редко кому удаётся посмотреть на зимнего чародея, но иногда, когда усталость даёт о себе знать – не молодой уж, – Мороз стучится в дверь. Так он и оказался в гостях у Масловых из деревни Горохово Городецкого округа.
Царь-растение
Метель, разыгравшаяся ночью, застала еда в дороге. Наступило утро, а снег всё шёл и шёл. Продвигаться по сугробам и молодому человеку нелегко, что уж говорить про пожилого. Тем более волшебник, чтобы выиграть время, путь держит по полям да лугам, по асфальтовой дороге редко доводится ходить. в тот день и вовсе по лесу пробирался. Едва расступились деревья, смотрит – вдалеке дом стоит. Дверь открыл Алексей Маслов, расспросил, что да как, и проводил дорогого гостя в парадную комнату. Чуть отдышавшись, Мороз стал хозяевам вопросы задавать. от тогда-то и выяснилось, что дом стоит на окраине Горохова. Дед тут же решил: это я удачно зашёл. Символом наступающего года по русскому огородному календарю назначен горох. Культура эта древняя, есть даже такая легенда: когда-то давным-давно, на заре человечества боги научили людей выращивать пшеницу, лён, виноград и героя 2025-го – горох. На Руси ещё при Ярославе Мудром, правившем в начале XI века, им расплачивались со сборщиками судебных пошлин и штрафов. В былые времена горох в муку мололи да пекли блины, пироги. На крестьянском столе такое кушанье было в порядке вещей. Тогда культура в меню простого человека занимала, как бы нынче сказали, лидирующие позиции. А чуть позже пошло выражение: при царе Горохе, значит, давно, когда растение ещё господствовало на столе. В Нижегородском крае его тоже возделывают с незапамятных времён. Нынче культура даже теснит с полей пшеницу да ячмень, как более выгодная для крестьянского кармана. Ещё недавно выращивали её исключительно для кормовых целей, сладкий горох разве что на огородных грядках можно было найти. Сейчас всё изменилось. Кое-где сахарными сортами заняты большие площади. Горохова, аккурат у дома Масловых, раскинулось поле. Время от времени его занимает та самая культура. Урожай собирают не для продовольственных целей, а для питания здешних бурёнок. Сейчас, конечно, никакого гороха на поле уже нет: зима для крестьян – время отдыха.
Со всеми удобствами
Если бы Дед Мороз не пробирался через лес, а шёл по дороге, деревню, скорее всего, обогнул бы стороной. Хоть и недалеко от трассы расположилась, да спряталась за берёзовой рощей – не рассмотреть. Притулилась возле одноимённого болота, где нашли приют редкие виды птиц – озёрные чайки, занесённые в Красную книгу области, кулики-сороки, охраняемые на государственном уровне. Деревня возрастная, ей не одна сотня лет от роду. Городецком краеведческом музее хранится старинный документ – «Список записным старообрядцам Нижегородской губернии, в Балахнинском уезде жительство имеющим». нём имеется перечень населённых пунктов, прикреплённых к местной часовне в 1832 году. поминается и Горохово. Дед Мороз, узнав кое-что из его прошлого, задал хозяевам вопрос: почему деревня так называется? Может, в прежние времена тут богатый урожай культуры собирали? – не знаю, – разводит руками Евдокия Маслова. – Когда-то рядом стояли две деревни: Горохово и Сидорино. Наш дом, к слову, был расположен во второй. потом населённые пункты объединили, и мы тоже стали жителями Горохова. Может быть, его назвали так в честь помещика или крестьянина, когда-то основавшего деревню. Что до гороха, то особого упора в здешних краях на него не делали. а огородах у местных жителей культура растёт, сажают её и Масловы – для собственного удовольствия. Хоть и в возрасте супруги, но от земледелия не отказываются. – Дети ругают нас, мол, пожалейте себя, поберегите здоровье, – говорит Евдокия Ивановна. – А мы привыкли к земле, не можем по-другому. этом доме на окраине деревни, считай, вся её жизнь прошла. Когда-то делили его с родителями, и вот уже лет двадцать хозяйничают самостоятельно. Дом с тех пор претерпел большие изменения, из обычного сельского превратился почти что в городской – со всеми удобствами. – Лет 10 назад в Горохово газ провели, – вводит дорогого гостя в курс дела хозяйка. – А ещё прежде водопровод появился. Пока его не было, по воду по болоту ходили, к источнику. Папа, чтобы по трясине не пробираться, положил по ней брусья, получился мостик. Ключик и сейчас есть, да только заброшенный, никто на него не ходит – надобность отпала, когда в центре деревни колонку поставили. Трубопровод прямо по болоту пустили, да недолго он просуществовал – сгнил. Мужики ремонтировали, но без толку. Когда в деревне появилась своя водокачка. Её надо было запускать по часам – неудобно, народ возмущался. Спорить с жителями не стали, проложили городской водопровод. Мама не разрешала к нему подключаться, мол, дом сгноите. Пошли на хитрость: отправили её погостить к сестре, а вернулась она уже в дом со всеми удобствами. За это время и воду провели, и канализацию.
Детям помогли
Во многом благодаря благам цивилизации деревня не исчезла с лица земли, а когда до неё дорогу щебнем засыпали, так и оживать стала: народ потянулся, строиться начал. – Сколько было в Горохове домов, столько и осталось, – рассказывает Евдокия Ивановна. – В десяти – хозяева постоянно живут. Ещё шесть – дачники занимают. У нас теперь при нумерации буквы используют, например, 5 и 5а. И молодёжь появилась. Молодёжью Масловы называют людей среднего возраста – 40-50 лет. Семьи с маленькими детьми в Горохово вряд ли поедут: нет тут, да и никогда не было ни детсада, ни школы, ни Дома культуры, ни медпункта. Даже магазина не имеется. Было время, пускали автолавку, да без особого успеха – деревня от Городца в непосредственной близости расположена, да и от Строчкова – большого села, центральной усадьбы колхоза имени Куйбышева, в 2-3 километрах. С этим хозяйством Масловы связаны крепко-накрепко. Евдокия, окончив 8 классов, устроилась туда на работу. С субботы на воскресенье в школе проводили выпускной вечер, а в понедельник она уже на птичник вышла. – 20 лет там трудилась, – вспоминает. – Там и с мужем познакомились. Он в колхозе с 14 лет. Сначала лошадью правил, потом, когда права получил, – машиной. Алексей корма на птичник подвозил, так и встретились. И вот уже 60 лет не расстаёмся, в этом году бриллиантовую свадьбу отметили. Муж в хозяйстве 25 лет отработал, когда дела там пошли хуже, перешёл на обувную фабрику. А я так и осталась в колхозе. Когда птичник закрыли, перешла на бычник. а откорме стояло под 400 голов. В 5 утра вставала каждый день и шла напрямки, через поле. Спасибо мужниному брату, он на тракторе работал, дорогу зимой чистил. На бычнике тоже 20 лет трудилась. Евдокия Ивановна связи с хозяйством не теряет, созванивается с сослуживцами, узнаёт последние новости. Недавнее известие очень её расстроило. – Закрыли бычник, работать некому, – сокрушается. – Распустили молодёжь. Бывало, в колхозе всё переделаешь, бежишь домой, а там хлопот – море. Трёх коров держали, овец, птицу. Летом корма запасали, два огорода возделывали. Сейчас так не живут. А мы со своего подворья и сами кормились, и копеечку на будущее откладывали. Накопили и себе на машину, и детям на жильё. Первый транспорт у Масловых появился давным-давно, начинали с «Запорожца». Купили подержанный, сели в автомобиль, а он не заводится. Благо под горку дорога шла, подтолкнули, машина и поехала. Потом были новые «Жигули», затем «Нива» – транспорт повышенной проходимости. С прошлого года Масловы без колёс – возраст.
Для салата оливье
– Скучно зимой-то, – жалуется еду Морозу хозяйка. – Целыми днями телевизор смотрим. Раньше хотя бы газеты читали, а как носить перестали, так и отказались. Ящики у нас в центре деревни, идти до них не близко. А шлёпать приходилось по нескольку раз: приходим, а в ячейке пусто, разворачиваемся. Недавно в Строчкове почтовое отделение закрыли: народ гудит, возмущается… Теперь с любой квитанцией, если компьютера нет, приходится в Городец идти. Летом повеселее: хоть теперь у Масловых не два огорода, а один, дел там тоже хватает. – Всего понемножку сажаем, – рассказывает Евдокия Ивановна. – А больше всего нравится викторией заниматься. Ягоду ещё в детстве полюбила, её когда-то в колхозном саду выращивали. Папа за ним следил. Мы, ребятишки, старались потихоньку то смородины нарвать, то виктории – хотелось ягод, дома их не видели. Папа, заметив нас, всё приговаривал: ну, ползут, и палил из ружья в воздух. Мы – врассыпную. Вообще нас в строгости держали: пока все наказы родителей не переделаешь, никаких прогулок. А поиграть хотелось… Теперь Масловы практически невыездные, если раньше они детям-внукам помогали, сейчас пришла их очередь: привозят продукты, чистят снег, копают грядки. Всё ничего, да только общения не хватает. – Спасибо соседке, Люде Сабуровой, навещает нас, кое-что в магазине по необходимости покупает, – продолжает рассказ Евдокия Маслова. – Мы с мужем теперь в Горохове самые возрастные. новогодние праздники ждут в гости детей – дочь и сына, да внуков – их у Масловых четверо. 2025-й встретят вдвоём, нынче в деревне шумных гуляний не практикуют. Фейерверки запускают, гирлянды включают – и только. Праздник же местные жители проводят по домам – в тесном семейном кругу. – Дети наверняка с гостинцами приедут, – улыбается Евдокия Ивановна. – Но для нас лучший подарок – встреча с ними. от тогда и наступит настоящий праздник. Дед Мороз, наслушавшись про житьё-бытьё Масловых, достал из мешка гостинцы – будто специально для радушных хозяев припасённые. Вынул книги «Возвращённые имена», будет чем заняться долгими зимними вечерами. Евдокия Ивановна благодарила от души – папа у неё фронтовик, всё, что связано с Великой Отечественной, ей близко. чтобы было чем гостей угостить, достал Дед три банки зелёного горошка. – Как раз для салата оливье на новогодний стол, – обрадовалась хозяйка. – Обязательно его приготовлю, встретим гороховый год как положено.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Городецкий округ.