Posted in История
09.12.2024

ОЧАРОВАННЫЙ НЕБОМ

К 120-летию со Дня рождения В.П. Чкалова

Виктор Рассохин

Сергей Рассохин

Жизнь Валерия Павловича – феноменальный пример достижений человека при его рвении к реализации идеи и цели. Виртуозности пилота, его инженерным знаниям, характеру и взаимоотношениям с коллегами и авиаконструкторами посвящено много книг, статей, художественных и документальных фильмов, полотен и радиопередач с момента его нелепой гибели…

В разные годы асу довелось поработать-поспорить с лётной элитой Отечества. В рядах ведущих авиаторов Страны Советов стояли Г. Седов, М. Громов, А. Павлов, К. Арцеулов, Ю. Пионтковский, Б. Бухгольц, В.Коккинаки, А. Анисимов, К. Груздев, П. Стефановский, В. Евсеев, Э. Преман, С. Супрун, В. Раков. Познали суровую трагичность будней А. Залевский, И.Козлов, Т. Сузи, А. Прошаков, Б. Кудрин, А. Томашевский, А. Гринчик, А. Екатов, Г. Головин, И. Антошин, И. Петров, Г. Байдуков, С. Шестаков, С. Анохин, А. Юмашев, Г. Шеянов, А. Кочетков, М. Алексеев, А. Якимов, А. Никашин, М. Нюхтиков, Н. Журов, И. Спирин, Е. Стоман, А. Филин, А. Кржижевский. Не отставали от них в небе и на воде А. Ершов, Ф. Усачёв, Н. Кастанаев, С. Рейдель, М. Коровкин, К. Ганулич, Ф. Болотов, Б. Агров, Т. Рябенко и Н. Благин, Н. Котяков, И. Погосский, Д. Ильинский, Г. Полозенко и Б. Чухновский. Разве всех назовёшь? Сколько слюнявых и сопливых «Чкаловых» смотрело на общенародных кумиров, как на богов, не представляя понятия

«господство в воздухе», за которое им придётся, обливаясь кровью, сражаться в Испании, Китае, Монголии, а затем и на Родине??? Наяву же — штудировали труды Д. Дуэ и Ч. Линдберга.

Несмотря на обвинения в «воздушном хулиганстве», гауптвахту и от- странения от полётов, Валерий, будучи ведущим испытателем НИИ ВВС РККА, сдружился с авиаконструктором Николаем Николаевичем Поликарповым. Время было тяжкое: процветали донос, шапкозакидательство, партийный эгоизм, эйфория от идей, не материализованных успехами, нездоровый глобализм и грабёж «опиумной религии». Не надо говорить, как переживали из-за беззакония соратники по Центральному конструкторскому бюро — они лично знали лётную элиту периода И.В. Сталина. Но сказать вслух что-либо – было равносильно самоубийству: говорящий подрубал

«крылья», подвергал риску семью, родственников и знакомых. Многие шептались, что неспроста погиб в авиакатастрофе начальник Управления ВВС РККА П.И. Баранов. Молнией промчат года, и заберут его зама, сменившего его на этом посту, разработчика структуры ВВС, спасителя Чкалова, бывавшего в Орле Я.И. Алксниса. Так «раскручивался пропеллер» Эры

репрессий…

Чкалов знал, что вкус победы придаёт человеку силы. Силы, чтобы быть сильнее страха, крепче железа, сильнее себя, поскольку помнил истину — чтобы научиться владеть самолётом, нужно научиться управлять собой. Он повторял друзьям, что полезно испытать безумную опасность, испугаться, а затем — разозлиться, выложиться до предела возможностей. Теоретик высшего пилотажа, боевых машин уроженец Василёво понимал, что без самоотдачи победа в борьбе с воздухом, неполадками и случайностями расплывчата, словно инверсионный след, оставляемый самолётом…

Сотрудничество с КБ Н.Н. Поликарпова плодотворно продолжится. Развитием бипланной схемы, внедрённой на И-5 и И-6, стал ЦКБ-3 с видоизменённой формой верхнего крыла, что улучшало обзор из кабины. Чкалов не нарадовался манёвренному истребителю, причём установил рекорд, пройдя с рёвом вираж на высоте 1000 метров за 8 секунд. Сам ЦКБ-3, более известный, как И-15, «радовался», выдавая «двадцать пятой эмкой» все 715 лошадиных сил, когда он, «чувствуя» пилота, поднимался на пятитысячную

«планку» за шесть минут. Самолёт был запущен в крупную серию, завоевав уважение и любовь у пилотов и техников (всего выпустили 674 И-15 и 2 408 И-15-бис в 11 модификациях).

1933 год пролетел, как визг, оставляемый торможением на ВПП. Поликарпов мрачен: у его КБ были настоящие «враги». Враги, ставшие под штандарты каудильо Франко. Противник, в виде «Фиатов», «Капрони»,

«САNТов», «Саетт» и «Хейнкелей». То был зловещий период чёрного двухлетия. Испанская фаланга под лидерством Хосе Антонио Примо де Ривера и генерала Санхурхо, ездивших в конце октября за фюрерской поддержкой в Берлин, открыла путь войне в 32 месяца, в которой обкатали смертью первые «Мессершмитты».

Фашиствующие триумфаторы из «Стального шлема», НСДАП наседали на Вилли Мессершмитта. «Центурионы» дуче — на Челестино Розателли. Скромный орловец, не без давления партии и Правительства, к концу года завершил проект авангардного истребителя. Это была замечательная машина, победно-трагичная знаменитость всех крылатых противостояний между госидеологиями и системами — истребитель-моноплан И-16.Так было сломлено консервативное мнение авиаграндов, заключавшееся в том, что биплан является традиционной схемой самолёта.

Первым, кто испытывал ЦКБ-12 с убирающимся шасси, стал укротитель боевых болидов Валерий Павлович Чкалов. Почерневший от горя после гибели друга А.Ф. Анисимова, он «отрывался» под облаками так, что какой там адреналин — кровь закипала в жилах. Создатели машины, присутствующие лидеры ВВС, НИИ, наркоматов, самолётостроители и смежники, холодели изнутри от пируэтов «курносого», выдержавшего нагрузки и перегрузки. Благодаря их вмешательству в судьбу машины, она была документационно оформлена для постановки в крупносерийное производство.

Новый самолёт станет любимцем лётчиков за счёт лёгкости, чуткости в управлении, манёвренности и высокой скорости. Однако, чтобы полноправно владеть шустрым истребителем (модельный ряд моторов представлял мощь от 460 до 1100 л. с.), «сталинским соколам» придётся пересмотреть не только технику пилотирования, но и тактику и стратегию ведения воздушного боя на малых и средних высотах.

«Шестнадцатый» ошибок не прощал. Участились катастрофы среди

«стариков». «Безусые кузнечики» изучали «ишачок» в едином положении — на земле. Бросала в дрожь приговорно-сухая отписка комиссий по расследованию несчастных случаев — «не справился с управлением». Читай – погиб

Опыт качественной сборки, инструктажи кудесников лётного искусства, теоретические и практические занятия-манёвры удобрили почву для приёма этих истребителей в ВВС СССР. Чкалов был очень доволен. Никто не знал, как ему пришлось «воевать» за будущее самолёта в мирное время и в каких

«заоблачных» инстанциях он доказывал необходимость его скорейшего внедрения в массы…

Самосжигающий труд Н.Н. Поликарпова и В.П. Чкалова будет высоко оценён Правительством. Слова наркома тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе, позднее загадочно ушедшего из жизни, говорят, как закалялась сталь:

«Конструктор авиационного завода тов. Поликарпов Н.Н. является одним из способнейших работников. Им сконструированы И-15 и И-16. Оба самолёта приняты на вооружение. Лётчик В.П. Чкалов ведёт испытания новых истребителей и считается одним из лучших лётчиков. Прошу наградить орденами Ленина конструктора авиазавода Поликарпова Н.Н., лётчика Чкалова В.П.».

Награды — наградами, общественное признание — одно, а направление деятельности «Антикоминтерновских» побратимов по «Оси» вынуждало тружеников СССР спать начеку, ускоряло развитие промышленных производств, экономики, открыло путь антинародной политике в ореоле культа личности, к попранию истин марксизма и ленинизма…

Одним из примеров, назовём одномоторный АНТ-25 А.Н. Туполева, бензоцистерны которого задумывали использовать под химическое оружие. Кому оно было предназначено, мог не догадываться один из руководителей химического Управления РККА Я.М.Фишман; однако он знал о ёмкости крыльевых баков, составлявшей объём от четырёх до пяти тонн…

Знал ли о «рекордном ляпсусе» Чкалов? А так как проект приказал

«долго жить», более важным видится то, что с 1933 по 1939 год, И-16, развивавший 490 км/ч, стал главной опорой истребительной авиации Советского Союза как в сухопутных частях, так и в базовых формированиях ВВС Флотов (всего выпущено 6555 экз. в 18-ти модификациях).

КБ Н.Н. Поликарпова, в противовес разработкам Вилли Мессершмитта и  авиаинженерии  стран  «Оси»  вновь  отличилось  в  проектировании

истребителей, выпустив И-17 (ЦКБ-19). Самолёт представлял развитие на основе И-16. Работа развернулась с зимы 1934 года. Всем хотелось поскорее вывести его на испытания. Оставляя в стороне скелет и материалы конструкции, отметим, моноплан вышел удачным в лучших традициях воздушной акробатики. Были проблемы с мотором, но вскоре важный вопрос решили положительно. Рождался самолётище! С учётом аэродинамики и скоростной заявки, его ожидало большое будущее…

Чкалов перед испытаниями неутомим, взвинчен не меньше творцов. Ему нравилось в безоружном истребителе всё: нормальная длина хвостовой части, сдвинутая вперёд центровка, усиленный лонжерон крыла, сваренный из стальных труб; полированный пропеллер «Ратье», сдвижной фонарь, окна для освещения приборов, кумачовый цвет машины с темно-синим капотом и коком винта.

Партийная   аристократия   решила   воочию лицезреть показательные полёты. ЧП случилось на финальных литрах: надо садиться, в руках мечта любого пилота мира (минута назад — 424 км/ч). А тут – не выводится шасси… Убирающееся шасси оставляло желать лучшего ввиду прежнего (как и

на И-16), «шарманного» привода. Механический привод не устраивал ЦКБ из- за ненадёжности. Заедание шлицев и отказ амортизации одолевали инженер- группу анальгином, валерианой из-за Валерия…

Он спасёт и в этот раз себя и машину. Но как он спасал И-17, себя, авторитет поликарповцев — надо было не в хронике глазеть, а в натуре…

…Стрелка уровня топлива — нуль, а жить хочется и красную «ласточку» чуть не до слёз жалко! Плавный разворот. Газ по стуку сердца. Лёгкий крен в сторону вышедшей стойки… касание земли… внеплановая эффектная рулёжка на одном колесе (!) и бег по полосе!

Валерий Павлович, неизвестно что мысленно пережил, вылезая «из стойки боком», как он подсмеивался над любимцем за тесную кабину. Поликарпов плакал от счастья, что лётчик, друг — жив.

На «фундаменте» «семнадцатого», побывавшего в Париже и Милане на авиавыставках, создаётся и испытывается (опять же Чкаловым) пушечный ЦКБ-19. За рубежом только вызревали планы пушечного перевооружения

«Мессершмиттов», «Спитфайров», «Харрикейнов», «Кертиссов», «Буффало»,

«Грумманов» и меча воздушного самурайства «Зеро-сэна», авторства Д. Хорикоси. Союз поликарповцев выступил законодателем пушечных «вееров» на борту «москитной» авиаформации — истребительной.

Резюме Чкалова, основоположника скоростных полётов на бреющем:

«Перейти с И-16 на И-17 — всё равно, что с «Форда» пересесть на «Линкольн». Мнение соратника Поликарпова и других авиаконструкторов не везде адекватно ценилось. Мешали завистники, даже когда он вальсировал на паркетах или ужинал с красотками Совдепии под ласкающее уши ностальгичное танго.

Увы, хода работе по И-17 и И-19 не дали. Испытанный В.П. Чкаловым самолёт, показавший скорость — 500 км/ч и потолок — 9700 м, затуркали в

архив-ангар Поликарповского КБ из-за тесноты рабочего места пилота.

Перед отзывом на покорение Полюса Неприступности бесстрашный Чкалов вёл И-17 касательно «приручения» плоского и управляемого штопора. Ему многое удалось, он душою полюбил высокоскоростной моноплан. Засту- пался за него и Н.Н. Поликарпова при встречах с авиапромышленниками и элитой ВКП(б).

Сверхмужественной Чкаловской эпопее, растопившей лёд не только американских сердец, посвящено весомое число произведений в России и за рубежом. Всепланетное признание — пик, своего рода гимн русской технической оснащённости, русским небопроходцам, покорившим вечную мерзлоту и стужу. Это была, хотя и пропагандисткая, но высокопорядочная, дружественная попытка объединить народы в преддверии Второй Мировой войны.

В конце 1938 года предполагалось облетать дебютный И-180, но с ним на заводе в Горьком не ладилось. Без конца обнаруживались дефекты. Поликарпов, с единомышленниками З.И. Журбиной, Д.Л. Томашевичем и другими, «налегал» на сдвинутую вперёд центровку, мощный двигатель воз- душного (или жидкостного) охлаждения, продольную устойчивость истребителя и высокую нагрузку на крыло, обеспечивающие скорость. Главное управление авиапромышленности оказывало давление, требуя решить вопрос о пригодности истребителя, дабы запустить его в серию в будущем году.

15 декабря для всех, кто задумывал, изготовлял и готовил самолёт к полёту, наступил переживаемый момент. После доработок и устранения дефектов (например, оборванного троса акселератора), споров с Поликарповым, ведущим инженером Лазаревым и главмехаником 180-го Барским, Чкалов вырулил на край аэродрома. Ярко-красный И-180, взревев мотором М-88, пошёл на разбег. Все с непередаваемым волнением смотрели, как он бежит по полосе всё быстрее и быстрее, вслушивались в звук работы 14-цилиндрового двигателя. И вот — второй в его судьбе отрыв от земли. Шаг навстречу неизвестности… Стремительно набрав высоту, виртуоз воздуха сразу же начал с машиной «серьёзный разговор», пробуя её в разных скоростных режимах. Отмечая чуткость рулей, их жёсткость и манёвренность моноплана, он поначалу делал плавные развороты, затем — покруче. Скоростной истребитель импонировал лётчику, как и другие машины Поликарпова.

Испытатель В.К. Коккинаки, позже будет рассказывать, что к его машине приблизился Чкалов. Качнув крыльями в знак приветствия, Валерий улыбнулся, показав пальцем: «Отличный истребитель!». Чкалову хотелось поскорее поделиться мыслями с теми, кто был на земле, кто создавал аппарат, но связи с ней не было. Лишь слегка подрагивали стрелки на приборной доске… По пилотской сути, полёт прошёл нормально. Чкалов начал снижение, чтобы достойным образом завершить его, но пал смертью авиатора из-за остановки переохладившегося двигателя…

Погиб лётчик-испытатель и комбриг, испытавший более 70 типов самолётов, новатор, целью жизни которого было совершенствование воздушного боя в возможной войне. Асовский почерк, аналитический и не испорченный околотронной интригой ум, удаль с элементами трюкачества сделали патриота любимцем народа. Проигнорировав сталинские намётки в отношении назначения его наркомом внутренних дел, он выступил поборником бреющих полётов, считая их одним из лучших манёвров для эффективного поражения врага. Властитель дум молодёжи, поразивший с друзьями Планету, создал фигуры высшего пилотажа — восходящий штопор и замедленную бочку, осуществил выход из пике и набор высоты в перевёрнутом положении. Безгранично рискуя, спас десятки машин, построенных в одном экземпляре, за что был одарен ВКП(б) голубым

«Паккардом».

Не улегаются споры, гипотезы, разговоры, обоснованная и необоснованная           дезинформация           относительно    версии-теории

«переохлаждения двигателя». Отметая «специалистов» по созданию шума из ничего, предлагаем читателям пойти методом выдающегося испытателя С.П. Супруна, испытывавшего в тот день двухместный Ди-6 С.А. Кочеригина. Он мчался на «Эмке» к месту трагедии, но никогда не узнает, что раскроется нации более чем через полвека — погибнет, в начале Великой Отечественной войны…

Составленный автором испытательно-жизненный отчёт обнажает достоверные факты, рассказанные или записанные очевидцами и участниками рассматриваемых событий. Многие из них — не обнародованы и поныне, что прямо указывает на нежелание властей сжечь гриф «Совершенно секретно» раз и навсегда.

  1. На Чкалова было совершено семь покушений в ходе одной из избирательных кампаний, предшествовавших катастрофе.
  2. Сын Чкалова, полковник авиации И.В. Чкалов, услышавший об аварии от сына легендарного В.И. Чапаева, военлёта А.В. Чапаева, как близкий друг отца (оба — его ученики) А.К. Серов, придерживался мнения, что Валерия Павловича убили.
  3. Дочери — старшая В.В. Чкалова и О.В. Чкалова — считают, что Сталин не мог быть замешан в гибели отца, поскольку папа был частым гостем Хозяина и имел на него положительное влияние, говоря, что «ваша жизнь — дороже любой машины». Однако, вспоминая рассказы матери, Ольги Эразмовны, отмечают: король пилотажа спал с именным пистолетом.
  4. Друг специалиста по авиадвигателям Туманского, представитель Запорожского завода № 29, Е. Гиндзбург, чудом избежав расправы НКВД, отменял полёт устно и письменно по причине отсутствия на моторе бензопомпы (установили гидравлическую).
  5. И-180, по сути не совершивший ни одного вылета (не считая подскоков на несколько метров и рулёжки 12 декабря), попадает не в письмо, а в стенографическое досье Берии, где он запрещает испытания тем же числом,

ссылаясь на 48 дефектов (обнаружено Валерией Чкаловой в закрытых спецархивах).

  • В течение продолжительного времени после падения истребителя команда по оказанию первой помощи не могла приблизиться к нему из-за боязни вероятного взрыва, хотя знала о приблизительном остатке горючего.
  • Никто не знает, куда делись обломки, последняя бригада авиамехаников, готовивших самолёт к вылету при морозе около -30 Со, а также настораживает факт, запрещавший освидетельствование «смерти» мотора, запуск которого, как помним по погоде, был крайне опасен.
  • Авиаэлита прошлого и настоящего считает, что гибели В.П. Чкалова можно было бы избежать, если бы он совершил посадку на «брюхо», но и этого ему не дали. Шасси было… законтрено, т.е. «превратилось» в неубирающееся (подтверждение версии Игоря Чкалова).
  • Ас часто заступался за друзей и малознакомых лётчиков в НКВД. Теперь все причастные к испытаниям оказались в тюрьме. Ведущий инженер Лазарев, представлявший лётчику акт о готовности к вылету, для всех внезап- но стал «тяжелобольным»; на самом же деле его на полном ходу выбросили из электрички…
  • Близкий друг волжанина, участник перелёта на АНТ-25, Г.Ф. Байдуков неспроста пишет в книге о нём: «Я убеждён, что Чкалов сумел бы вывести И-180 на большую дорогу, не попади он в ловушку, в которой оказался не по своей вине или оплошности».

Президент США Ф.Д. Рузвельт сказал тогда историческую фразу:

«Никакая работа дипломатов не могла бы сделать и за десять лет того, что сделали Вы своим перелётом для сближения народов».

Февраль 2024 г., Первосалютный Орёл – Город-Герой Москва

Об авторе

РАССОХИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

Член-корреспондент Международной Академии наук и искусств, Российского Военно-

Исторического Общества, Союза Российских писателей, Интернационального Союза писателей, журналистов и драматургов, Союза военных литераторов, организации «Флоту Быть!». Участник и дипломант конкурсов «Герой Великой Победы», «Патриот России», «Бежин луг», «Золотой Витязь», «Салют, Победа!», им. Некрасова Н.А., Нахимова П.С., Чкалова В.П., «Мыслящий тростник», литпремии Мира (ИСП), автопробегов по местам Ратной Славы Отечества, Международной конференции «Пушкин и Тургенев». Автор

более 50 книг и журналов «Орловский военный вестник», номинант Патриаршей премии по литературе. Лауреат Форума «Общественное признание» под эгидой Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооружённых Сил (МЕГАПИР) (1991-2023)

Портрет В.П. Чкалова работы художника Юрия БИРЮКОВА.