0
Posted in История
03.10.2024

«СЛАВА ЗЕМНАЯ — ПУСТАЯ ЗАБАВА»

Считал человек, которого помнят тысячи любителей садоводства

Недавно мы рассказывали вам о человеке удивительной судьбы – селекционере-самородке из Ветлуги Никаноре Кузьмине, выходце из крестьян Уфимской губернии, который на рубеже XIX-XX веков, пойдя по стопам знаменитого современника Ивана Мичурина, в условиях северных лесов на одном только энтузиазме занимался разведением садовых культур, устойчивых к суровому климату. Невозможно было поведать об этой уникальной личности, поражающей своей многогранностью, в рамках лишь одной газетной статьи, поэтому в год 170-летия Никанора Кузьмина мы решили обратиться к его биографии снова.

Ягода познания

В прошлый раз мы цитировали те лестные слова, что в 1905 году будущий академик Мичурин высказал на страницах журнала «Прогрессивное садоводство и огородничество» по поводу сорта сливы Ветлужанка, выведенного Кузьминым. В этом же издании основоположник сибирской селекционной школы Всеволод Крутовский впервые поведал широкой общественности и о самой, пожалуй, известной разработке пытливого ветлужанина – малине сорта Новость, правда, сам Никанор Вонифатьевич, увы, уже не успел прочесть этой публикации. В своей статье Крутовский приводит часть письма Кузьмина, адресованного ему: «Посылаю вам 10 шт. малины Новость и на неё прошу обратить особое внимание. Сорт этот выведен мною от семян, отличается громадной урожайностью. Ягода длинная, красная, замечательно сладкая и в варенье не разваривается. Эта новость со временем займёт видное место. Вам первому отпускаю эту новинку и надеюсь, что вы ею останетесь довольны. Сорт этот зимует у меня не пригнутым, но у вас, я думаю, его нужно поберечь». Исследователи пишут, что заняться селекцией малины в условиях северной зоны Кузьмину посоветовал Мичурин, с которым тот находился в активной переписке. Информация об истории созданного в итоге сорта разнится. Сортоиспытания Новости Никанор Вонифатьевич начал ещё в 1878-м – сразу по переезду в Ветлугу, а официальный статус эта малина, видимо, получила только в 1912-м, то есть уже после смерти Кузьмина, ну а в государственный реестр попала аж в 1947 году. В справочнике НИИ Плодоводства имени Мичурина за 1953 год сказано, что Новость получена из семян неизвестных сортов малины, но в современных изданиях родительскими называются старинный русский сорт Смоленская (а где-то Смелянская) и американский Кутберт. Что касается последнего, то распространение он получил в южных районах, так как при отличной урожайности плохо переносит морозы средней полосы. А вот точных сведений о российском предшественнике отыскать не удалось, возможно, название Смоленская лишь означает место, откуда были взяты семена, и в действительности речь, например, о зимостойкой Калужанке, широко известной, в том числе и на Смоленщине, или об издавна популярной Усанке, ареал которой простирается от южных до северных районов, на востоке охватывая Урал и Сибирь.

Неестественный отбор

Другим детищем Кузьмина, до сих пор известным далеко за пределами Ветлуги, стоит назвать яблоню Ветлужанка, которая в своё время успешно прижилась на опытной плодово-ягодной станции близ Красноярска, созданной ещё до революции упомянутым выше Всеволодом Крутовским. Теперь, когда административный центр Красноярского края стал одним из крупнейших мегаполисов Восточной Сибири, название Ветлужанка перешло современному микрорайону, подобравшемуся вплотную к старинному саду. В 1895-м Никанор Вонифатьевич из семян получил и другую перспективную яблоню – сеянец распространённого в Симбирской губернии сорта Красная репка. Всего Кузьминым выведено 10 сортов яблонь. Первый семенной материал для опытов по их созданию был выписан энтузиастом из Санкт-Петербурга, где директор Императорского Ботанического сада Эдуард Регель с ассистентом – садоводом и дендрологом Яковом Кессельрингом организовали питомник. Из материала «Первопроходец садоводства в нашем крае» Валерии Рыбниковой – правнучки Никанора Кузьмина известно, что 28 самых зимостойких сортов яблонь из помологического сада Регеля и Кессельринга не смогли пережить суровых ветлужских морозов. Однако Никанор Вонифатьевич не сдался и по совету Мичурина занялся кропотливой селекцией, отбирая сеянцы лучших отечественных сортов, проявившие более высокую адаптированность и продуктивность, чем родительские формы. За почти три десятилетия опытов Кузьмин вывел в Ветлуге помимо прочего ещё и сорт вишни, два сорта смородины, 12 сортов крыжовника, из которых, правда, популярность сохранили лишь Красный Кузьмина и Зелёный Кузьмина. Итожа свои труды, Никанор Вонифатьевич писал: «Единственный путь к развитию в нашей местности промышленного плодоводства – это полнейшая необходимость введения в культуру своих местных выносливых сортов, чего достигнуть можно единственно путём выведения из семян, взятых из плодов хороших культурных сортов. И затем при посредстве отбора самых выносливых и самых продуктивных в смысле урожайности и хороших вкусовых качеств плодов».

Из Парижа со здоровьем

После смерти Никанора Кузьмина продолжателем его дела в Ветлуге стал Дисан Комиссаров, который позже, при советской власти, преподавал биологию в районной колхозной школе. В 1930 году Дисан Флегонтович вместе со своими учениками даже принимал участие в сборке первой косилки для организованного колхоза «Красный пахарь». Позже работал в Ветлужском педагогическом училище, где заложил сад для дальнейшей популяризации наследия Кузьмина. А ведь это наследие могло полностью кануть в огне сильного пожара, прошедшего волной по Ветлуге жарким летом 1890-го. Постройки в лесной стороне были, разумеется, преимущественно деревянные, поэтому пламя, распространяемое ветром, быстро охватило всю округу. Разбушевавшаяся стихия не обошла стороной и большую семью Кузьмина, в которой было 13 детей, оставив её не только без крова, но и без сада. Привыкший терпеть нужду Никанор Вонифатьевич вместе с другими ветлужанами принялся за восстановление, в помощь власти выделили им казённый лес и ссуды. В биографии Никанора Кузьмина случались и другие не менее опасные для него обстоятельства. Так, в 1886 году он был, видимо, укушен бешеным животным, возможно, волком или лисой, встреча с которыми в лесном краю – дело обыденное. В те времена бешенство в России лечить ещё не умели, место укуса прижигали калёным железом и уповали на чудо. Чудесные исцеления случались редко, и в основном подобные случаи завершались летальным исходом. Прорывом стала революционная методика, разработанная во Франции микробиологом Луи Пастером. Вакцина, созданная учёным, оказалась эффективной, и со всех концов света в Париж устремились укушенные, благо у бешенства достаточно долгий инкубационный период. По линии Красного Креста при финансовой поддержке земств и лично Александра III во Францию несколькими партиями были отправлены пострадавшие от бешеных животных крестьяне Смоленской, Орловской, Владимирской и других губерний, большинство из которых таким образом удалось спасти. В числе тех, кому помог Луи Пастер, был и Никанор Кузьмин. Как знать, может быть, это соприкосновение с современной мировой наукой и вдохновило ветлужанина встать на путь экспериментатора в одной из передовых на тот момент областей знаний.

Поэтическое кредо

Многие перипетии непростой и бурной жизни Кузьмина находили отражение в его занятиях искусством. Марина Уренцова – в прошлом младший научный сотрудник Ветлужского краеведческого музея, опираясь на труды местного краеведа Леонида Рыжова, в статье «Райские сады Ветлуги» когда-то упоминала о широком круге интересов Никанора Вонифатьевича, где помимо увлечения иностранными языками важное место занимали живопись и поэзия. Посетив музейную экспозицию в Ветлуге, вы, наверняка, увидите там уникальную реликвию – рукописную книгу стихов Никанора Кузьмина, сочинённых им, как гласит уточнение на титульном листе, с 1877-го по 1878 годы. Причём сверху выведено «Том 2-й», что говорит о регулярности поэтических практик. В четверостишии одного из текстов поэта-любителя содержится, по сути, кредо автора, во многом объясняющее его довольно аскетический путь, столь созвучный христианской морали скромного созидателя.

Слава земная – пустая забава,

Это ничто для меня.

Для жизни и чувства это отрава,

Это всему западня.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото из открытых источников.

Comments & Reviews