УЧИТЬСЯ БЕЗ УЧИТЕЛЕЙ
Специалистов готовят по особой методике
В ходе недавнего заседания правительства РФ речь шла, в том числе, о трудоустройстве россиян и о профессиональной подготовке. Премьер-министр Михаил Мишустин, который вёл разговор, подчеркнул: необходимо обеспечить равные возможности для каждого ребёнка вне зависимости от места проживания и благосостояния семьи, в которой он воспитывается. Глава кабмина напомнил слова президента Владимира Путина – без современного, качественного и доступного образования невозможно добиться развития страны.
Правительство РФ в данном направлении активно работает. Реализуются профильный национальный проект, федеральные программы «Профессионалитет», её основными участниками являются колледжи и техникумы, и «Приоритет-2030», в этом случае основной вектор – поддержка вузов. Однако в университеты ещё надо поступить, что не так уж просто. Нередко учиться приходится платно. Дело не всегда в высоком проходном балле. Есть направления профессиональной подготовки, по которым выделено минимальное количество бюджетных мест или их нет вообще. Многие родители, чтобы дать детям желаемое образование, оформляют кредиты. Можно взять льготный, если удастся попасть в государственную программу, реализацию которой как раз и обсуждали на заседании правительства. По её условиям выдают образовательный кредит под 3 процента годовых. Средства можно повернуть на оплату обучения в вузе или колледже. На возмещение части процентной ставки из госбюджета ранее направили 2 миллиарда рублей. – Дополнительно выделим ещё 1 миллиард рублей, что позволит помочь более чем 145 тысячам студентов получить желаемое образование, – отметил Михаил Мишустин. – Ребята приобретут необходимые знания, профессию, и в будущем смогут разрабатывать передовые решения, внедрять их в промышленности, медицине, электронике и так далее. Грамотные специалисты – залог устойчивого роста и развития всех отраслей экономики. В настоящее время в стране особое внимание уделяется подготовке инженеров, IT-специалистов. В Нижегородской области реализуется ряд проектов, направленных на обучение ребят, мечтающих заниматься программированием, разработкой искусственного интеллекта и решений в сфере больших данных. В регионе ведётся создание IT-кампуса, он ещё не закончен, но 1 сентября там стартовало обучение по двум образовательным направлениям. Одно касается информационной безопасности, второе – дополненного и искусственного интеллекта. В общей сложности документы на обучение подали около 2 тысяч выпускников школ, причём не только нижегородских. Студентами стали всего 60 ребят. А на этой неделе в области открывали «Школу 21». Несмотря на название, принимают в неё исключительно тех, кто от 18 и старше. Готовить из учеников будут высококвалифицированных IT-специалистов. Проект реализуется при поддержке правительства региона по поручению президента. Заявления на обучение принимают только от нижегородцев. Опыт, профессия значения не имеют. Занятия проходят на бесплатной основе. – Информационные технологии являются одним из ключевых направлений развития экономики региона, – подчеркнул губернатор Глеб Никитин, принимавший участие в запуске проекта. – С 2018 года доля IТ-компаний в валовом региональном продукте выросла до 5 процентов. Это значимый результат. За первое полугодие 2024-го оборот организаций IТ-отрасли увеличился более чем на 20 процентов по сравнению с 2023-м. Для области вопрос наличия профессиональных кадров крайне важен. Выстраиваем современную образовательную систему в IT: создаем межвузовский кампус, технопарк среднего профессионального образования. «Школа 21» – ещё одно важное звено этой образовательной цепочки. Проект для страны уникальный. Уверен, в регионе он будет реализован на самом высоком уровне. Уроки в «Школе 21» организуют по нескольким направлениям. Среди них алгоритмы, графика, кибербезопасность, сетевые технологии, большие данные, искусственный интеллект, мобильные приложения. Под занятия в Нижнем Новгороде выделят отдельное здание. Работать оно будет в режиме 24/7. Такой график позволит обучающимся ходить на занятия в удобное для них время и при необходимости совмещать их с другой деятельностью, например, с трудовой. По завершении образовательного курса выпускники «Школы 21» получат дипломы программиста, инженера по разработке, менеджера IТ-проектов, аналитика. Участников проекта ждёт трёхмесячная стажировка в IT-компании, не исключено, что по её результатам кого-то из учеников пригласят на работу. В этой школе нет педагогов, а классы оборудованы столами и компьютерами. Обучающиеся получают задания, сформулированные максимально чётко. Кто решил, тот молодец, может быть свободен до следующего урока. Возникли сложности? Можно обратиться за помощью к соседям или пытаться справиться самому: упорство и целеустремлённость приветствуются. Принципы, на которых строится образовательный процесс, ясно дают понять: человек с улицы, не имеющий представления об информационных технологиях, в школе не задержится. Более того, в неё зачислят лишь тех, кто успешно справится с отборочным этапом. Его назвали «бассейн». И в этом прослеживается аналогия с одной из методик обучения плаванию, когда человека заводят в воду и оставляют – барахтайся к берегу. В IT-«бассейне» примерно тот же принцип: выбирайся самостоятельно. В заплыв позовут около 200 нижегородцев. Стартует он в декабре. Обучение в «Школе 21» займёт от полутора до трёх лет. В первом случае выпускник получит квалификацию разработчика начального уровня, во втором – среднего. Среди обязательных предметов языки программирования, изучение баз данных и сетей. Заниматься школьникам предстоит на отечественной цифровой образовательной платформе.
Юлия БОРИСОВА.
Фото Киры МИШИНОЙ.