17.09.2024

МЫ БЫВАЛЫЕ, НАМ НЕ ПРИВЫКАТЬ

Хозяйство держится на плаву благодаря энтузиазму руководителя

В Турань Ветлужского округа, где располагается центральная усадьба СПК «Прогресс», люди ежедневно приезжают на работу не только из посёлка имени Калинина и села Новопокровского, но и из райцентра. Их здесь очень ждут, поэтому личный транспорт тружеников на дорогу туда и обратно заправляется за счёт предприятия. Конечно же, в штате хозяйства состоят и жители Сосновки, Семенчихи и других прилегающих деревень, для которых Турань – административный центр, благо, теротдел располагается в одном здании с конторой «Прогресса». Всего здесь трудоустроено около пятидесяти человек, а на сезон привлекаются и дополнительные силы. Однако для выхода на новый экономический уровень людей всё равно не хватает, что в первую очередь ощущается в животноводстве. Некогда людные местечки обмелели, и, как знать, если б не уцелевшее предприятие, остался бы здесь хоть кто-то.

Оптимальный вариант

Наша очередная встреча с руководителем хозяйства Александром Разумовым произошла на животноводческом дворе, который по праву является главной производственной линией. Пока мы ждали Александра Александровича, заведующая фермой Жанна Семёнова успела показать владения. – На сегодняшний момент здесь содержится 189 животных, включая 87 коров дойного стада, остальные – это ремонтные тёлки под осеменение, молодняк, бычки, которых, правда, мы на откорм не оставляем, стараемся поскорее продать, так как держать их сейчас, увы, нерентабельно, – рассказывает Жанна Викторовна. – В день получаем тонну молока первого сорта. Средний надой с одной фуражной коровы в год около 2000 кг. Стараемся по мере сил улучшать показатели, изыскиваем возможности разнообразить рацион. Специалистов не хватает, приходится самой крутиться и зоотехником, и осеменатором, и ветеринаром, а если надо, и дояркой, за 37 лет работы в хозяйстве поднаторела. Попала в Турань в своё время по распределению после окончания Работкинского сельхозтехникума, перебралась сюда из-под Дзержинска, и ветлужская земля стала мне второй родиной. – Начали потихоньку реконструкцию двора, потому что ферма старенькая, а капитального ремонта здесь не было давно, – вступил подоспевший Александр Разумов. – Сперва принялись перекрывать крышу железом и менять потолки, потом уж, дай бог, и до стен дело дойдёт. Ну а дальше думаем о хотя бы частичной замене оборудования и обновлении полов. Всё делаем своими силами, для вхождения в программу изначально нужно иметь собственные средства, а, учитывая наши скромные объёмы производства, это, значит, придётся лезть в кредиты и обременять себя долгами. Ну а так и сэкономить возможность есть, и наши мужики немного подзаработают. Ремонт необходим, ведь мы отказались от выпаса: путь на пастбище для коров слишком травмоопасен из-за камней, оврагов да змей, бывало, и ДТП на перегонах случались, плюс овод в лугах одолевает. Теперь стадо переведено на зелёную подкормку. Будем поднимать продуктивность за счёт улучшения условий содержания. Это, пожалуй, оптимальный вариант, потому как в северной зоне разгонять удойность за счёт богатого сбалансированного рациона ни технологически, ни экономически сравнительно небольшому предприятию не по силам. Из 2100 гектаров угодий 700 га отводится под растениеводство, полностью ориентированного на производство кормов. Как признался, Александр Александрович, пашня делится условно на две части: одна половина – песок, вторая – глина. Где какая культура в очередной сезон проявит себя лучше, угадать сложно, каждый сев похож на рискованный эксперимент. Единственно, овёс демонстрирует на здешних бедных почвах поразительную стабильность. С капризами, но относительно неплохо показывает себя яровая пшеница. А вот ячмень категорически отказывается давать урожай, его приходится докупать, благо, из-за падения закупочных цен на зерно, он стал для северян доступнее, что, конечно же, положительно отражается на себестоимости молока.

А не замахнуться ли на…

– Чего мы тут только не пробовали выращивать, например, тритикале, которая вначале прижилась, но потом заглохла, – говорит Александр Разумов. – Теперь вот мыслим вернуться к озимой пшенице, был у нас с ней неудачный опыт, но, думаю, стоит ещё разок попытаться, подобрав более подходящий сорт. Сеем озимую рожь, но в чистом виде она тяжела коровам для переваривания, годится только на зерносмеси. Озимая пшеница могла бы стать хорошим дополнением. Среди выращиваемых трав приоритет отдаём клеверу и тимофеевке. В следующем году хотим ввести в набор культур и лядвенец рогатый. Что касается нынешнего сезона, то сложился он, считаю, очень удачно. Майские заморозки нас не зацепили, так как отсеиваемся мы здесь, на севере, гораздо позднее, и когда землю прихватило, всходов ещё не было. В итоге клевер вырос на ура, заложили две силосные ямы в довольно короткие сроки, да и озимые уродились. Ввиду того, что выпас отменён, теперь бурёнкам требуется ежедневно до четырёх телег свежей зелёной массы, а значит, возрастает нагрузка на растениеводство, которому необходимы новые площади. В «Прогрессе» ведутся мероприятия по разработке залежей. Частично невостребованные участки были переведены в земли лесного фонда, но развернуться ещё есть где, были бы силы и средства. Некоторые поля из оборота не выбыли, но по тем или иным причинам долго не обрабатывались, поэтому их распахивают в первую очередь. Кроме того, вокруг фермы десятилетиями скапливался навоз, и с прошлого года хозяйство ведёт расчистку этой территории. Органика вывезена на поля, а земля разработана. Сельхозхимия, как и другие средства производства, бьёт сейчас ценовые рекорды, и её применяют в ограниченном количестве, поэтому мероприятие стало ещё и хорошим подспорьем для увеличения плодородности почв. Благотворно влияет на качество урожаев и использование собственного семенного материала, что ощутимо и в плане себестоимости. Для поддержания надлежащего уровня репродуктивности периодически докупается элита и суперэлита. Чтобы доводить семена до необходимой кондиции на профессиональном уровне, в «Прогрессе» восстановили имевшуюся с прежних времён инфраструктуру. Привели в порядок семенной склад и линию очистки. Теперь дело за покраской и обновлением электрики. Дошёл черёд и до старенького КЗС, от которого, по сути, остался лишь корпус, все комплектующие заменены. В условиях отсутствия газификации при эксплуатации агрегатов выручают отходы лесозаготовительного производства, в котором в Ветлужском округе участвует и «Прогресс», получается вполне экономично.

Мастера на все руки

Активные полевые работы немыслимы без надёжного технического парка, который по возможности в хозяйстве продолжает обновляться. За последние три года он пополнился новым комбайном и двумя «Белорусами», а под нынешнюю кампанию приобрели сеялку. Александр Разумов, как выпускник автомобильного факультета политеха, в бытность работавший завгаром и главным инженером предприятия, из практических соображений всегда был сторонником отечественной и белорусской техники, даже когда по различным программам стали вполне доступны лучшие импортные сельхозмашины, ведь их высокотехнологичный потенциал при огромных затратах нельзя было раскрыть в условиях небольшого производства, к тому же на бедных почвах и при капризном климате. Теперь, когда с рынка ушли мировые бренды аграрного машиностроения, эта стратегия кажется ещё более взвешенной: с запчастями проблем нет, а местные умельцы способны произвести ремонт любой сложности чуть ли не в поле. – Модернизировали собственную заправку: раньше в нашем распоряжении была лишь одна ёмкость под соляру, теперь их три, можно уже делать стратегические запасы топлива, – показывает владения Александр Разумов. – Когда-то четыре тонны солярки на всё про всё хватало, теперь с увеличением объёма работ и количества машин иной раз и более четырнадцати тонн завозить приходится. Хорошо хоть, горючее по льготной цене приобретаем. Кстати, на механическом дворе у нас имеется и собственный молоковоз. Машина постоянно задействована. С августа маршрут увеличился вдвое, так как закрылся приёмный пункт в Урене и приходится ездить на молокозавод в Шахунью. За рулём молоковоза наш мастер на все руки Александр Валентинович Никулин, бок о бок с которым трудятся и его сыновья Антон и Евгений. – Я не только водитель, но и механизатор, электрик, а ещё и местный мельник, – улыбается Александр Валентинович, которого мы как раз застали за работой на фронтальном погрузчике на кормозаготовке. С ним в паре в этот день трудился Владимир Барсов – и опытный механизатор, и первоклассный сварщик. – Устроился в хозяйство недавно, хотя раньше уже работал в «Прогрессе», когда выучился на тракториста в ветлужском техникуме, потом служил в армии, а, демобилизовавшись, уехал в Костромскую область, где попробовал себя на железной дороге машинистом, и вот вернулся, – объясняет Антон Никулин, младший представитель трудовой династии. – Всё-таки работа на земле мне понятнее и ближе, вырос среди селян. Отец привил любовь к технике, мама – Наталья Витальевна до недавнего времени тоже в хозяйстве работала животноводом. Так что я здесь свой.

Лес выручает

Сказать по правде, аграрное производство, несмотря на все предпринимаемые усилия, вряд ли удержалось бы на плаву, не будь у предприятия мощной подпитки в виде лесозаготовительного участка, прибыль от которого всё-таки является главной строкой доходов. Ко всему прочему, это ещё и возможность удержать людей, обеспечивая им круглогодичную занятость. – Мыслей о том, как жить дальше, конечно, много: смотрели одно время в сторону производства мраморной говядины, поездили по соседним районам, выяснили воочию, что коллегам в данном направлении удалось сделать, но вопрос со сбытом оставляет пока изрядную долю сомнений, – резюмирует наш разговор Александр Разумов. – Тщательно изучали и опыт внедрения малых роботизированных ферм у нас на севере, однако, на мой взгляд, предлагаемая технология пока ещё сыровата, а вложений требует огромных. Я давно в сельском хозяйстве и привык всё перепроверять, присматриваться. Можно было бы создать на территории округа кооператив, вот только объединяться-то сейчас, увы, уже не с кем. Положение оставшихся хозяйств очень трудное. В такой ситуации все расходы, как правило, повисают в один момент на самом организаторе. Так что практичнее выкарабкиваться самим. Мы смогли выжить и в более суровые времена, нам не привыкать.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Ветлужский округ.