КРУЖЕВА ИЗ ОГНЕННОЙ ПЕЧИ
Они вызывают удивление и восторг
Уникальную выставку «Русский балет в фарфоровом кружеве. XX век» (6+) открыли в нижегородском Государственном музее А. М. Горького.
Она стала продолжением прошлогоднего проекта музея «Скульптурная пластика Серафима Судьбинина». Тогда на открытии экспозиции говорили: для нижегородцев увидеть работы скульптора – не только ещё один шанс приобщиться к шедеврам мирового уровня, но и возможность испытать гордость за наш край, убедиться, насколько богата талантами Нижегородская земля, что имя Серафима Судьбинина долгие годы оставалось малоизвестным широкой публике, и радостно, что теперь он – друг Максима Горького, коллега Константина Станиславского, ученик Огюста Родена – получил заслуженное признание на родной земле. Стоит напомнить, что именно наша газета способствовала возвращению имени именитого скульптора, деятеля культуры на родину. Вокруг проекта газеты «Серафим Судьбинин: соединяя города и страны» сложилось сообщество журналистов, краеведов, искусствоведов, неравнодушных к истории нашей культуры, к исследованию прошлого, готовых к популяризации богатого наследия минувшей эпохи. Мы очень рады, что с самого начала к нам присоединилась Екатерина Хмельницкая, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков Государственного Эрмитажа, замечательный специалист и человек. Именно во время работы над нашим проектом, посвящённым Серафиму Судьбинину, она предложила музею Горького привезти в Нижний его работы – фарфоровые фигуры участников Дягилевских сезонов, и увлечение последних лет – керамику в стиле ар-деко. Выставка состоялась, на ней среди других была представлена статуэтка «Балерина Тамара Карсавина», признанный шедевр Императорского фарфорового завода, хранящаяся в коллекции предприятия. И тогда, увидев интерес к теме, Екатерина Сергеевна предложила организовать следующую выставку фарфора – посвящённую балету. И вот она открыта. В экспозиции представлено 46 предметов из коллекций Императорского фарфорового завода (Санкт-Петербург), Ярославского музея им. В.Ю. Орлова, частных собраний. Самая миниатюрная скульптурная композиция 17 см в высоту – Вера Фокина в роли Киарины в балете «Карнавал», самая большая – 75 см, «Испанский танец». Временной период представленных работ – с 1910-го по 2021 годы. Среди образов, воплощённых в фарфоре, можно узнать знаменитых танцоров двух столетий – Анну П а в л о в у , Тамару Карсавину, Николая Цискаридзе, Ульяну Лопаткину и других. – Скульптура и балет – два вида искусства, основанные на пластической интонации, родственны между собой, один – ожившая скульптура, другой – застывший танец, – рассказала на открытии хранитель фарфорового наследия Императорского фарфорового завода Елена Михайлова. Русский балет вдохновлял не только русских, но и зарубежных мастеров. Собственный неповторимый художественный стиль, неразрывно связанный с историей русского балетного искусства, выработали скульпторы, например, тюрингских фарфоровых заводов. На открытии выставки рассказывали, что они брали фотографии наших балерин в различных сценических образах и по ним создавали свои шедевры. В комментариях участников встречи прозвучало, что нынешнее отрицание Европой русской культуры, искусства негативно скажется на развитии культуры Запада, поскольку она немало черпала из нашего родника. Но вернёмся к фарфоровому кружеву. Это и правда красиво. Рассматривать его – наслаждение. Мастерство скульпторов восторгает. Приглядитесь к фото: как можно выполнить такую тонкую работу? Это объяснила Жанна Полански, обладатель невероятной коллекции кружевного фарфора, в которой более 400 предметов. Часть сейчас представлена на выставке в музее Горького. – Для создания фарфорового кружева используется настоящий тюль или хлопчатобумажное плетение Plauener, – рассказала Жанна. – На деревянное основание наносят фарфоровую массу, напоминающую по консистенции густую сметану. Сверху укладывают полоску кружева нужной ширины и пропитывают, помогая себе инструментом. Именно здесь нужно особое мастерство: если использовать много фарфорового раствора, он при обжиге заполнит отверстия и ажурная ткань не получится, а при нехватке массы останутся разрывы. Затем полоску собирают искусными складками на воротнике, юбке или рукавах статуэтки, причём за один раз – переделок допускать нельзя. При обжиге свыше 1300°С ткань выгорает, оставляя лишь керамические кружева тончайшей работы. Вот это да! Неспециалист никогда не догадается. Свои технологии мастера нарабатывают и хранят в любом виде ремесла. Но нам, созерцателям красоты, тонкостей можно и не знать. Наша задача – наслаждаться. Искусство спасает нас от равнодушия, усталости, исцеляет от стресса, вызывает добрые эмоции, помогает уму и сердцу жить в ладу. А красота нас снова встретит. На нынешней выставке Екатерина Хмельницкая предложила новый проект. В новом году к нам привезут фарфоровых птиц. Кстати, птицы – это «горьковская» тема. Вспомните Буревестника или песнь о Соколе, Чижа, который лгал, и Дятла, любителя истины. Так что через год снова встречаемся в нижегородском Государственном музее А.М. Горького. Будет на что посмотреть!
Елена БЕЛЯЕВА.
Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.