Posted in Культура
18.07.2024

ВЗГЛЯД НА ВОСТОК

Интерес к другой культуре писатель сохранил на протяжении всей жизни

В апреле в Бухаре, городе-побратиме Нижнего Новгорода, проходила выставка «Узорная вязь судьбы. Узбекистан в жизни Максима Горького и его семьи». Она открылась в рамках Дней Нижнего Новгорода, которые проходили в древнем городе, в Бухарском областном театре музыкальной драмы и комедии. Подготовили и привезли выставку в Узбекистан сотрудники нижегородского Государственного музея А.М. Горького.

На пути из Европы в Азию

Сразу стоит сказать, что Максим Горький никогда не был в Узбекистане. Но определенная связь прослеживается, недаром была организована такая выставка. Писатель интересовался другими странами, это нашло отражение в его произведениях и судьбе. На протяжении всей жизни проявлял внимание Максим Горький и к Средней Азии. — Интерес к Востоку был у Максима Горького всегда, — рассказывает заведующая филиалом «Литературный музей» Государственного музея А.М. Горького Елена Агафонова. — Писатель даже выделял у русского народа две души — азиатскую и славянскую. Как он писал в статье «Две души»: одна от кочевникамонгола — мечтателя, мистика и лентяя, другая — славянина, которая может вспыхнуть ярко и красиво. Зародился этот интерес, конечно, в Нижнем Новгороде. Горький родился и вырос в многонациональном городе, торговом, где проходила знаменитая ярмарка. Здесь лежал путь из Европы в Азию. Такой статус города позволял увидеть другие страны, культуры, религии, не покидая его. Будущему писателю всё это было близко и знакомо. Благодаря Горькому, такой образ города вошёл в мировую литературу. — Особое впечатление для молодого Максима Горького, когда он уже занимается журналистской деятельностью, принесло грандиозное событие, которое состоялось в Нижнем Новгороде в 1986 году, — это Всероссийская художественно-промышленная выставка, — рассказывает Елена Геннадьевна. — На выставке он работал в качестве корреспондента двух газет — «Нижегородский листок» и «Одесские новости». Выставка была шестнадцатая по счёту, впервые она состоялась в провинциальном городе и оказалась последней в Российской империи. Кроме торговли, она имела и другую цель — просветительскую, должна была познакомить с техническими достижениями и художественным мышлением страны. Отделы и павильоны были самые разные. Среди них — построенный в мавританском стиле павильон Средней Азии и торговли России с Персией. Будучи обозревателем выставки, Горький посещал разные павильоны, делал заметки каждый день. У него был свой взгляд на происходящее и отсутствовал хвалебный, приподнятый стиль — писал задорно, в жанре фельетона. В том числе критиковал выставку за то, что на ней был забыт трудовой люд и что в выставке народных достижений этот самый народ никакого участия не принимает. Замечал и архитектуру выставки. Острое перо писателя не обошло вниманием павильон Средней Азии, который показался ему слишком утрированным. Павильон действительно выделялся. Спроектировал его столичный архитектор Александр Померанцев, создав сказочное здание в мавританском стиле с тонкими башнями, куполом и арками. Внутри восточная сказка продолжалась: были представлены древности, сельхозпродукция, модели жилищ, образцов одежды, утвари, орудий труда, коллекции минералов. Всё это было красиво убрано коврами и восточными материями. На балконах устроили тропический сад и восточный базар.

Портрет в тюбетейке

Время, когда Горький работал на Всероссийской выставке, было особенным, эмоциональным в его жизни ещё и по личным причинам. — В Самаре у него находилась невеста — Екатерина Волжина, — рассказывает Елена Агафонова. — Он писал ей, приглашал приехать на выставку. Писал об этом же её матери, сообщая, что выставка имеет большое образовательное значение. Екатерина Павловна к нему в Нижний Новгород ненадолго приезжала, потом вернулась домой. Максим Горький и Екатерина Волжина поженились через год после знакомства. Родители девушки вначале не давали согласия на брак с начинающим литератором: он был из другого сословия, не дворянин. Свадьба всё-таки состоялась в Самаре, а жить молодую супругу писатель привёз в Нижний Новгород. В Нижнем в подарок Екатерине Павловне, а также для обстановки их первой семейной квартиры в Вознесенском переулке — сейчас это улица Нижегородская — на один из гонораров за публикации о Всероссийской художественно-промышленной выставке Горький покупает бухарский шёлковый халат и покрывала. Потом эти памятные вещи из Средней Азии переезжали с семьёй с квартиры на квартиру. Были эти вещи и в последней нижегородской квартире писателя на улице Мартыновской, ныне Семашко, куда семья переехала в 1902 году и где сейчас расположен Музей-квартира А.М. Горького. Екатерина Павловна бережно хранила вещи, приобретённые в начале семейной жизни. И уже после смерти писателя она передала их в музей в Нижнем Новгороде. Сейчас экспонаты демонстрируются в экспозиции в Музее-квартире. — В фондах музея хранится множество предметов, в том числе и те, которые имеют отношение к Средней Азии, — отмечает Елена Агафонова. — Например, восточные тюбетейки писателя, которые он любил носить, как и другие члены его семьи. Так, до конца дней Екатерина Павловна хранила тюбетеечку, которая принадлежала дочери Кате. Головной убор сейчас находится на выставке в детской комнате в музее. — На фотографиях, особенно итальянского периода, мы часто видим Горького в тюбетейках и восточных халатах, — продолжает Елена Геннадьевна. — Один из них подарил писателю его друг художник Ракитский. На портрете, написанном невесткой писателя, супругой его сына Максима, Надеждой Алексеевной Пешковой, Горький также изображён в ироничном образе восточного мудреца: тюбетейка, удобный халат и глубокомысленное выражение лица.

Объединить литераторов

К тому времени, когда писатель поселился в квартире на современной улице Семашко, он был уже известным всей Европе автором, его произведения были переведены на многие языки. — Примерно в то же время, в самом начале XX века, с произведениями Максима Горького познакомились и жители Средней Азии. В Узбекистане в 1901 году был впервые напечатан рассказ «О писателе, который зазнался», а через год — «Легенда о Марко». В 1904 году газета «Самарканд» опубликовала рассказ «Весенние мелодии», в конце которого выходит знаменитая «Песня о Буревестнике». Позже многие известные произведения писателя были переведены на узбекский язык. — По словам Елены Агафоновой, в Литературном музее А.М. Горького, который открылся в Нижнем Новгороде в 1928 году, сразу были представлены переводы произведений. Всегда уделялось большое внимание влиянию творчества Максима Горького на национальных авторов из республик Советского Союза. Устраивались декады писателей различных национальностей, в том числе, конечно, узбекской литературы. Много сохранилось фотографий, когда делегации из советских республик приезжали в город Горький, посещали Литературный музей писателя, памятник Горькому на одноимённой площади. В 1934 году, когда Максим Горький вернулся на родину, он участвовал в создании Союза советских писателей. — Он рассматривал этот Союз, в первую очередь, как творческий, — отмечает Елена Геннадьевна. — На первом Всесоюзном съезде советских писателей, главной задачей которого было объединение литераторов, Горького выбрали председателем. Присутствовали делегации из республик, из Узбекистана — Умарджан Исмаилов, Гафур Гулям, Айдын Сабирова, Сабира Халдарова и другие. Вместе с остальными они слушали выступление Горького, в котором была и мысль о том, что с литературой разных народов — их культурным богатством нужно познакомить всех, а для этого необходимо издавать на русском языке сборники прозы и поэзии национальной литературы в хороших переводах. Потом это и было сделано.

Война привела в Ташкент

Не зря выставку, которая недавно проходила в Бухаре, назвали «Узорная вязь судьбы». Максим Горький не бывал в Узбекистане. Но судьба привела в этот край Екатерину Павловну Пешкову, невестку писателя Надежду Алексеевну, и двух его внучек — Марфу и Дарью. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, они были эвакуированы в Ташкент. В военные годы этот город стал вторым домом для советской интеллигенции. Сюда приехали в эвакуацию Анна Ахматова, Константин Симонов, Корней Чуковский, Алексей Толстой, Фаина Раневская и другие. Екатерина Пешкова работала здесь в Республиканском комитете помощи эвакуированным и пострадавшим от войны детям. В Ташкент привозили детей отдельно от родителей или потерявших близких. Екатерина Павловна помогала воссоединиться семьям, найти детям новую семью, оформить документы. — Она была неравнодушным человеком, никогда не оставалась в стороне от общей беды, — отмечает Елена Геннадьевна. — Ещё до революции она работала в Красном кресте, в 1930-е годы возглавляла организацию помощи политзаключённым, и там была поддержка детям, оставшимся без родителей. Невестка Горького Надежда Алексеевна работала в ташкентском госпитале. Деятельность Екатерины Пешковой в эвакуации была оценена, она получила Почётную грамоту от Президиума Верховного Совета Узбекской ССР за большую общественную работу. Грамота эта также находится в Музее-квартире А.М. Горького в Нижнем Новгороде.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото из архива Государственного музея А.М. Горького.