24.06.2024

СИЛА ПРОФИЛЯ

Она рождает уверенность в настоящем и будущем

— Мы не выживаем — живём, — такими словами председатель СПК «Хохлома» Ковернинского округа Валерий Крылов начал разговор о возглавляемом им хозяйстве. Редкий руководитель сельхозпредприятия по нынешним временам, когда цены на зерно далеки от оптимальных, а стоимость средств производства растёт, отважится выступить с таким заявлением. — Ставку делаем не только на сельское хозяйство, — развивает тему Валерий Петрович. — СПК «Хохлома» — предприятие многопрофильное. И если проседает одно направление, за счёт других уверенно держимся на плаву.

Почти безболезненно

Под многопрофильностью подразумеваются растениеводство, животноводство — молочное, мясное, переработка, подсобные производства. Развивать последние начали не здесь и сейчас, подобной тактики в «Хохломе» придерживаются не одно десятилетие. Только профили под давлением рынка меняются. Было время, когда в хозяйстве работал цех хохломской росписи. Ярким орнаментом украшали шкатулки, панно, кружки. Поддерживать промысел сам Бог велел, именно село Хохлома дало ему когда-то название. Хотя, по преданию, роспись зародилась не в этом селе, а в соседних деревнях. Здесь же шла бойкая торговля, и нарядная посуда отправлялась в странствие по стране. На рубеже веков, прошлого и нынешнего, спрос на изделия, украшенные красочным орнаментом, упал. Небольшому цеху непросто было выдерживать конкуренцию с целой фабрикой, созданной в Семёнове. За живучесть корабля боролся тогдашний губернатор Валерий Шанцев, пытавшийся найти для хохломы из Хохломы новые рынки сбыта. Однако задача оказалась нерешаемой. Примерно в ту же пору в хозяйстве действовало швейное производство. Мастера занимались изготовлением спецодежды для рабочих. Сбыт был хорошо налажен, заказы регулярно поступали. Но в сложные 1990-е и это направление начало проседать. — Долго держались, — вспоминает то время Валерий Крылов. — Ни тот, ни другой цех не приносили прибыли, но их пытались сохранить. В конце концов сдались. Ликвидацию подсобных производств провели максимально безболезненно: никто из людей, занятых художественным промыслом, швейным делом, уволен не был.

Есть места

В нынешнем портрете СПК «Хохлома» появились новые штрихи, но своей многопрофильности сельхозпредприятие не потеряло. Теперь, помимо аграрного производства, развивают торговлю и деревообработку. Но основой основ по-прежнему остаётся сельское хозяйство. О нём и ведём разговор с Валерием Крыловым. — Основную прибыль получаем от молока, — вводит он в курс дела. — Дойное стадо составляет 600 коров. В планах — увеличить его численность. Даже дворы строить не придётся, на имеющихся есть свободные места. В «Хохломе» фермы не сосредоточены в одном месте, а раскиданы по отделениям, расположенным в сёлах и деревнях. Ни одно из них закрывать не собираются. Кто-то считает, что такой метод хозяйствования далёк от оптимального, поскольку связан с определёнными неудобствами, транспортными расходами — корма и животных перевозят с места на место. У Валерия Крылова другая точка зрения: закрытие даже одного отделения — это начало конца. — Существует негласное правило: ежегодно около 50 миллионов рублей прибыли направляем на покупку техники, 20 миллионов — на реконструкцию животноводческих дворов, — продолжает он разговор. — Фермы поддерживаем в порядке: перекрываем крыши, перестилаем полы, белим стены. Недавно провели реконструкцию двора, можно сказать, построили его заново. Обновили не только стены и кровлю, но и оборудование. Рядом возвели телятник на 200 голов, он практически готов к запуску. Работы на объектах планировали выполнять в рамках областной программы поддержки. «Хохлома» даже вступила в неё, получила частичную компенсацию расходов. Но средства пришлось вернуть: хозяйство не смогло предоставить документ, подтверждающий завершение работ. А без бумаги на помощь из бюджета нечего и рассчитывать. — Хотя всё запланированное в рамках проекта сделали в полном объёме и в положенный срок, — говорит Валерий Крылов. Жаль, что хозяйство осталось без бюджетных миллионов, применение им уж точно нашлось бы. Но особого огорчения в «Хохломе» не испытывают, тут привыкли обходиться своими силами и средствами. — Как-то уговорили нас взять кредит на покупку техники, — рассказывает Валерий Петрович. — Скоро расплатимся и, пожалуй, больше взаймы брать не будем. Не любим в должниках ходить.

Слёзы высохли

За молоко из «Хохломы» дают без малого 40 рублей за литр. По итогам прошлого года средняя продуктивность местных бурёнок составила 7,8 тысячи килограммов — плюс 1 тысяча кг к уровню 2022-го. — Это не какой-то серьёзный прорыв, — комментирует результат Валерий Петрович. — Просто вернулись на позиции 2021-го. В позапрошлом году допустили спад, с чем он был связан, так до конца и не разобрались. Но потом коровы одумались и стали давать молоко в прежнем объёме. Сейчас идём по графику 2023-го с небольшим превышением. Растениеводческая отрасль в основном работает на животноводство. Поэтому из-за низких цен на зерно здесь не особенно пострадали, практически весь урожай пустили на фураж. Корма нужны не только молочным бурёнкам, но и бычкам. От их откорма не отказываются. — Особой прибыли это направление не приносит, — говорит руководитель хозяйства. — Обеспечиваем мясом учреждения социальной сферы округа, часть пускаем на переработку. В начале 1990-х «Хохлома» занялась торговлей. В открывшихся магазинах продавали, в том числе, полуфабрикаты собственного приготовления. Пельмени, котлеты делали в столовой. Но то помещение под переработку было плохо приспособлено. — Открыли специализированный цех, укомплектованный необходимым оборудованием, — рассказывает Анна Котова. — Продукция сертифицирована, внесена в систему «Меркурий». Несмотря на то, что наше предприятие небольшое, требования предъявляют такие же, как к крупному. Каждые четыре месяца декларируем продукцию. Оформление документа обходится в 18 тысяч рублей. Вообще-то Анна Алексеевна — педагог, живёт в соседнем с Хохломой Сёмине. 10 лет назад планировала перебраться в Нижний Новгород, её уже практически приняли в министерство образования области, но, взвесив все «за» и «против», решила остаться в родном округе. — Позвонила Валерию Петровичу, он выслушал и говорит: завтра выходи на работу, — Анна Алексеевна вспоминает, как оказалась в хозяйстве. Направили в диспетчерскую. Выписывала путевые листы, отправляла технику в рейс, следила за ней по системам навигации. Прежде ничем подобным заниматься не приходилось. Но освоилась на новом месте довольно быстро. И тут от руководителя сельхозпредприятия поступило предложение возглавить торговый отдел. Сейчас в ведении Анны Котовой сеть торговых точек, перерабатывающий цех, кафе. Продавцов, поваров Анна Алексеевна иначе как девочками не называет. Говорит, все они как одна ответственные и трудолюбивые. — В торговлю, как и в другие сферы, внедряют цифровые технологии, — рассказывает руководитель отдела. — Когда только переходили на программные кассы, сколько слёз было пролито, сколько возражений пришлось выслушать. Но ничего, девочки быстро успокоились и освоили оборудование. — Торговля хороша тем, что есть возможность осуществлять быстрый оборот денежных средств, — обращает внимание Валерий Крылов. — Вырученную прибыль можем направить на текущие расходы: покупку ветпрепаратов, топлива, оплату энергоресурсов.

Распускают на доски

Ковернинский округ расположен на севере области, а значит, здесь преобладают леса. Площадь земель, занятых рощами, дубравами, ельниками, раз в пять превышает сельхозугодия. Пожалуй, именно деревообработка в округе является наиболее распространённым видом производственной деятельности. Занимаются ею и сельхозпредприятия, СПК «Хохлома» — не исключение. У хозяйства есть своя делянка, на которой заготавливают древесину. Как ответственный арендатор, оно занимается расчисткой территории, лесовосстановлением. Добытую древесину везут в Хохлому, где налажено перерабатывающее производство, отвечает за которое Александр Шипков. — В месяц через цех пропускаем около тысячи кубометров леса, — рассказывает он. — На сортировке, обработке заняты 18 человек. Отдельная бригада задействована на заготовке древесины. Делаем доску. Недавно поставили два новых станка. Они производительные и продукцию выдают более качественную. Тут же отправляемся с мастером в цех, чтобы оценить оборудование в деле. Под шум работающих станков Александр Шипков объясняет тонкости производственного процесса: — Сначала кругляк превращаем в лафет — это что-то вроде приплюснутого бревна, а потом распускаем его на доски. Часть стройматериалов идёт на собственные нужды хозяйства. Опилки развозят по животноводческим дворам, они идут на подстилку. Получается безотходное производство.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

Ковернинский округ.