24.06.2024

БАБУШКА С МАРМЕЛАДОМ, МАМА С КОНФЕТАМИ

Где можно познакомиться с такими сластёнами

«Весёлые картинки» — кто ж не знает этот литературно-художественный детский юмористический журнал? С середины 1950-х уже которое по счёту поколение детей свои первые шаги в мир печатного слова делает на страницах издания, где когда-то появились первые советские комиксы, сочетавшие в себе яркие рисунки и забавные короткие диалоги к ним. У истоков издания стояли иллюстратор-карикатурист Иван Семёнов и детский писатель Юрий Постников, работавший под псевдонимом Дружков, которые придумали волшебного художника Карандаша. Персонаж органично влился в журнальный Клуб весёлых человечков.

Рассматривать изнутри

В 1964-м Юрий Дружков выпустил книгу «Приключения Карандаша и Самоделкина», ставшую первой из дилогии, а на излёте XX века эту сказочную историю продолжил сын писателя — Валентин Постников, с которым нам удалось побеседовать во время его визита в Нижний Новгород. — Последние лет десять у меня как-то мало берут интервью журналисты газет и журналов, в основном общаюсь с вашими коллегами с телевидения и радио, а мне, как потомственному литератору, очень близок печатный формат, — с улыбкой отозвался Валентин Юрьевич на предложение поговорить. Наша встреча произошла в исторической части города, поэтому для завязки разговора мы начали с впечатлений писателя, который очень любит путешествовать.

— Валентин Юрьевич, вы давно и много ездите с выступлениями по стране, и это, наверное, далеко не первый ваш визит в Нижний Новгород?

— Приехал в пятый раз, и безумно рад, потому что влюблён в ваш город. Вы знаете, у меня есть собственный рейтинг, и в нём Нижний Новгород наряду с Санкт-Петербургом и Иркутском неизменно входит в тройку лидеров. Дома в Москве собрал большую коллекцию старинных вещиц, связанных с историей купеческой России, а Нижний со своими ярмарочными традициями как раз и является ярчайшей иллюстрацией к ней. Пару раз был здесь на мероприятиях, как сегодня — в рамках фестиваля «Детство», специально приезжал в качестве туриста, жену привозил показать эту красоту. Нынче вот дочку Агату с собой взял, она тут впервые. Ваш город так богат историей, архитектурой и видами, на бегу его не изучить, его нужно рассматривать изнутри.

Тридцать лет счастья

— Вы воспитывались в писательской семье: папа — сочинитель, мама Наталья Иосифовна — литературный редактор, частыми гостями в доме были известные детские авторы. Верно ли, что сама атмосфера, в которой прошло детство, предопределила вашу дальнейшую судьбу?

— Безусловно. Это похоже на ситуацию с детьми артистов, чьё взросление происходит в бурной артистической среде, что неминуемо оказывает огромное влияние на формирование личности и очень часто — на выбор жизненного пути. Всё моё детство я был окружён известными писателями, дружившими с родителями, — это Николай Носов, Виктор Драгунский, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Юрий Коваль, Григорий Остер, прекрасный поэт и сказочник Валентин Берестов, Валерий Шульжик, написавший сценарий для серии мультфильмов про поросёнка Фунтика, и многие другие. Наш дом посещали легенды мировой литературы Астрид Линдгрен и Джанни Родари. Я тоже общался с писателями, в моей домашней библиотеке хранятся подаренные ими книги с автографами. Все они мной не единожды прочитаны, я с малых лет был очень читающим ребёнком. И, конечно, одной из любимейших книг стали папины «Приключения Карандаша и Самоделкина», по которым сняли мультик. Всё время просил папу написать продолжение, и мою просьбу в своих многочисленных письмах повторяли тысячи советских ребят. И вот спустя ровно двадцать лет, через год после смерти отца вышла, наконец-то, вторая часть — «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина». А в 1996-м я решил принять эстафету и выпустил книгу «Новые приключения Карандаша и Самоделкина». Эта идея впоследствии вылилась в серию аж из пятнадцати книжек.

— Ваш литературный дебют произошёл в тот самый момент?

— Нет, свою первую сказку я сочинил в пять лет. Она была посвящена любимой игрушке, с которой никогда не расставался — резиновому тигрёнку. Сказка называлась «Тигрёнок на подсолнухе». Впрочем, это был не текст, а рисунок. Изобразил тигрёнка, спящего на широком бутоне подсолнуха. Оказался он там, уснув на зёрнышке, которое незаметно проросло и стало огромным цветком. Папа, поражённый полётом моей фантазии, отнёс рисунок в журнал «Весёлые картинки», где как раз объявили конкурс среди юных художников, и его опубликовали. А моей предысторией к нему он поделился с Юрием Ковалем, а тот изложил её в крохотном тексте, по которому сняли одноимённый мультфильм. Кстати, озвучил его Евгений Леонов. Однако с возрастом мои интересы менялись. В какой-то момент по примеру Шерлока Холмса мне захотелось стать сыщиком. После армии поступил на юрфак. Будучи студентом, неожиданно начал писать маленькие рассказы, которые читал друзьям, когда мы собирались вместе. Тогда впервые ощутил радость от чтения на публику, чувствуя живую реакцию аудитории. Вот уже тридцать лет продолжается обретённое мною писательское счастье.

Способным на чудеса

— Как автор вы сразу же для себя избрали жанр детской литературы?

— Признаться, вначале пробовал писать для взрослых, но быстро понял, что это не моё. Понимаете, писатель, когда работает, должен получать удовольствие от своего труда. Знаю многих авторов, которые пишут исключительно ради денег, через силу. Конечно, я рад, когда за книги, в которые вкладываю душу, мне выплачивают достойные гонорары, но движет мною не материальная выгода, а истинное наслаждение от самого процесса сочинительства.

— Бытует мнение, что детскую книгу сложнее написать, чем взрослую. Вы согласны с таким утверждением?

— Абсолютно. Широко известны слова Корнея Чуковского о том, что для детей надо писать как для взрослых, только лучше, а та же Астрид Линдгрен вторила ему, считая себя автором для способных творить чудеса, то есть для детской аудитории и для тех, кто до конца жизни остаётся в душе ребёнком. Постараюсь объяснить, почему этот жанр столь сложен. Взрослый человек, если ему порекомендовали какую-то книгу, ссылаясь на полученные премии, награды, отзывы авторитетных критиков, скорее всего, прочтёт её ну как минимум до середины, чтобы просто оправдать ожидания. С детьми такой фокус не получится. Если ребёнка книга не увлекла с первой же главы, он с огромной долей вероятности просто отложит её в сторону. Особо терпеливых хватает на три главы, которые в детской литературе коротенькие. Поэтому писать для детей нужно захватывающе. А тут ещё появился серьёзный конкурент — смартфон. Если на столе перед ребёнком будут лежать гаджет и книжка, он, конечно же, выберет первый. Играя и листая ленту с забавным видео, не надо напрягаться, а книжка, даже самая интересная, требует определённой работы, напряжения умственных и душевных сил.

— Валентин Юрьевич, должен ли детский писатель в условиях жёсткой конкуренции с новыми технологиями стремиться максимально соответствовать духу времени?

— Вновь вернёмся к Астрид Линдгрен: свою главную книгу про Малыша и Карлсона она написала почти семьдесят лет назад, но за более чем полувековую историю переизданий и экранизаций повесть не потеряла актуальности. То же самое касается, например, «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского или цикла историй про Простоквашино Эдуарда Успенского. Книжки, если они классно написаны, не теряют своей художественной силы ни через десятилетия, ни через столетия. Раздаются голоса, мол, «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара описывают реалии уже давно ушедшей эпохи, непонятные и неблизкие нынешним детям, однако эти книги, в первую очередь, не про пионерию или советскую действительность, а про настоящую дружбу, которая является вечной ценностью. А мои любимейшие «Приключения Тома Сойера» Марка Твена — там вообще события происходят во второй половине XIX века, однако увлекательностью сюжета и языка повесть по-прежнему даст фору многим современным книгам. Словом, подлинная литература всегда вне времени.

Мой труд не для зануд

— А вы могли бы сформулировать, зачем вообще нужны детские книги?

— Раньше на официальном уровне считалось, что детские книги должны носить исключительно воспитательный характер, но у меня иной взгляд. Своей главной задачей вижу писать так, чтобы ребёнок получил удовольствие от чтения. Ну, вот чему учит, скажем, трилогия «Малыш и Карлсон»? Какой-то вредный дядька с пропеллером на спине, живя ни крыше, всё время ест плюшки и варенье, а потом устраивает всякие шалости. Но, если окунуться в этот превосходно написанный текст, то перед нами предстаёт удивительная и весёлая история, очень человечная. А когда детский писатель начинает заниматься излишним морализаторством, его книжка становится занудной. Согласен с мнением, что настоящая литература в принципе не делится на взрослую и детскую, просто есть интересные произведения, а бывают скучные. Я, кстати, до сих пор приобретаю издания авторов, пишущих для детей, и с удовольствием их читаю вместе с сыном Семёном и дочкой Агатой.

— Невозможно, завершая разговор с писателем, не поинтересоваться по традиции его творческими планами.

— Среди моих книг вторыми по популярности у детской аудитории после приключений Карандаша и Самоделкина идут сказки «Мармеладная бабушка», а также «Шоколадный дедушка», написанный мною в соавторстве с Наринэ Абгарян, по повести которой снят популярный комедийный сериал «Манюня». Так вот, в данный момент пишу книгу из этой серии с рабочим названием «Конфетная мама» и, надеюсь, за лето её закончу. Получится трилогия.

Беседу вёл Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.