03.06.2024

КАК РОЖДАЕТСЯ КОЧЕРГА

Это расскажут в центре ремёсел

Центр ремёсел в Лапшанге — это три в одном. Налюбуетесь видами на речку Лапшангу с лесными далями вдоль окоёма, получите информационно-краеведческую прививку, приобщитесь на мастер-классах к народным промыслам. А зимой ещё и накатаетесь на санках, что без единого гвоздя! Технологию изготовления санок здесь тоже расскажут и покажут.

Хранители традиций

Центру ремёсел — больше тридцати лет. В 1993 году о его появлении позаботился тогдашний директор местного Дома культуры Владимир Алексеевич Долинин. Ремёсла, которые кормили и радовали народ десятилетиями, тогда исчезали с лица земли. А что тут удивительного? Любой промысел жив, пока живы мастера. Уходит мастер — с ним уходят и секреты самобытных художественных ремёсел. Сохранением и возрождением технологий и традиций в те времена, когда страна разваливалась на куски, мало кто заботился. Позаботился Долинин, понимавший, что любое ремесло — не просто кормилец, но и источник красоты и вдохновения, основа идентичности места, как сейчас принято говорить, и задел для возможной будущей профессии детей, и осмысленный досуг, и возможность приработка и основного заработка в трудные времена, когда люди теряли работу и востребованность привычной профессии. И ведь многим помогло! Так что совсем не случайно, что сейчас центр носит имя своего основателя — Владимира Алексеевича Долинина. Сегодня мы ходим по этому небольшому, в сущности, помещению и инспектируем все его комнаты и углы. Небольшой центр постепенно раскрывает свои сокровища, как пещера Али-Бабы. Вот, например, сеновал — отчасти фотозона, отчасти аромакомната и мини-музей деревенского быта. Под потолком веники соседствуют с деревянными ковшами, к стене прислонены борона и деревянное корыто, рядом и кадки, и тележные колёса. В соседней комнате на составленных столах — настоящий сувенирный развал. Скалочки, разделочные доски и толкушки разных размеров, расписные матрёшки, кованые подсвечники, корзины, глиняная утварь, детские игрушки — всего не перечислить. Туристы здесь — постоянные гости, вот им раздолье. Здесь же две мастерские — гончарная и росписи по дереву, в соседних помещениях — кузница и другие мастерские.

Варим санки

Санки без единого гвоздя — предмет особого туристического спроса. Рядом с домом ремёсел специально зимой раскатывается небольшая горочка, скажем так, санкодром. В любом взрослом человеке здесь просыпается ребёнок, катаются все и потом делятся в интернете восторгами. Какой же русский не любит быстрой езды на санках? Как писал поэт, «кубарем скатиться под гору в сугроб»? И когда все вволю накатаются, гостей приглашают на мастер-класс по изготовлению санок. Или, наоборот, мастер-класс, потом катание. Городских туристов за уши не оттянешь. «А потом мы отправились в центр ремёсел села Лапшанга. Ремёсла ремёслами, но мы как дети катались на санках, ну и смотрели, как их делают», — изливают гости свои восторги в соцсетях. Основа санок — полозья. Перед тем, как согнуть деревянные заготовки, их варят, затем сгибают на специальном приспособлении, просушивают. Высохли? Теперь уж не разогнутся. Секреты санного дела раскрывает директор центра Сергей Геннадьевич Рыжов. Балагурит, не переставая, одновременно показывает всю последовательность технологии. — Раньше мы использовали дуб, теперь заказник, где растут дубы, стал охраняемой зоной. Поэтому перешли на осину и берёзу. Они тоже справляются со своими обязанностями. Посмотрите на эти санки — они катаются третью или четвёртую зиму. Причём на них садятся и ложатся по три, по четыре человека и едут. Оказывается, в Лапшангу заезжают и иностранные гости. Китайские студенты, которые учатся в нашей Нижегородской консерватории им. Глинки, с восторгом осваивают эту русскую зимнюю национальную забаву. Да не только забаву. Летом санки отдыхали, а зимой работали. Возить воду и дрова, бельё на речку полоскать — на чём? На санках! Это сейчас в каждой семье есть автоматическая стиралка. А вот сто лет назад… И рядом, как специально, стоят старые-престарые санки, словно для иллюстрации. Сколько же им лет? — Ну, допустим, сто, — не задумывается Сергей. — Полозья оригинальные, видите, с ними ничего не сделалось. Санки в центре периодически продаются. А что делать, когда некоторых детей прямо не оторвать? И родители говорят: «Всё, беру санки». Делают в центре и саночки в миниатюре, можно рассмотреть во всех деталях. Раньше делали и конструктор на продажу, чтобы самостоятельно собрать из горсти деталей саночки размером с ладошку.

Из-за баранки — на кузницу

Сергей Геннадьевич — эксперт не только по санкам. Едва ли не каждое ремесло Лапшангского центра оживает в его руках. Но что же тут странного? Работаетто он здесь с 1995 года, скоро можно праздновать тридцатилетний юбилей. А до этого шоферил, крутил баранку. В центр ремёсел Рыжова пригласил всё тот же Владимир Алексеевич Долинин, ставший фактически крёстным отцом нового директора — на все руки мастера. А директорствует Сергей Геннадьевич с начала нулевых. Когда-то Лапшанга славилась именно своими мастерами, делавшими глиняную и деревянную посуду, плетёные корзины, мебель. В 90-е годы ремеслом владели ветераны войны. Технология санок, бондарное ремесло, лозоплетение — всё в их руках. А они многие покалечены. У кого пальцы вывернуты, у кого руки нет. И ведь чем только не занимались! Даже ульи делали. Так потихоньку Сергей Рыжов начал перенимать приёмы и секреты разных ремёсел. Пришла мысль о кузнечном деле. Небольшую постройку для кузни собрали в течение лета. Начали завозить оборудование, искать наковальни, инструмент кузнечный. — У нас при колхозе были кузнецы, — рассказывает Рыжов. — Им приводили лошадей на лето перековывать. Для этого лошадь заводили в особый станок, фиксировали там кожаными ремнями, потому что животное может напугаться, упасть, ноги сломать. Потом копыта по очереди чистили, нагревали подковы до малинового цвета и «прижигали» их к копытам. Дополнительно кузнецы прибивали внутренние части пластинчатыми гвоздиками. Сергей, хоть и пробовал подковать лошадь, но всё же специализируется на других разновидностях кузнечного ремесла. Всевозможные подсвечники, подставки, каминные наборы, решётки — сколько же разного рода операций в кузнице он освоил? Ездил к мастерам Чемашихи и Дзержинска, искал интересные рисунки, делал по ним чертежи, чтобы изготовить потом из металла красивые художественные изделия. А ещё на нём — организационная работа, бумажная отчётность, ремонты, озеленение, экскурсии и мастер-классы. Лозоплетение, кузнечные работы, бондарное ремесло и столярка — это всё директор освоил. Вот только росписью по дереву ещё не овладел.

Иволга и цветок репейника

Наша область славится своими народными промыслами. Этим фактом мало кого можно удивить, на территории региона сегодня насчитывается порядка 200 народных промыслов и ремёсел. Роспись по дереву в этом ряду занимает особое место и знаменита в разных городах и сёлах своими особенностями. Хохломская роспись, городецкая, семёновская, полхов-майданская — каждая славит свой край. А почему бы не появиться и лапшангской? Идея заложить свои традиции появилась несколько лет назад. Главным делом был выбор элементов новой росписи, связанных с землёй Лапшанги. Этими элементами стали шиповник, потому что здесь есть большая плантация шиповника, цветок репейника, растущего по берегам Лапшанги, и птица иволга, вьющая гнёзда в ивовых кустах. Встречаются в мотивах и две радуги. Также появляется шершень, местная оса. Роспись придумала художница по хохломской росписи Ирина Николаевна Белова вместе с депутатом Госдумы Артёмом Александровичем Кавиновым. Наверное, это единственный депутат, вставший у истоков нового художественного ремесла. Есть, кстати, версия, что в переводе с марийского Лапшанга означает именно репей. Этими элементами и расписываются фанерные берёзовые заготовки и любые поделки: доски, декоративные панели, чайные домики, вертолёты, самолёты, чайники, самовары, матрёшки. Планируется даже украсить лапшангскими орнаментами местный строящийся храм — расписать оклады и пространства между иконами. Роспись очень популярна у туристов.

Крутится гончарный круг

Несколько лет назад появилась в центре гончарная мастерская. Её историю рассказывает огромный стенд, посвящённый грантовому проекту, благодаря которому мастерская и стала возможной. Проект под названием «Зов гончарного круга», реализованный благодаря Президентскому фонду культурных инициатив, — многослойный, если можно так выразиться. Это и целый краеведческий поиск, организованный местным педагогом-краеведом Еленой Валентиновной Сигаевой (наша газета рассказывала о ней некоторое время назад). Благодаря этому учащиеся Михаленинской школы разузнали и собрали много интересного о том, как жил-развивался гончарный промысел в этих краях. В школьном музее появилась небольшая экспозиция местных глиняных изделий. И, главное, теперь в центре есть свои гончарные круги, и муфельная печь для обжига глиняных чашечек и тарелочек, и стеллажи для сушки. Здесь учат не только лепить глиняную посуду, но и глазуровать её. Лепит, обжигает, расписывает и обучает этому художница по хохломской росписи Елена Викторовна Кожевникова. В сезон в Лапшангу приезжают по четыре автобуса туристов ежедневно. Каково? Всех надо приветить, показать местные красоты, дать возможность запечатлеть путевые впечатления. И, конечно, провести экскурсии по центру ремёсел с вовлечением в мастер-классы. Кузнечная ковка, изготовление санок без единого гвоздя, гончарная мастерская, лепка из глины и художественная роспись по дереву — фактически это настоящий конвейер художественных ремесленных навыков с возможностью что-то попробовать. Пробуют и взрослые, и дети. Живы, выходит, ремёсла. Не зря столько лет старались здесь их сохранить.

Светлана КУКИНА.

Фото Марии ЖЕЛЕЗНОВОЙ.

Варнавинский округ.