С ТАНЦЕМ НЕ РАССТАТЬСЯ

Гармония движений пригодится в любом деле

На днях в Лукоянове состоялся очередной межокружной хореографический фестиваль-конкурс «Хоровод дружбы». На этот раз горожане принимали его в юбилейный, десятый раз. Зрителям особенно отрадно было, что конкурс впервые прошёл в новом Центре культурного развития. На праздник съехались коллективы из нескольких округов, своё искусство на сцене представляли 376 участников.

Хоровод — это круг силы

По меткому выражению главы МСУ Сергея Малышева, «в совместном творчестве люди раскрывают свои лучшие качества: доброту, стремление к созиданию, щедрость души. Искусство танца — движение, а движение — это жизнь». Не случайно и название фестиваля: хоровод — одна из замечательных русских традиций, символизирующая круг силы и единение. Потому и фестиваль на протяжении десятилетия остаётся праздником не только танцевального мастерства, но и дружеского общения. Участники познакомили зрителей с разными направлениями, с историей и географией танца. Конкурсанты состязались в разных возрастных категориях и номинациях: детский, народный, эстрадный, эстрадно-акробатический и даже стоящий особняком уличный танец. Гран-при фестиваля удостоилась студия «Визави» за танец «О русской женщине». Знают этих танцоров далеко за пределами Лукояновского округа. Сегодня студию современной хореографии возглавляет её же выпускница Ольга Шебалова. Среди достижений коллектива дипломы лауреатов не только областных, всероссийских конкурсов, но и международного онлайн-конкурса хореографического искусства «Вдохновение».

На сцене «взрослые дети»

— Название придумывали все вместе, — рассказывает Ольга Александровна. — С французского «визави» означает лицом к лицу, а мы на сцене находимся лицом к зрителю. Сейчас в коллективе уже свыше четырёх десятков участников от 13 до 23 лет. А начинался он всего с девяти студентов педагогического колледжа, объединённых общей любовью к танцу. — Конечно, правильно, когда танцами начинают заниматься лет с двух-четырёх, – рассуждает педагог. — Но у нас в коллективе «взрослые дети» — студенты и старшие школьники. Некоторые в свои 16 лет вообще никогда не танцевали. Не знают, какие бывают позиции, что такое сильные и слабые доли в танце. Иные и стихов-то со сцены никогда не читали. Но ребята приходят, выбрав не баскетбол или плавание, потому что хотят научиться танцевать. Многие приехали в Лукоянов из сельской местности, где в клубах нет таких кружков. Они бы и хотели раньше начать танцевать, развивая гибкость и пластику, но им просто не с кем было заниматься. И именно здесь они находят себя. Основу коллектива составляют девушки. Мальчишек привлечь всё ещё непросто. Конечно, если бы удалось составить пары, то это могли бы быть другие, более ролевые, постановочные танцы. Казалось бы, тренды тик-тока могли бы направить и юношей в танцевальные коллективы, но пока этого нет. — Не каждый, а только очень увлечённый человек сможет после учёбы заставить себя пойти ещё куда-то, — объясняет нехватку сильного пола Ольга Шебалова. — Да ещё и необходимость подчиняться некоторых пугает. У танцоров с дисциплиной строго.

Сочетать полезное с прекрасным

В студии ребята начинают через глубокое осмысление танца. Конечно, это тяжело. Но, перефразируя народную мудрость, можно сказать, что при таком подходе удаётся совмещать полезное с прекрасным. Учёба тяжела, но результат того стоит. Репетиции порой напоминают спортивные тренировки. Хорошая физподготовка танцору важна. Нередко проводится «спортдень», когда ребята стоят в планке, отжимаются, прыгают, бегают, нарабатывая выносливость. Не каждый танец можно поставить, если нет хорошей физической формы. Ольга Александровна сразу говорит — танцор это не слабачок: — Особенно важно дыхание. Кажется, что три минуты танцевать — это немного, но попробуй-ка продвигайся непрерывно. Как будто на ринг вышел. У нас занимаются девочки с физкультурного отделения педколледжа. У них физподготовка каждый день, но в студии они устают больше, нежели на стадионе. Здесь надо в разных плоскостях работать, настоящая круговая тренировка. Тяжело физически выдержать и морально не сдаться. Порой опасаюсь, что на следующую тренировку никто не придёт. А они охают, стонут, но приходят. Всё это ради 3-4 минут на сцене, но такова цена победы. Такое умение «прогрызаться сквозь асфальт» очень развивает характер, учит познавать себя. Подростки зачастую себя мало знают. Не понимают, что им нравится, не знают, в каком направлении хотят творчески развиваться. Занятия помогают найти себя. Труд хореографа непрост, но танцевальное искусство, по твёрдому убеждению Ольги Шебаловой, имеет богатый воспитательный потенциал. Педагог стремится прививать молодёжи культурно-эстетический вкус, формировать их культуру.

Тернистый путь

Ольга Шебалова особое внимание уделяет народному танцу, который очень любит. Она с интересом изучает быт и традиции народов, населяющих нашу большую Россию. Ей кажется важным сохранять и передавать народную культуру, не забывая о корнях. — Эстрада легка для понимания зрителя, — рассуждает она. — Эстрадный номер и сделать легко. Но в этом году решила сделать упор на народность, на исконный российский быт. И эта работа выросла в номер, с которым мы и сумели победить. Он прошёл тернистый путь от зарождения до подачи зрителю. Начали с теоретических занятий, что такое крестьянская жизнь. И вот через «нет, не будем, не хотим» девочки пришли к пониманию и удовольствию танцевать именно народный номер. Мы сделали современный танец в народной интерпретации. Долго «строили» костюм. Он должен совпадать с традиционным одеянием женщин Нижегородчины, но в то же время нести в себе элементы, понятные в любом уголке России. Этому служат и цветовая гамма, и обязательные длинные косы. Вдохновлялись участники коллектива музыкой и костюмом. Замысел касается предвоенных и военных событий, когда от женщин потребовалось взять на себя казавшиеся прежде немыслимыми тяготы. Хореография показывает, как русская женщина держит на себе и дом, и ребёнка, при этом не роняя свое достоинство, несёт в мир красоту. В номере есть зарисовка, когда каждая из девушек делает что-то своё: моет полы, стирает, убаюкивает ребёнка — в ней кульминация, из которой ясно, что нет дела, с которым женщина не справилась бы. Десять девушек олицетворяли миллионы женщин военной поры. И зрители, и жюри высоко оценили танец. После победы за кулисами педагог столкнулась просто со шквалом эмоций своих воспитанниц — от радостного визга до слёз облегчения. В этот момент было не до «разбора полётов», хотя огрехи и шероховатости Ольга Александровна по привычке отмечала. Главное, что дети получили очередную подпитку уверенности в своих силах. Именно это позволяет им продолжать развиваться. Говорят, что творческие люди не менее суеверны, чем работники опасных профессий. Кто-то, выходя на сцену, по паркету стучит, кто-то плюёт через левое плечо, кто-то тайком гладит рукой амулет под платьем. Опытный педагог этому не мешает. У Шебаловой и самой есть «счастливая пара обуви», в которой всё удаётся лучше, чем в другой. Но перед выходом на сцену она настраивает девчонок верить не в приметы, а в себя.

Александр КУРИКОВ.

Фото из архива «Визави».

Лукояновский округ.