Posted in Наука
23.05.2024

ДАТЬ РАСТЕНИЮ НОВЫЕ ПРИЗНАКИ

Свои наработки в области визуализации ДНК студенты продемонстрировали на ВДНХ

Новые методы, независимо от погодных условий, климата, времени года, позволяют получать посадочный материал и урожай.

Все места на пьедестале

Если бы сегодня трудовые планы и достижения, как прежде, составлялись по пятилеткам, то одним из главных достижений в Лукояновском губернском колледже назвали бы открытие инновационных мастерских и лабораторий. Создание таких обучающих площадок, как «Геномная инженерия», «Сити-фермерство», «Сельскохозяйственные биотехнологии» и ряда других стало возможным в рамках проекта «Молодые профессионалы». Именно в новых лабораториях студенты получают практическую профессиональную подготовку по международным стандартам. — Мы не пожалели, что взялись за реализацию этого непростого проекта, — убеждён директор колледжа Александр Гунаев. — Хотя все работы пришлось проводить буквально с нуля, потому что даже совета спросить было не у кого — в ближайшей округе никто ещё даже и не задумывался о внедрении таких высокотехнологичных учебных площадок. Поэтому мы не только занимались закупкой и отладкой специального оборудования, но и сразу готовили собственных специалистов. К примеру, заведующая лабораториями сельскохозяйственных биотехнологий Оксана Трандыкова сегодня не просто педагог по уникальным дисциплинам. Она востребованный специалист на приёме экзаменов по редким на сегодня компетенциям, а также главный эксперт Национального чемпионата WorldSkills Russia. Столичные учебные заведения приглашают её для составления компетентных заключений. Сегодня лукояновские студенты неизменно в числе лидеров чемпионатов профессионального мастерства. Недавно в технопарке «Анкудиновка» они вновь принимали поздравления. В номинации «Сити-фермерство» двое ребят вошли в число призёров, а в компетенции «Сельскохозяйственные биотехнологии» колледж занял весь пьедестал почёта.

В пробирке комфортно

А началось всё в 2019 году, когда колледж выиграл грант по проекту «Молодые профессионалы» и получил возможность открыть пять мастерских сельскохозяйственной направленности. Новые образовательные пространства сразу задумывались доступными не только для студентов, но и для школьников, гостей учебного заведения. Любой руководитель сельхозпредприятия или фермер может прислать своего специалиста на учёбу. Открытость — важная часть политики колледжа. Биотехнология — это совершенно новое направление не только в сельском хозяйстве, но и в медицине, в пищевой промышленности, да и везде, где используется применение живых организмов для создания новых продуктов. Оксане Трандыковой показалось интересным ориентироваться на микроклональное размножение растений. — Дело в том, что сейчас плодородных земель на планете всё меньше, а людей всё больше, — пояснила специалист. — Возможный продовольственный кризис потребует найти способ более эффективного создания посадочного материала любой культуры. Наш метод микроклонального размножения даёт возможность, независимо от погодных условий, климата или времени года, его получать. Обучение в Мичуринском аграрном университете дало большой опыт для развития в новом направлении. Сегодня Оксана уже сама может заинтересовать инновационными методиками юное поколение. Очень популярным стал картофель инвитро, в нашей местности эта культура наиболее востребована. Но вообще-то вырастить в пробирке, на питательной среде можно абсолютно любое растение — от грибов до декоративных культур. Кого-то из учащихся больше интересуют древесные культуры, других — плодовые и овощные. Эксперименты в лаборатории проводились самые разные, и до сих пор всё, что вводилось в инвитро, успешно вырастало. Педагог с гордостью показывает, в каких замечательных условиях в лаборатории «живут» опытные образцы. В каждой баночке с комфортом уживаются 10 растений. На опытном стеллаже их уже целая колония. При этом для выращивания этого изобилия нужны буквально минимальные затраты от исходного образца. Достаточно взять либо одно семечко, либо небольшой кусочек листовой пластины. Даже приезжающие на экскурсию и получившие знания в пределах мастер-класса уже с успехом пробуют высаживать свои первые клоны. Важно скрупулёзно соблюдать стерильность, чтобы не допустить появления плесени. В этом помогает аппаратура создания стерильной среды. — Здесь реализуется проект «Билет в будущее», — продолжает преподаватель. — Многим ребятам это интересно, они учатся новым технологиям в кружке «Биотех». Так сложилось, что у нас нет специальностей, для которых эта компетенция была бы профильной. У нас программисты, экономисты, бухгалтеры, автомеханики. Поэтому реализуем инновации через кружковую деятельность. Есть и успехи, победы в чемпионатах профмастерства, где состязаются десятки регионов. В системе среднего профобразования практикоориентированность — важнейшая часть обучения. Уже сейчас на базе имеющихся лабораторий лукояновцы могут снабдить высококлассными растениями для посадки — от картофеля до ягодников. С развитием базы масштабы возрастут. От особой среды для размножения лукояновцы намерены перейти к работе со средой укоренения, обучаясь стимулировать рост корней растений. А от этого и до работы в реальном грунте недалеко. В ближайших планах адаптация выращенного в торфяном грунте, в умных теплицах. Собственное тепличное хозяйство с поддержкой светового, температурного и влажностного режимов уже конструируется.

Как поймать ДНК

Ранняя профориентация продолжается в лаборатории «Геномной инженерии». Здесь получают навыки работы с ДНК. Поначалу первопроходцам из Губернского колледжа это оборудование казалось чем-то из области фантастики. Но педагогам интересно было поддержать призыв президента страны активнее развивать генно-инженерные технологии. Трудности становления удалось преодолеть. Сейчас Лукоянов в области геномной инженерии становится вровень с такими центрами, как Томск и Москва. Свои наработки в области визуализации ДНК лукояновцы уже демонстрировали на ВДНХ. Структуру этой хранительницы жизни учёные даже расшифровать сумели совсем недавно. А видеть научились только в XXI веке. Студенты из небольшого городка с Нижегородчины умело показывали доселе невидимое всем посетителям столичной выставки. В трансиллюминаторе их стараниями возникает то ли космическое, то ли магическое свечение, и в этом ореоле можно увидеть «пойманную» ДНК. — Ребятам это интересно, они понимают, что изучают дело завтрашнего дня, — продолжает Оксана. — Ведь учёные и сегодня спорят о пользе или вреде геномной работы. Одни считают важным создавать растения, устойчивые к засухе, к болезням, а другие считают, что если употреблять какую-нибудь генно-модифицированную кукурузу, то обязательно организму наносится вред. Наши студенты могут стать частью этой сверхактуальной научной дискуссии. Вот это и есть настоящий «билет в будущее». Часть ребят готовы выйти за рамки сельскохозяйственной направленности. Их интересуют новации в медицине. Студенты готовы продолжить обучение, чтобы участвовать в лечении генетических заболеваний, которые раньше считались неизлечимыми. При этом, по уверениям Оксаны Трандыковой, реальный спектр применения новых знаний ещё шире, и в научных исследованиях потенциал сегодня границ и рамок не имеет: — Даже школьники сегодня приходят к нам, пополняя запас знаний по химии и биологии, пробуют свои силы в инновационных проектах. Они на практике отрабатывают технологию получения трансгенных растений и делают практическую работу по получению очищенной ДНК. После краткого курса они уже понимают, как дать растениям новые признаки, которых у них прежде не было.

Гектар на подоконнике

Для тех же студентов, которые хотят применять передовые знания здесь и сейчас, действует лаборатория «Сити-фермерства». Эту лабораторию выбирает не будущий учёный-теоретик, а настоящий практик от земли -матушки. Впрочем, как раз земли-то тут и не увидишь. Придётся постигать принцип работы гидропонной установки, которую будущий фермер сам соберёт и с лёгкостью установит в своём кафе, магазине и даже дома. Собирай свежие овощи-ягоды, не выходя из комнаты. Нюансов тут тоже немало. Придётся научиться делать анализ качества воды, корректировать ее кислотность, составлять множество режимов подсветки растений и разбираться в питательных растворах. Ну а в качестве зачёта достаточно будет сорвать и с удовольствием съесть помидорку, редис или ароматную клубнику. Такой экзамен и сдавать-то в удовольствие. — Салат, базилик, руколу, редиску с удовольствием пробовали, — перечисляет замдиректора по хозяйственной работе Роман Терентьев. — Подбор растений не по торговой значимости, а по нюансам и тонкостям обучающего процесса. Впрочем, сами будущие городские фермеры актуальность и доходность бизнеса всерьёз просчитывают. Управлять «плантацией» можно прямо с телефона, так что в промежутках между закладкой семян и сбором урожая владелец такого бизнеса может хоть на Канары улететь. Суждение, что сельхозбизнес лишает выходных и отпусков, уходит в прошлое. — Это может стать отличным продолжением семейного дела, — развивает мысль руководитель ресурсного центра Дмитрий Ивахненко. — К примеру, старшее поколение семьи фермеров предпочитает по старинке — папа на тракторе, а мама на подворье с животными. Ну а дети, занявшись гидропонными установками, могут расширить семейный бизнес, сделав его более многоплановым и круглогодичным. Выходит, что в «корочку» диплома здешних студентов вложен действительно билет в будущее.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Лукояновский округ.