ПРИШЁЛ МАЙ — ШУБУ НАДЕВАЙ

Переживания и прогнозы после минувшей непогоды

Бытует такая русская пословица — пришёл месяц май, коням корму дай, а сам кожух надевай да на печь полезай. Раз так, значит, не всегда ласковым бывал последний месяц весны. А уж в этом году показал всю свою непримиримость и ярость. Аграрии готовятся подсчитывать убытки погодной немилости. Заморозки и снегопады прошли в 41 регионе России. Отрицательные температуры отмечались даже в Южном федеральном округе. В Липецкой, Воронежской и Тамбовской областях введён режим ЧС. Там пострадали плодово-ягодные насаждения и посевы полевых культур. В Воронежской области повреждены и погибли посевы на площади более 265 тысяч гектаров. В ожидании неприятностей и садоводы. Эксперты считают, что от цветущих в холодные дни яблонь, груш, вишни, крыжовника, смородины, жимолости, винограда вряд ли можно получить полноценный урожай: повреждённые заморозками цветки погибают, пыльца становится стерильной, к тому же бездействовали насекомые-опылители. Так что поговорка «май холодный — год хлебородный» не совсем права: всё-таки важно, насколько серьёзен холод. А что происходит на полях нашего региона, чего ждут нижегородские аграрники?

Александр Дормидонтов, руководитель ООО «Урожай», Шатковский округ:

— Определённости в прогнозах нет, но на урожайность наступление морозов, наверное, повлияет. Отсеяться успели до заморозков, яровые из земли появились. И вот первый сев ячменя прихватило хорошо. Озимая пшеница тоже беды ухватила. Растения уже сантиметров 20 в высоту вымахали — апрель-то был тёплый. А потом сразу стужа. Сантиметров по пять в длину все листья отморозились. Поэтому и не знаю, как скажутся заморозки в конечном итоге. Погибнуть посевы, может, и не погибнут, но пока настроение тревожное. Не впервые весна преподносит труженикам «Урожая» неприятные сюрпризы. Пару лет назад план сева «скорректировал» карстовый провал. Полсотни гектаров вроде и не принесли критичных проблем, а всё же радости мало. Так и теперь — не погибли посевы, но ведь и не оздоровились… А поначалу виды на урожай были очень хорошие. Пшеница озимая вообще уже в трубку вышла. И тут заморозки, а часть пшеницы ещё не успели гербицидом обработать. С картошкой опасений меньше, мы по теплу успели посадить немного. С теми клубнями, что уже попали в землю, не случится ничего. Мы ведь их ещё и химией хорошей обрабатываем. Надеемся, что и это поможет. Заодно проверим, как химия работает. Эксперимент вынужденный проведём. Если говорить о моём самостоятельном хозяйствовании с 2003 года, то не припомню, чтобы так примораживало. Приходилось переживать майские холода, но с таким, чтобы на поле был крепкий лёд, не сталкивались. Все небольшие лужицы на полях льдом сковало. Теперь думаем, что если бы был просто снег, то уж как бы и не в счёт. Неясно, чего ждать от сезона. Хоть ничего и не погибло, но ущерб есть.

Софья Мартынченко, начальник сектора растениеводства управления сельского хозяйства Павловского округа:

— Череда заморозков в мае, причём довольно сильных — даже до минус 8 градусов у нас в округе, плюс выпавший снег, естественно, не могли не отразиться на всходах. Надеемся, что гибели посевов не будет, но на снижении урожайности это, безусловно, отразится. На некоторых участках подморожены озимые культуры, сломаны верхушки всходов озимого рапса. Растения получили настоящий стресс. Сейчас надо бы провести химпрополку озимых, но при таком температурном режиме она бесполезна.

Владимир Захаров, генеральный директор ЗАО «Комаровское», Павловский округ:

— Мы первыми в округе начали посевную кампанию и успели завершить сев ещё до майских праздников. Успели посеять теплолюбивую кукурузу на площади 70 гектаров. Семена не взошли и дожидаются в почве благоприятной погоды. Осталось посеять лишь кукурузу на силос на площади 155 гектаров. Естественно, прошедшие заморозки повлияли на всходы озимых и яровых, и можно не сомневаться, что такого урожая, как два года назад, не будет — даже у крапивы листья почернели. Пока явной гибели посевов не видно, будем наблюдать. В ближайшие дни приступим к химпрополке, поскольку проходит фаза кущения и затягивать эту работу нельзя, но это новый стресс для растений.

Ольга Воронцова, начальник управления сельского хозяйства Сосновского округа:

— В течение нескольких дней ведём мониторинг озимого и ярового сева на предмет повреждения всходов. Гибели посевов не наблюдается, пересева не будет, но часть озимой пшеницы и рапса в угнетённом состоянии. Нам осталось всего 30 процентов посеять яровых зерновых и столько же масличных и трав. Надеемся, что погода наладится.

Галина Титова, главный специалист управления сельского хозяйства Вачского округа:

— Гибели посевов не наблюдаем. На некоторых участках сразу после заморозков подкормили всходы, чтобы снять стресс. Однако такая погодная ситуация приведёт к снижению урожайности. Заморозки повлияют и на сроки уборки урожая из-за задержки развития растений.

Дмитрий Абрамов, генеральный директор АО «Агрофирма «Сергеевское», Большеболдинский округ:

— Как сказалось аномальное похолодание на наших плодовоягодных посадках, нам пока не понятно, внешне не видно, потому что, например, в яблоневом саду, расположенном в Починковском округе, почки ещё спят: мы выращиваем поздние сорта. Вероятно, какие-то негативные последствия всё же будут, но мы надеемся, что минимальные. Смородина же, которую выращиваем в Большеболдинском округе, холод перенесла стойко и чувствует себя неплохо. Будем теперь особенно чутко следить за развитием растений, чтобы всячески помочь им пережить стресс.

Михаил Ельков, главный агроном сельхозуправления Большеболдинского округа:

— Неожиданные заморозки озимые не повредили, хотя время покажет. Состояние яровых, сев которых у нас закончен уже на 75 процентов, тоже удовлетворительное. Однако заметно пострадал козлятник, всходы которого даже почернели от холода. Это говорит о том, что первый укос будет, увы, небогатым. Козлятник у нас выращивается только в ООО «Агрофирма «Черновское», остальные хозяйства предпочитают люцерну, поэтому масштаб потерь не распространится на весь округ.

Михаил Коцур, фермер, занимающийся садоводством, Воротынский округ:

— Соглашусь с коллегами, что делать какие-то выводы преждевременно, но наш сад, скорее всего, пострадал. Развитие смородины решили поддержать, договорившись с местными пчеловодами об установке ульев на поле прямо перед нашими посадками: цветки вышли, и надо их опылить. Заморозки сказались не только на цветении, но и на естественных опылителях. Недостаток температур свёл на нет активность пчёл, поэтому, поставив ульи в непосредственной близости от медоносов, постараемся мотивировать опыление, а значит, поддержим развитие растений. Да и пчеловодам, которые тоже понесли потери, это выгодно. В том году в середине мая сады уже были в цвету, нынче, чувствуя холод, они выпускать бутоны не спешат, природу не обманешь. Но рассчитывать на рекордные урожаи, наверное, уже вряд ли стоит. Однако посмотрим.

Иван Зорин, фермер, Ардатовский округ:

— У нас всё в полном порядке, паники нет. Мы занимаемся саженцами. Всё более-менее капризное у нас в защищённом грунте, в теплицах. А туда похолодание не проникает, хотя теплицы обычные, весенние. Всё, что выращивается в открытом грунте, адаптировано к возвратным заморозкам: имеющиеся культуры районированы. В теплице ни на день не прервался процесс черенкования. Проверили: саженцы абрикосов, яблонь в грунте лёгкого морозца не испугались. А вот садоводы бьют тревогу оттого, что побило цвет. Да, вишня здорово пострадала, груша тоже как раз была в цветении. И всё-таки тем, кто развивает плодово-ягодное направление, особо страшиться нечего. Разве что немного потеряют в урожае те, для кого это промышленное направление. А вообще-то аграрии средней полосы всегда готовы к чему-то подобному. Это же не первое майское похолодание, года три назад, в то же время так же шёл снег. И мы так же сажали все наши обычные культуры. Ситуация абсолютно не уникальная. А те, кто кричит: «Шеф, всё пропало», точно ли настоящие сельхозники? Зиму пережили, неужели парочки морозных дней будем пугаться?

Валентина Копанева, начальник управления сельского хозяйства Шарангского округа:

— Из-за аномально холодной погоды с сильными утренними заморозками, установившейся в мае, развитие озимых заметно замедлилось. На яровых капризы погоды никак не сказались, крестьяне только-только приступили к севу накануне начавшихся холодов. Но они помешали работе в поле. Затормозило её и переувлажнение почвы, вызванное обилием осадков в виде снега и дождя. В итоге к середине месяца отмечалось серьёзное отставание от графика прошлого сезона. Однако хозяйства старались выполнять агротехнические мероприятия хотя бы по минимуму. Например, на доступных участках механизаторы проводили вспашку и закрытие влаги.

С аграрниками разговаривали корреспонденты «ЗН» Светлана ГУНДОРОВА, Андрей ДМИТРИЕВ, Александр КУРИКОВ.

Фото Татьяны ПОСАЖЕННИКОВОЙ.