БЫЛЬ О ЦАРСКОЙ НЕВЕСТЕ
Белокаменные палаты открыли для посетителей
В Международный день памятников и исторических мест, который отмечается 18 апреля, в Нижнем Новгороде впервые за долгое время открыли для посещения Дом Чатыгина, объект культурного наследия федерального значения, больше известный нижегородцам как «Домик Петра». По преданию, именно здесь останавливался молодой царь Пётр во время своего первого Азовского похода. Посетители не только получили редкую возможность рассмотреть древние каменные палаты изнутри, но и стали участниками культурно-просветительской акции, посвящённой эстетике допетровской Руси и поиску национальной идентичности в XIX веке, узнали исторические факты и нижегородские легенды. Организатором акции выступило управление Государственной охраны объектов культурного наследия области.
В сердце Нижнего
Пожалуй, именно район Започаинья можно назвать сердцем Нижнего Новгорода. На слиянии маленькой Почаины и великой Волги был основан город. Со здешних холмов открываются виды на заволжские дали, а узкие улочки, как и столетия назад, спускаются к реке. Если свернуть с многолюдной Большой Покровской, пройти по Лыковой дамбе и у древней церкви Жён Мироносиц повернуть направо, оказываешься на Почаинской. Изогнутая улица лихо устремляется по косогору одноимённого оврага, врезаясь внизу в Зеленский съезд. Спускаясь, залюбуешься на кремль и утопающий в зелёной весенней дымке простор за рекой. Историк Николай Филатов в своей «Энциклопедии Нижегородского края» сообщает, что Почаинская улица — одна из древнейших в городе. Известна под таким названием с начала XVII века. В XIX столетии стала активно застраиваться каменными домами. Здания ставились на разных уровнях, что создавало неповторимый вид сбегающих вниз каскадом архитектурных объёмов и островерхих кровель. Почти так она выглядит до сих пор. Самое примечательное здание на улице находится по адресу Почаинская, 27. Это и есть белокаменные палаты купца Чатыгина, построенные на этом месте более трёх столетий назад. Обычно здание стоит закрытым, сейчас оно не используется, но в этот день его двери были распахнуты для посетителей.
Легенда о Петре Первом
Дом Чатыгина — одна из трёх сохранившихся в Нижнем Новгороде каменных жилых построек XVII века. — В ту эпоху каменная архитектура стала преобладать над деревянной, но по своему виду она всё ещё повторяла деревянное зодчество, — рассказывает одна из организаторов события, историк и культуролог Ольга Клевер. — По сути, мы видим каменный терем. Как отмечал в своей энциклопедии историк Филатов, здание является примером каменной жилой застройки богатого нижегородского посада. В 1695 году в нём, по преданию, останавливался Пётр Первый во время Азовского похода. Архивных документов, подтверждающих это, нет, но легенда о месте жительства царя в Нижнем Новгороде упорно бытует с давних времён. Так, побывавшие в городе в 1838 году братья-живописцы Григорий и Никанор Чернецовы оставили не только самый старый рисунок палат, но и важные сведения, что «этот дом существует давно: с двух сторон он имеет быки, или контрфорсы, но подлинности пребывания в нём Петра Великого нет никаких доказательств, кроме предания». Точная дата постройки неизвестна. Но в конце XVII века дом принадлежал «торговому человеку гостиной сотни» Ефиму Чатыгину. Палаты двухэтажные, с двумя горницами на каждом «житье» и с просторными сводчатыми подвалами, куда гости просветительской акции тоже смогли заглянуть. Сейчас в подвал спускается кованая чугунная лестница, внизу прохладно и гулко. С улицы сюда ведёт отдельный спуск-пандус, через который когда-то перегружали припасы и товары. Горницы в доме невелики по современным меркам, каждая перекрыта сводчатым потолком. В одной из них можно полюбоваться красивой изразцовой печью. В начале XVIII века хозяевами палат были купцы Докукины. Затем владельцы неоднократно менялись. В 1888 году дом как реликвия города был приобретён под размещение исторических материалов. Архитектор Николай Иванов пристроил с западной стороны вход с крыльцом в духе старины, в украшении которого использовали изразцы, снятые ранее с древней Сергиевской церкви. Так в конце XIX столетия палаты стали музеем: здесь разместилась краеведческая экспозиция. После её переезда в Дмитриевскую башню кремля в здании осталось хранилище нижегородских древностей. В советские годы здание было снова отреставрировано, но на более высоком научном уровне — с воссозданием декоративно-художественных элементов фасада под XVII век, но с сохранением пристроенного позже крыльца. Последняя реставрация здания прошла в 2015 году. Оно было приспособлено для современного использования. Реставраторы максимально сохранили исторический облик здания. Были выполнены противоаварийные работы, законсервированы деревянные перекрытия. Привели в порядок крышу и фасад здания, его декоративное убранство, восстановили утраченные элементы изразцов. Также реставрационные работы прошли внутри здания.
Очелье с золотыми единорогами
— Сегодня мы реконструируем не просто XVII век, — отмечает Ольга Клевер. — Мы говорим о поиске национальной идентичности в XIX столетии. В его конце возникло такое течение, как национальный романтизм. На волне патриотического подъёма общество стало обращаться к исконной, допетровской Руси, её образам и символам. И сейчас мы представляем Древнюю Русь, в первую очередь, по картинам художника Ивана Билибина и его современников. Посетители палат в тот день могли принять участие в мастер-классе по славянской каллиграфии от Центральной городской библиотеки Нижнего Новгорода, побывать в импровизированной девичьей горнице и сделать тряпичную куклу, сфотографироваться на троне в окружении царской охраны, а также изучить исторические артефакты — музейные подлинники и реконструкции старинных предметов, полистать древние книги. Один экспонат заинтересовал особо. Ольга Клевер представила зрителям реконструкцию очелья царской невесты, выполненную из шёлкового бархата с золотой вышивкой. Подлинник принадлежал невесте Михаила Фёдоровича, первого правителя из династии Романовых, деда Петра Первого. Очелье — это старинный головной убор, повязка, которую носили на лбу, челе, отсюда и название. С этим артефактом связана захватывающая история. — Когда Михаил стал царём, ему предстояло жениться и стать основателем династии, — рассказывает историк. — Естественно, тот знатный род, из которого происходила бы невеста, стал бы приближённым к государю и получил влияние. Были организованы смотрины невест. Молодой царь выбрал Марию Хлопову, дочь коломенского дворянина, не отличавшегося знатностью и богатством. Бояре были обескуражены тем, кого царь выбрал в жёны. Они устроили заговор, в котором участвовала мать царя инокиня Марфа. Невеста, готовившаяся к свадьбе, вдруг заболела, по всей видимости, причиной стало отравление. Разразился, как сейчас бы сказали, скандал. Оклеветанную Марию вместе с родственниками, которых обвинили в том, что они хотели «подсунуть» царю больную невесту, сослали в Тобольск. После этого происшествия прошло несколько лет, но Михаил, который не мог забыть возлюбленную, отказывался жениться на ком-то другом. Когда из польского плена вернулся отец царя митрополит Филарет, он забеспокоился, почему его сын до сих пор не женат и не имеет наследников. Филарет велел провести расследование. Выяснилось, что девушка здорова. Обман бояр был раскрыт — теперь наступил их черёд отправляться в ссылку. Мария Хлопова тем временем была перевезена в Нижний Новгород, состоялось повторное сватовство. Но счастливый конец так и не случился. По настоянию матери Михаил Фёдорович обвенчался с другой — Марией Долгорукой, которая стала первой женой царя. — Мария Хлопова, как мы знаем из источников, «осталась жить в Нижнем Новгороде при дворе Нефеда Минина, сына Козьмы Минина, пуще, чем раньше», то есть обласканная и осыпанная дарами царя, — рассказывает Ольга Клевер. — До 2011 года историки интерпретировали это как то, что семье Хлоповой заплатили отступные. Но потом открылись новые данные. Когда на улице Большой Покровской около драмтеатра строили гостиницу, на её месте проводили обязательные археологические раскопки: когда-то там было древнее кладбище. В одной из могил нашли захоронение женщины средних лет с очельем на лбу. Можно было бы подумать, что это просто зажиточная горожанка, но узор на этом головном уборе говорит о другом. На очелье золотыми нитями вышиты единороги. В то время это был символ царской власти. Нижегородские историки предположили, что это не просто богатая женщина, а имеющая отношение к царской семье. Они обратились к другим специалистам, но те ответили, что это не может быть Мария Хлопова — потому, что, по всем имеющимся данным, она так и осталась незамужней. — Мы продолжили расследование, обратились в музеи и выяснили, что таких очелий сохранилось всего 30 штук и все они принадлежали царским жёнам, — отмечает историк. — А наиболее похожий принадлежал Марии Долгорукой, царице. Мы сделали вывод — хотя это всего лишь предположение, — что Михаил Романов решил спрятать свою возлюбленную в Нижнем Новгороде на дворе своего приближённого, чтобы больше не подвергать её опасности, а сам женился на другой. А то, что её похоронили в головном уборе замужней женщины, может говорить о том, что он считал её своей тайной супругой. В XVII веке к одежде, символике относились с большой строгостью, поэтому просто так этого никто делать не стал бы. Оригинал головного убора сейчас хранится в фондах Нижегородского историко-художественного музея-заповедника. Но вернёмся из XVII века обратно, в наши дни, в «Домик Петра». Открыт он был всего на один день, в честь Международного дня памятников и исторических мест. Но, как сообщают организаторы акции, ведётся обсуждение, как использовать здание дальше. Не исключено, что в его стенах разместится музейное пространство. Пока же организаторы обещают открывать для нижегородцев и другие исторические здания города. Как показала акция, потребность прикоснуться к истории у жителей города велика.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.