03.04.2024

ПАПА — ДИРЕКТОР, МАМА — ЗАМ

Взят курс на развитие семейного бизнеса

Несколько лет назад Абалымовы переехали из столицы в небольшое село Шершово Перевозского округа. Не успев толком обустроиться на новом месте, Иван и Елена приступили к реализации давней идеи — созданию экофермы: трёх детей надо было чем-то кормить. Семейный бизнес начался с инкубационного яйца. А сейчас это небольшое предприятие замкнутого цикла, где налажена переработка своего же сырья. Абалымовых и их деликатесы хорошо знают в области и за её пределами. На Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень-2023» продукция фермеров отмечена высшей наградой.

Это далеко не единственный успешный пример развивающегося семейного агропредприятия. «Земля нижегородская» на своих страницах пишет подробную историю некоторых из них: КФХ Савельевых, Валентины Дубневой, Екатерины Плехановой… Список можно продолжать бесконечно. По статистике, 99 процентов фермерской продукции в стране производится в семейных хозяйствах. Из 4,5 миллиона предприятий малого и среднего бизнеса, действующих в России, 74 процента организованы родственниками. Сопоставимые цифры и в Нижегородской области. В регионе зарегистрировано 126 тысяч небольших компаний, 70 процентов из них — семейные. В апреле прошлого года в Нижнем Новгороде прошёл первый Межрегиональный форум, объединивший такого рода предпринимателей. На него собрались бизнес-семьи из нашей области, Самары, Саратова, Пензы, Кирова, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл. Почему гостей принимали именно на нижегородской земле? В регионе большое внимание уделяется развитию предприятий, основанных по родственному принципу. В 2021 году Нижегородская торгово-промышленная палата, выступившая организатором форума, на своей площадке открыла центр, куда могут обратиться предприниматели действующие и начинающие. При условии, что их компания имеет родственное начало. Там оказывают консультационную поддержку, проводят обучающие семинары. Область стала одной из первых в стране, закрепившей понятие «семейный бизнес» на законодательном уровне. В настоящее время депутаты Государственной Думы РФ занимаются разработкой такого рода документа, но уже федерального значения. В нём планируют дать определение компаниям, организованным родственниками, обозначить их критерии. Не исключено, что в законе пропишут меры государственной поддержки таких предприятий. Документ намерены принять в 2024-м, объявленном Годом семьи. Весьма символично. — Это уникальное явление, позволяющее решить сразу несколько важных задач: привлечение к труду подрастающего поколения, наставничество и преемственность, обеспечение финансовой самостоятельности родителей, детей, — считает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. — Семейное предпринимательство — один из наиболее гибких и устойчивых факторов экономического роста. Наша общая задача — повысить его престиж. Необходимо помочь почувствовать людям свою ценность и значимость для страны, позволить им «делать бизнес со смыслом». — Семья — это основа, на которой строится каждое общество, каждая нация, — подчеркнул губернатор Глеб Никитин. — Традиционные ценности — залог общественной стабильности и гармонии для российского государства. Обратимся к мировому опыту. В странах мира насчитывается более 5,5 тысячи семейных компаний с 200-летней историей. Наиболее ярко тенденция прослеживается в Индии. Предприятия, основанные родственниками, занимают 95 процентов в общей доле. На них приходится 79 процентов внутреннего валового продукта страны. Статистика свидетельствует: семейный бизнес развивается успешнее корпораций с государственным и международным участием. — И России необходимо посмотреть на такого рода компании, как на основу эффективной экономики, от которой зависит общее благополучие и безопасность, — считает вице-президент Российской торгово-промышленной палаты Елена Дыбова. В нашей области на предприятия, основанные родственниками, смотрят именно под таким углом. И опыт прошлого года, признанный успешным, решили повторить в этом. Речь о Межрегиональном форуме, втором по счёту. Объявлена дата его проведения — 4 апреля. — В регионе есть опыт поддержки социального бизнеса, которому несколько лет назад присвоили обособленный статус, выделили специальные меры поддержки, — обращает внимание заместитель губернатора Андрей Саносян. — Недавно подготовили нормативные документы для того, чтобы и семейные предприятия могли получать дополнительную помощь. Важно было определить критерии родственного бизнеса, закрепить их в региональном законе и на этой базе системно разрабатывать меры поддержки. Министерство промышленности, торговли и предпринимательства региона планирует принять ряд программ, направленных на помощь семейным компаниям. Среди них — обучающие семинары, гранты и займы по льготным ставкам, содействие в продвижении продукции. Данные меры поддержки намерены ввести в дополнение к тем, что действуют по линии национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». — Работа в этом направлении уже идёт, — подчеркнул руководитель министерства Максим Черкасов. — Так, в прошлом году организовали «День поставщика семейного бизнеса», в котором приняли участие 155 компаний. Результатом мероприятия стали договора, заключённые на продажу продукции в сети ресторанов на 60 миллионов рублей. Форум семейных предпринимателей объединит компании малого и среднего бизнеса. Участники смогут обменяться опытом, обсудить с представителями власти региона актуальные вопросы поддержки и ознакомиться с продукцией своих коллег на тематической выставке. В области ведётся реестр семейных предприятий. Работой занимается Нижегородская торговопромышленная палата. В настоящее время в перечень включено 400 компаний. Многие из них станут участниками форума, зарегистрироваться на который, кстати, можно до 3 апреля. Чем мероприятие привлекает семейных предпринимателей в первую очередь, так это возможностью поделиться с представителями власти своими проблемами и быть услышанными.

Юлия БОРИСОВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.