03.04.2024

РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ, ШПАЛЫ, ТЕЛЕГРАФНЫЕ СТОЛБЫ

В Нижегородском художественном музее открылась выставка про железную дорогу

Живущие в XXI веке — четыре часа до Москвы на скором поезде — мы редко задумываемся, как передвигались люди по России до появления поездов. И какие открытия при этом делали. Например, император Александр II, проехав на поезде до сибирского Тобольска, впервые получил внятное представление о том, какую огромную империю унаследовал. А чего стоят рассказы о том, как ехать поездом до Владивостока! Шесть дней и семь часов дороги. И в окне — вся страна перед тобой.

Стучат колёса

Сколько песен написано про поезда, вокзалы и железные дороги!

Стучат колёса где-то,

Стучат колёса где-то,

Стучат колёса где-то,

Простились мы с тобой.

Осталось где-то лето,

Осталось где-то лето,

Осталось где-то лето

За горой.

Это пели «Цветы», знаменитая группа 1960-70-х годов. Или вот знаменитый хит Льва Лещенко: Прощай, со всех вокзалов поезда Уходят в дальние края, Прощай, прощай. А сколько книг сделали железные дороги интерьерами своих сюжетов, от «Анны Карениной» Льва Толстого до Ерофеевской «Москва — Петушки». И всё это — о новой выставке (0+), которая на прошлой неделе открылась в залах Художественного музея/Искусство XX века. Она называется «Объединяя Россию» с подзаголовком «От Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути». Над созданием новой экспозиции, рассказывающей о железных дорогах России и о той роли, которую они сыграли в развитии регионов страны — нашего региона в том числе — участвовали Музей железных дорог России, музей-заповедник «Царское село», Музей истории развития Горьковской железной дороги и другие.

Как Александр III вагон поднимал

Новый и по своим временам революционный вид транспорта появился в России благодаря австрийскому инженеру чешского происхождения Францу Антону Риттеру фон Герстнеру. Он — родоначальник железнодорожного сообщения Австрии и России. Именно Герстнер убедил российского императора в необходимости строить чугунку в империи. Сила убеждения понадобилась немалая, потому что привычная конка казалась самодостаточной, да и понятной. Идёт-бредёт сама собой. Ямщик сидит на облучке, поёт себе «Степь да степь кругом». А тут — железное чудище невиданное. А тут ещё климат, снега, заносы… Ну и что, что в Европе популярно — в Европе снега нет. В успехе новации сомневались все, и Герстнер неустанно выступал с докладами, убеждая слушателей в необходимости положительного решения. Убедил. Спасибо от нас, потомков. Именно императоры стали главными заказчиками и активными пользователями нового вида транспорта. И многие события их жизни связаны именно с поездами. Например, печально известна история поезда, на котором попал в аварию Александр III. С семьёй и слугами мчался он в императорском составе о десяти вагонах из Крыма в Петербург — в графике значилась важная встреча. И тут — крушение. Царская семья в этот момент находилась в столовой, которая ударами была практически разрушена, завалилась набок, крыша чудом держалась на опорах. Обладавший недюжинной силой государь принял крышу на плечи, чтобы дать возможность членам семьи выбраться в безопасное пространство. Но сам травм не избежал. Отречение Николая II тоже связано с железной дорогой. Акт об отречении от престола он подписал в 1917 году в литерном поезде под Псковом. Так переплетаются судьбы страны и главной транспортной инфраструктуры.

Быстрый и «Проворный»

Первая российская железная дорога общественного пользования соединяла Санкт-Петербург и Царское Село. Она была торжественно открыта 11 ноября 1837 года. Изготовленный в Англии паровоз, влекущий восемь вагонов, гордо носил имя «Проворный». Он действительно был из самых быстрых тогдашних паровозов. А машинистом встал сам Герстнер. — Первая железная дорога общего пользования была построена по личному желанию Николая I, — рассказывает Татьяна Андреева из Царскосельского музея, один из кураторов выставки. — Она была пробная и вела в летнюю резиденцию императора. В течение долгих лет дорога называлась «увеселительной». Николай I демонстрировал её именно как аттракцион. На конечной станции в середине XIX века кипела культурная жизнь. По всей Европе гремели музыкальные сезоны Штрауса, куда стекался свет петербургской и московской знати. Грандиозные концерты звучали и на вокзалах. Вокзал — это было не только место прибытия, но и центр культурной жизни, музыка, пышные балы, нарядные дамы. Первый российский поезд был невелик, не сравнить с нынешними гигантами — почти игрушечный. Но по скорости — 60 километров в час — вполне сопоставим со своими потомками. Когда стало понятно, что новый вид транспорта, несмотря на снега и прочие российские достопримечательности, работает прогрессивно, сразу стали множиться замыслы новых железных дорог. В 1847 году появился проект дороги в Нижний Новгород, чуть позже — проект Петербургско-Варшавской железной дороги, которая связала Петербург с Европой.

А вы знаете, что?

Любая история, включая историю транспорта, изобилует курьёзами и занимательными фактами. Железная дорога — не исключение. В витрине лежат металлические кругляши. Так выглядели первые билеты по Царско-Сельской железной дороге. На них указывался тип вагона и место. Пассажир с билетом заходил в поезд, а в конце поездки сдавал этот многоразовый кружок контролёру. Сделанные из латуни проездные документы назывались в народе «жестянками». А потом их заменили различного рода бумажные билеты. «Мать разделась, села на диван и показала им твёрдые зелёные билеты: один билет большой, а два маленьких», — это описание железнодорожных билетов из Гайдаровского «Чука и Гека». А сейчас билеты и вовсе виртуальные. «Железные кони» перевернули сознание людей. Ну, забудьте о нынешних скоростях и автомобилях и представьте. Вы привыкли перемещаться только пешком или на лошади и вдруг садитесь в вагон и едете со скоростью 60 километров в час. Многие сначала ходили просто смотреть на это чудо, и тогдашние дневники полны впечатлений о первых встречах с технической революцией. Первый императорский поезд, специально построенный для Александра II, именовался «дворцом на колёсах». Лионские шелка, севрский фарфор, красное дерево — над интерьерами поезда работали те же архитекторы, что и строили дворцы для правящих семей. Три вагона каким-то чудом сохранились и находятся в Музее железных дорог Финляндии. Однако взглянуть на них, поскольку интерьеры оцифрованы, можно с помощью современных технологий — это VR-очки. Они есть на выставке. Садимся, надеваем очки, смотрим, представляем себя членом императорской семьи. Или императором, если угодно.

Теперь с местным наполнением

Наша дорога была построена в 1862 году с главной предпосылкой — работой Нижегородской ярмарки. Выставка напоминает о нескольких вокзалах города. Например, Канавинский, три раза менявший свое название (Канавинский, Сормовский, Сталинский). Роскошный Царский павильон, личный вокзал Николая II, построенный в 1894 году для приёма государя. Ромодановский вокзал для сообщения с Казанью был построен в 1901 году и сейчас находится фактически под метромостом. Из нижней части ездили в Москву, из верхней — в Казань. В экспозиции представлено более 100 предметов из собрания музея «Царское Село», Музея железных дорог России (Санкт-Петербург) и киностудии «Ленфильм». Среди них — живопись, графика, фотографии, документы, мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов. Шаг за шагом по выставке — это, если подумать, гигантские шаги, увенчавшиеся строительством огромной сети железных дорог по огромной стране. И это не просто «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы». Именно эта кровеносная система привнесла в отдалённые районы России и промышленность, и города, и культуру и дала толчок к их развитию. Целый пласт истории державы.

Светлана КУКИНА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.