ПОСЁЛОК ПОЧТАЛЬОНОВ

Целый год письма и газеты друг другу доставляют соседи

Накануне привезли пачку корреспонденции. Газеты, письма, платёжные квитанции доставили второй раз с тех пор, как почтовое отделение в посёлке Нижегородец Дальнеконстантиновского округа оказалось на замке. Закрыли его больше двух месяцев назад. Ближайшее — в 22 километрах, в Богоявлении. Людям пожилым добраться туда — целая история, да и молодым не легче.

Подписчик со стажем

Зоя Зимина в Нижегородце живёт без малого 60 лет. Родом из Перми. Там познакомилась с будущим мужем, он служил срочную. Парень демобилизовался, вернулся в родной Дальнеконстантиновский район и письмом пригласил Зою к себе. Так 31 декабря 1965-го она начала новую жизнь. — Пошла в ученики к бухгалтеру, потом устроилась кассиром, — вспоминает Зоя Александровна. — Так и работала в этой должности до пенсии. И всегда выписывала газеты, журналы. Приносили целую пачку. Сейчас, несмотря на то что зрение стало слабовато, от периодических изданий не отказываюсь. Живу с дочерью, выписываем районную газету и областную. Только если раньше нам их приносили на дом, в последнее время приходилось забирать самим. А теперь и рады бы дойти, получить, да некуда. Зоя Зимина обратилась в «Землю нижегородскую» в надежде на помощь: негоже такому большому посёлку, в котором около полутора тысяч жителей, оставаться без почты. В редакцию дозвонилась, заметив при этом, что хотела написать письмо, да как его отправить — отделение не работает. — В Богоявление не наездишься, — продолжает она разговор. — Во-первых, хожу с трудом. Во-вторых, рейсовый автобус из Нижегородца до райцентра, на котором можно добраться и до Богоявления, пускают раз в неделю. Легче до Нижнего Новгорода доехать — маршрутка каждый час курсирует. Да только в городе нашей почты нет.

За свежие новости

Юловка входит в состав Нижегородского территориального отдела. Почты в небольшой деревне, конечно, не имеется. Её функции давно взяла на себя местная староста Нина Нардина. Ещё недавно мотодоставкой ей привозили корреспонденцию на всю Юловку: газеты, письма, извещения, платёжные квитанции. Она всё это сортировала и разносила по соседям. И вдруг отработанная годами схема дала сбой. — Жду почту, а её всё нет и нет, — вводит в курс дела Нина Васильевна. — Звоню в Нижегородец, говорят, закрыли отделение. Обратилась в Дальнее Константиново, отвечают: корреспонденция в Богоявлении. И как нам её оттуда вызволять? В деревне несколько десятков пенсионеров осталось. Рейсовый автобус в Юловку не ходит, на такси потратишь около тысячи в один конец. Золотая почта получится. Нина Нардина «Землю нижегородскую» выписывает около 20 лет. Районную газету тоже получает в качестве поощрения за общественную работу старосты. Подписку на имя Нины Васильевны оформляет Нижегородский территориальный отдел. Вот только теперь ни первое, ни второе периодическое издание не получает. — Зачем мне газеты месячной давности? — вопрошает она. — Новости нужно узнавать свежими, а не протухшими. Да и не дело это: люди выписали периодическое издание через почту, по сути заключив с ней договор на регулярную доставку. А декабрьские номера принесли только в январе. Налицо невыполнение Почтой России взятых на себя обязательств.

Подмена понятий

Отделение в Нижегородце расположено в здании конторы местного сельхозпредприятия. Когда-то в том помещении квартировал Сбербанк. На его средства отремонтированы арендуемые кабинеты, а вскоре участок финансовой организации закрылся. В благоустроенное помещение въехала почта. — С арендной платой постоянно затягивают, — говорит Сергей Втюрин, руководитель СПК «Нижегородец». — Мы бы вовсе отказались от неё, разрешили бы почте занимать наше помещение бесплатно, если бы чистой коммерцией не подменялось понятие социальной миссии. Может быть, где-то такой подход оправдан, только не в Нижегородце, где есть сетевые магазины и несколько торговых точек поменьше. Людям есть где купить и продукты, и стиральный порошок. А оплатить квитанции, получить посылку можно только на почте — больше негде. Сергей Вячеславович очереди, что прежде выстраивались в отделении, наблюдал чуть ли не ежедневно. Когда-то в Нижегородце работали два почтальона и столько же операторов. Затем штат сократили ровно вдвое. А больше года назад остался один сотрудник. — Компьютер старенький, постоянно зависал, — рассказывает глава Нижегородского территориального отдела Людмила Иванова. — Его приходилось перезагружать. Люди возмущались, скандалили. Оператор чуть успевала платежи принимать, посылки выдавать и оформлять, а ей ещё нужно делать план по продажам. При этом зарплата у оператора небольшая, зато ответственность — огромная. Человек не выдержал и уволился.

Рассортировали по коробкам

— Вот здесь у нас корреспонденция для жителей Борисово-Покровского, — Елена Новожилова, заместитель начальника территориального отдела, показывает коробку, в которой в прозрачные файлы-папки вложены газеты, письма, квитанции. — А в этой собрали почту для Вышки. Сразу после новогодних праздников в Нижегородец доставили оптом корреспонденцию, в основном за декабрь, но прихватили ноябрь и начало января. Всё это сгрузили в Дом культуры — разбирайте как хотите. Через две недели сотрудники территориального отдела сами съездили в Богоявление, забрали почту для жителей Нижегородца и его окрестностей, привезли в посёлок, рассортировали. Оказалось, что газет хватило не всем подписчикам, часть изданий потеряно. — По нашему списку три экземпляра не выдали, — рассказывает Надежда Крюкова, руководитель первичной ветеранской организации. — В посёлке проживают более 500 пенсионеров, это та категория населения, кому почта очень нужна. Молодёжь может оплатить те же коммунальные услуги в мобильных приложениях. Пожилым людям сделать это тяжело, хорошо, если рядом живут дети, внуки, они помогут. А если нет? Как быть? В зоне обслуживания почтового отделения помимо самого Нижегородца ещё семь сёл и деревень, а это в общей сложности более 2 тысяч человек. — Отделение связи нужно всем, — считает Нина Капитанова, библиотекарь. — Сейчас многие заказывают в интернет-магазинах товары, их доставляют по почте. Раньше посылку можно было получить в Нижегородце, а теперь приходится ездить в Богоявление. Когда остались без почтальона, подписчики сами приходили в отделение, чтобы получить газеты, а заодно и другую корреспонденцию. Нам, жителям посёлка, проще. А людям из Вышки, Криушей, Борисово-Покровского приходилось приезжать, чтобы забрать почту.

Стали должниками

Ситуация, сложившаяся в Нижегородце, не уникальная. Почтовые отделения закрывались в области и прежде. Самая распространённая причина: работник уволился, а замены ему нет. Но в данном случае всё так, да не совсем. Во-первых, замок повесили на почту в довольно крупном населённом пункте. Во-вторых… — Желающие работать есть, — говорит Людмила Иванова. — Заступить на должность оператора готова бывший бухгалтер. Работу знает, её даже особо обучать не нужно. Есть желающие и почту разносить. Люди ездили в отдел кадров Кстовского почтамта, мы относимся именно к нему, писали заявление о приёме на работу, но время идёт, а отделение по-прежнему закрыто. По этой причине сразу несколько сотен жителей посёлка и его окрестностей оказались в должниках. Люди только в конце января начали получать извещения об уплате налогов. А погасить их нужно до 1 декабря. — Те, кто помоложе, оплатили начисления на сайте Госуслуг, — продолжает разговор Людмила Рудольфовна. — В должниках оказались самые уязвимые, люди пожилые. Им уже начислены пени, хоть и небольшие, но всё равно приятного мало. Нарекания по работе почты были и прежде. На уровне администрации округа не единожды проводились совещания с участием руководства Кстовского почтамта. Но никаких положительных изменений не наблюдается. Складывается ощущение, что работу сельских отделений бойкотируют. Несколько раз лично пыталась связаться с начальником Кстовского почтамта, но вразумительного ответа не получила. И всё равно надеемся, что отделение заработает вновь.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

Дальнеконстантиновский округ.