ФОЛЬКЛОР ЧЕСТНЕЕ БАНКОМАТА
Принимает не карты, а сердца
13 января, Святки, Васильев вечер. Так, в честь святого Василия Великого, называется один из основных Святочных праздников. Обычно в этот вечер гадают, а стол уставляют самыми лучшими угощениями. Отсюда второе название праздника, Щедрый вечер. И вправду, длинный стол в аудитории Лингвистического университета весь уставлен пирогами и конфетами. Празднуем Святки!
Колядуем актуально
Стулья, расставленные по периметру просторной комнаты, заняты. Святочная вечорка — так называется праздник — привлекает внимание нижегородцев, сюда приходят от 70 до 100 человек. А устроитель праздника — студенческий фольклорноэтнографический ансамбль НГЛУ им. Добролюбова «Синий Лён». Наша газета недавно рассказывала о другой вечорке «Синего Льна», сегодня мы предлагаем читателям познакомиться поближе с главным действующим лицом ансамбля, Еленой Тихомировой. Вот она, в традиционном народном костюме, со звенелкой в руках, рассказывает между песнями о традициях Святок. Подблюдное гадание, колядки, песни…
Не дадите нам каравай –
Мы отключим вам вай-фай.
Не дадите нам печенье –
Мы отключим отопленье!
Кто не даст нам сервелат –
Зажмёт карту банкомат!
Современные колядки звучат весело и весьма актуально, все хохочут. Особенно к слову пришлась тема отопления — морозы в те дни трещали нешуточные. Ансамбль «Синий Лён» в нынешнем году отпразднует своё 20-летие. Создала его в стенах Лингвистического университета (в те годы — иняза) выпускница Нижегородской консерватории Елена Тихомирова. — По профессии я музыковед-фольклорист, в консерваторию поступила на открывшееся тогда отделение музыкальной фольклористики, — рассказывает «мама» «Синего Льна». — Это отделение держалось на энтузиазме фактически одного человека, профессора консерватории Нины Дмитриевны Бордюг. Когда заканчивала вуз, отделения уже не было. Но мне оставили возможность написать диплом. Сейчас образования по нашей специальности в Нижнем Новгороде нет. Фольклористы, или, как их сегодня называют, этномузыкологи, — это специалисты-музыканты, которые изучают традиционную народную культуру и одновременно являются её исполнителями и хранителями. Исполнителями музыкальной этнографии в её подлинном, от самых корней, виде. Выпускница консерватории по редкой специальности сама устроила свою судьбу: просто пришла к руководству иняза и предложила организовать студенческий русский фольклорный ансамбль, чтобы в подлинную музыкальную и обрядовую культуру молодёжь погружалась «с чистого листа». — Пение старинных песен — это ведь сложно. Простая структура, но и постоянная импровизация, варьирование, особое звукоизвлечение, — растолковывает наш эксперт по фольклору. — Чтобы всё это жило, песни надо практиковать в этой импровизационной старой манере. В экспедициях мы перенимаем песни из уст в уста. Но чтобы их сохранить на десятилетия, песни надо постоянно петь. В сундуке, как сарафан, песню не сбережёшь. Старинный фольклор живёт (пока ещё живёт) на земле, поэтому собирают его в экспедициях. В первую такую экспедицию Елена Тихомирова поехала в 2000 году ещё студенткой консерватории. Это была поездка в легендарное село Шутилово Первомайского района. В Шутилове сохранился обряд «Похороны Стромы». Строма — это кукла, символизирующая уходящую весну. Кукла «умирает», её влекут в поле, раздирают там на части и устраивают по ней поминки с песнями. — Мы тогда успели застать тех народных исполнителей, тех бабушек, которые в архаичном виде выполняли этот обряд, — вспоминает Елена Тихомирова. — Они пели похоронные плачи, при этом добавляли иронию, поскольку плач комичный, по кукле. Это и народный театр, и народная карикатура. С тех пор мы стараемся ездить в Шутилово каждый год и видим, как меняется обряд, как уходит архаика, черты, свойственные старине. Вот эти черты, свойственные старине, и сохраняет год от года «Синий Лён». С тех пор было много экспедиций. Музыкальный материал, диалект, манера исполнения, костюмы, атмосфера соблюдаются до мелочей. Если уж святочная новогодняя пора — значит, и колядование, в которое вовлекаются все присутствующие, и ряженые, и игры с людьми, и пляски. И уж, конечно, не стоит приходить на такой праздник с пустыми карманами, потому что колядующие подойдут к каждому не по разу, а обычай требует платы за колядку. С праздника не выгонят, но смущение останется. Да и кто знает, а ну как действительно «зажмёт карту банкомат»!
Модница-крестьянка
Мы на Святочной вечорке вдоволь наигрались и с традиционным медведем, и с неожиданным драконом. Маленький медведь — двенадцатилетний Алексей, участник чкаловского фольклорного ансамбля «Затея», приехал с мамой и сестрой на праздник. Вечорки «Синего Льна» традиционно собирают и фольклористов со всех волостей, и друзей, и родных. Погадали при свечах — а то как же! В старину всегда гадали. И полюбовались многоцветными народными костюмами синелёнцев. Крестьяне в старину любили наряжаться. Эта любовь хорошо передана на живописных полотнах Малявина, Кустодиева или Архипова, а фольклорный ансамбль демонстрирует её, как на модном подиуме. — Мы ведь не только поём, но и осваиваем хореографию, кухню, обряд, костюм, — объясняет Елена Тихомирова. — И осваиваем мы это наиболее приближённо к тому способу, который был в деревне сто лет назад. Каждый костюм (сарафан, рубаха, пояс) себе шьёт сама девушка под чутким руководством экспертов. Эта одежда сшита абсолютно в рамках традиции нижегородских крестьян XIX века. Несколько сарафанов сшито из тканей 30-х годов, найденных в семёновских сундуках. Ткани для этой одежды — вы удивитесь — лучше всего брать из маминых запасов, сделанных в 1970-80-х годах. Помните, как во времена дефицита хозяйки закупали целыми рулонами ситцы и прочие ткани. Иногда же отрезы «приходят» неожиданно. — Одна женщина купила дом в Семёновском районе, в котором стояли сундуки с рулонами 30-х годов. — вспоминает Елена Тихомирова. — Оказывается, это сложившийся бизнес. Люди покупают старые дома и сначала распродают сундуки, прялки, сарафаны, ткани, ткацкие станки. А потом продают и сам дом. Так вот, у нас есть несколько сарафанов из этой ткани. Однажды вообще повезло: искали на интернет-площадках старинную гармошку, а нашли три золотошвейных убора.
Едем за сотни километров
Сшить костюм — необходимое, но не единственное условие занятий в ансамбле «Синий Лён». В ансамбле обычно занимаются 8-10 человек. Это люди, которые готовы изучать историческое наследие, ездить в экспедиции, потом расшифровывать собранный материал, одновременно работать с голосом, учить все эти песни, осваивать хореографию. Экспедиции в деревни играют очень важную роль. Там — первоисточник, там — народные исполнители, основные учителя. Местные жители старую традицию не перенимают. Это делают городские музыканты, которые видят ценность подлинного фольклора и готовы ездить за сотни, а то и за тысячи километров, чтобы это собирать и потом исполнять в подлинном виде. В экспедициях молодёжь может просто послушать, как люди в деревне говорят: какими специфичными оборотами и поговорками наполнена их речь, какие частушки они поют. Для городского человека — другая лексика, диалект, интонация, содержание. — Изначально фольклор — это способ общения с природой, с которой надо договариваться. А также его база — семья и общение внутри общины, все эти наши колядки, похороны Стромы и другие обряды, вся музыка, которую использовали в застольях и просто для общения с семьёй, — перечисляет Елена Тихомирова. — Но жизнь меняется. И фольклор наиболее хорошо сохраняется там, где земледельческая культура ещё востребована. Если она вытеснена производством, технологиями — фольклор уходит. Что мы можем найти в сохранённом фольклоре сегодня? По мнению Елены Владимировны, фольклор — он про человека и человечность, про взаимоотношения взрослых и детей, жены и мужа, стариков и младшего поколения. Это про иерархию, отношения между человеком и природой. Это вечные вопросы, и сегодня они довольно остро стоят и для городского, и для сельского жителя. И для человека современного они, может быть, стоят более остро, чем для человека прошлого. Ещё фольклор — это способ выживания нации в данных климатических, социальных и так далее, политических даже условиях — весь набор необходимых знаний: как одеваться, как зарабатывать, как уживаться с людьми и с собой. В чём смысл жизни — это тоже фольклор. — Мне бы хотелось, чтобы старая деревенская музыка, которая всегда жила рядом с классическим русским искусством, известным на весь мир, и во многом являлась его питательной средой, нашла достойное место в пространстве мегаполиса, — говорит Елена Тихомирова. — Пусть и в несколько изменённом виде. Чтобы барыню играли и плясали во дворах и подъездах. Чтобы эта музыка, народный костюм и обычаи вернулись в семью, в быт, в праздник. Чтобы эта музыка жила.
Светлана КУКИНА. Фото Александра БУРОГО из архива Елены ТИХОМИРОВОЙ