КТО У КОГО В ЗАЛОЖНИКАХ

Корпоративный спор продолжается уже год

— Помогите нам, пожалуйста, — Татьяна Сиянова с надеждой смотрит на приехавших журналистов. — В СПК «Оборона страны» проработала не один десяток лет, родители тут же трудились, родственники, и всегда с уверенностью смотрели в будущее. Теперь оно под угрозой, велика вероятность, что сельхозпредприятие ликвидируют. Переживаю не за себя, за дочь. Маша вместе со мной на ферме работает. А если хозяйства не будет, куда ей податься? Молодая совсем и детей трое.

Городок в наследство

Село Бортсурманы Пильнинского округа, что называется, с историей. В области оно одно из самых возрастных, согласно архивным хроникам появилось ещё в XVI веке. Местные жители по большей части занимались земледелием, а в 1930-м в селе образовался колхоз «Оборона страны». Начинался он как небольшое хозяйство, в которое вошли 30 крестьян с земельными наделами. После Великой Отечественной под одной вывеской объединились пять колхозов — те, что действовали в соседних деревнях, примкнули к бортсурманскому. В исторической летописи «Обороны страны» значится несколько периодов расцвета. Один из них связан с именем Петра Чернова, возглавлявшего хозяйство с 1960 года по 1972-й. Пётр Максимович оставил после себя богатое наследство — у работников появился свой городок, где люди получили благоустроенное современное жильё, при участии колхоза построили дом культуры, школу, детский сад, швейный цех, кирпичный завод. Укрепил председатель и производственную базу, в «Обороне страны» возвели механизированный ток, фермы. В память о Петре Чернове на конторе хозяйства, которую, к слову, строили с его подачи, установлена мемориальная доска. В 1972-м Петра Максимовича на посту руководителя сменил Валерий Филимонов. Колхоз достался ему не в лучшем виде, производственные показатели падали. Новый председатель не только сумел их подтянуть, при Валерии Васильевиче хозяйство вышло в лидеры области. Накопленного запаса прочности хватило, чтобы пережить переломные 1990-е и двигаться вперёд.

Общим решением

Именно при Филимонове колхоз «Оборона страны» стал сельскохозяйственным производственным кооперативом — СПК. От перемены мест слагаемых сумма, что называется, не изменилась. Предприятие как было, так и осталось коллективным. Если раньше в его состав входили крестьяне с земельными наделами, то теперь — пайщики с имуществом, общим числом около 50. Они, как и прежде, выбирают председателя, заслушивают отчёт о его деятельности. Кстати, именно из-за разногласий с колхозниками Пётр Чернов уступил место Валерию Филимонову. А в 2015-м народ взбунтовался уже против Валерия Васильевича. К тому времени он руководил хозяйством без малого 30 лет. Предприятие, ещё числившееся в передовиках, стало сдавать позиции: склады не ремонтировались, технику покупали не новую, а подержанную, дела покатились под гору. Люди решили: пора что-то менять, и на общем собрании выбрали другого руководителя. Прежний с таким развитием событий не согласился. Обратился в суд и до разрешения разногласий оставался единственным, кто имел право подписи со всеми вытекающими последствиями. — Непростое тогда было время, — вспоминает Ольга Чернова, в ту пору возглавлявшая наблюдательный совет СПК. — Но Валерий Васильевич от людей не прятался, не бежал от неудобных вопросов и работать не мешал, на все хозяйственные нужны выдавал средства. Считаю, что «Оборона страны» до сих пор занимает более-менее устойчивое положение благодаря ему и той основе, которую он заложил.

Вышел из доверия

Нынче хозяйство вновь переживает смутные времена. Ситуация напоминает 2015 год, только зашла она гораздо дальше. Валерия Филимонова на посту председателя сменила Марина Кузнецова, работавшая бухгалтером. Спустя год пайщики выбрали нового руководителя — Александра Галкина, выполнявшего в «Обороне страны» обязанности главного инженера. В декабре 2016-го люди оказали ему доверие. А спустя шесть лет Александр Валентинович из этого доверия вышел. — Вопросы по работе председателя возникали и прежде, — рассказывает Ольга Чернова. — Последней каплей стала затеянная летом 2022-го стройка. Александр Валентинович решил вложить в реконструкцию животноводческих дворов, как значится по документам, около 30 миллионов рублей. Хотя можно было обойтись меньшей суммой — подлатать крышу, сменить полы. До того, как начать стройку, председатель не единожды указывал на сложное финансовое положение хозяйства. И работы, по его словам, велись в долг. Зачем такие сложности? Зачем вкладывать большие деньги в ремонт помещений, когда не хватает средств на оплату первоочередных расходов? И как вообще тратятся заработанные пайщиками финансы? Вопросы возникли на фоне понижения зарплат, сокращения пашни, сорванных производственных планов, упавших из-за скудного рациона коров надоев. Острые моменты люди пытались обсудить с председателем, но тот лишь отмахнулся. Пайщики подготовили письменное обращение с требованием провести полный аудит деятельности хозяйства и передали его Александру Галкину. Реакция та же. Тогда наблюдательный совет принял решение о приостановлении полномочий Александра Валентиновича и назначил дату внеочередного общего собрания. 22 декабря 80 процентов пайщиков, присутствовавших на нём, выбрали председателем Ольгу Чернову. Процедура проходила в строгом соответствии с требованием закона.

По личному усмотрению

Выше уже говорили о том, что «Оборона страны» — хозяйство коллективное, а значит, все его представители, внёсшие в общий котёл имущественные доли, являются совладельцами. По сути, они работают на себя и имеют полное право принимать участие в управлении сельхозпредприятием, что подтверждено законом о кооперации и уставом «Обороны страны». В последнем, в частности, прописано: пайщики самостоятельно избирают состав правления, наблюдательного совета, ревизионной комиссии и председателя. Его кооператоры могут как назначить, так и снять с должности. Что, в общем-то, и произошло в случае с Александром Галкиным. Согласно закону, события должны были развиваться следующим образом: прежний председатель уходит, новый заступает на должность и под контролем пайщиков работает на благо «Обороны страны». Но на деле выходит совсем по-другому. Александр Галкин подал иск в арбитражный суд с просьбой признать решение общего собрания нелегитимным и наложить обеспечительные меры. Обращение было удовлетворено. С тех пор в жизни СПК «Оборона страны» и его тружеников наступили чёрные времена. Немного юридического ликбеза. Обеспечительные меры накладываются судом в том числе в целях сохранения спорного имущества. В результате принятого решения избранный председатель Ольга Чернова не может зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве руководителя, у неё нет права подписи, хотя управленческие решения принимает именно она. Председатель же, наделённый юридическими полномочиями, вот уже год как не работает. При этом именно за ним сохранено право подписи, только он распоряжается средствами, поступающими на счёт хозяйства. Ситуация парадоксальная. К примеру, Татьяна Сиянова каждый день ходит на ферму, ухаживает за коровами, их в её группе несколько десятков. Молоко, которое надоила, продают, деньги поступают на тот самый счёт. А Александр Галкин принимает решение: платить ли ей зарплату и если платить, то какую. — Выдают минималку, — рассказывает Ольга Чернова. — За вычетом налогов получается около 14 тысяч рублей. А средняя зарплата в хозяйстве больше 30 тысяч. Оставшуюся часть выбиваем через прокуратуру. В результате каждый месяц предприятие тратит 1 миллион рублей на исполнительный сбор судебным приставам. Заканчивается декабрь, а ещё не все получили зарплату за сентябрь. У людей дети, нужно гасить кредиты, счета за коммунальные услуги. — Александр Валентинович единолично принимает решение: на что выдать средства, заработанные сотрудниками СПК, а какие их просьбы проигнорировать, — продолжает тему Елена Шальнова, бухгалтер. — Пожалуй, единственная статья расходов, по которой ограничения не накладываются, это покупка ГСМ. Запчасти к технике оплачиваются выборочно, за ветпрепараты задолжали 1,6 миллиона рублей. Средства взыскали по суду. Спасибо за то, что столько времени давали ветлекарства в долг. Кормовые добавки коровам купить не можем. Даже за мешок соли, он стоит всего 8 тысяч рублей, не в силах заплатить. А она бурёнкам очень нужна.

Без поддержки

Ситуация в СПК «Оборона страны» с юридической точки зрения оценивается как корпоративный спор. По одну сторону прежние председатель и его заместитель — Александр и Сергей Галкины, родные братья. По другую — вновь выбранный руководитель Ольга Чернова и больше сотни работающих. «Оборона страны» — единственное в Бортсурманах предприятие, где такое количество людей имеет возможность трудоустроиться. Год назад коллектив хозяйства был более многочисленным, но сложившаяся ситуация вынудила часть сотрудников уволиться. СПК катится в пропасть. Его уже исключили из реестра сельхозпроизводителей, а значит, оно утратило право на государственные субсидии и дотации. Задолженность по налогам превышает 14 миллионов рублей. Отчёт о деятельности хозяйство сдать не может. Во-первых, не работает ни одна бухгалтерская программа — последствия наложенных обеспечительных мер. Во-вторых, даже если документ составить по старинке, нужна подпись председателя. Её правом, согласно тому же решению суда, обладает лишь Александр Ганкин. А он свою визу ставить наотрез отказывается. — Больше сотни работников, их семьи, имущество оказались в заложниках у одного-единственного человека, — говорит Алексей Павлов, механик. — Люди отчаялись: столько времени находимся на распутье. Не понимаем, почему суд встал на сторону Галкина. Самое обидное, что нас даже не хотят выслушать. Инициативная группа хозяйства ездила на заседание суда, нас даже в зал не пустили. Конечно, люди устали, но выход только один: бороться. И они делают это единственным знакомым им способом: работают на совесть. К зиме в полном объёме запасли кормов, у бурёнок вдоволь сена, сенажа, силоса, фуражного зерна. Производство молока не только не уронили — нарастили, в сутки получают по 11 тонн вместо 9. Прежде сырьё сдавали на Павловский молокозавод, но из-за неровных финансовых отношений он отказался работать с «Обороной страны». Нашли нового покупателя, теперь молоко поставляют в Чувашию. Провели озимый сев на 800 гектарах, это в два раза больше, чем годом раньше. Сейчас бы готовиться к посевной, закупать запчасти, удобрения, но… — Планов у нас много, — говорит Ольга Александровна. — Хотим провести модернизацию животноводческого комплекса безпризязного содержания, закупить племенных коров, подремонтировать склады, расплатиться за технику, она в лизинге. Всё зависит от решения суда. Следующее заседание назначено на 17 января, надеемся, что тогда вопрос о снятии обеспечительных мер решится в нашу пользу.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Кристины СОЛНЦЕВОЙ.

Пильнинский округ.