Posted in Музей
13.12.2023

ШАРМАНКА УХОДИТ В РЕЙС

Она востребована и сегодня

 Станция Шахунья, серьёзный железнодорожный комплекс, расположена между двумя областными центрами — Нижним Новгородом и Кировом. Богатую историю о замечательных людях и их трудовых достижениях бережно хранит железнодорожный музей, созданный энтузиастами.

В шинели с блестящими пуговицами

Думаю, каждый из нас, родившихся в прошлом веке, хорошо помнит, как на крупных станциях вдоль всего пассажирского состава шёл человек в железнодорожной форме, постукивая молоточком по колёсам вагонов. Зачем? На слух определял, всё ли в порядке с колёсами, нет ли трещин и сколов. Ушли в прошлое те времена, и современные технологии вытеснили ручной труд, где только возможно. Теперь целостность колеса определяется специальным аппаратом. — Жаль, молоточек не сохранился, — сокрушается хранитель Шахунского железнодорожного музея Людмила Тобольцева, — и взять его негде. А ведь это сама история. Стараемся сберечь её, но сожалеем, что немного припозднились с созданием музея. Надо было начинать работу гораздо раньше. Взгляд падает на небольшой старенький ящичек с ручкой, Людмила тут же поясняет: — Это — шарманка. Так в народе называли деревянный чемоданчик, с которым машинисты локомотивов и их помощники отправлялись в рейсы. Идут железнодорожники в чёрной форме с металлическими пуговицами на шинелях, на головах — фуражки с кокардами, в руках — шарманки… Стало быть, в рейс отправляются. Ребятишки в городе, завидев их, бросали все игры и замирали, с уважением и завистью вглядываясь в лица. Приехав из Латвии, Людмила Леонидовна устроилась мастером по строительству в вагонное депо и, став впоследствии освобождённым председателем профкома, в общей сложности 15 лет своей трудовой деятельности посвятила предприятию. В 2011 году один из самых крупных объектов станции Шахунья, да и самого города, был закрыт, и несколько сотен людей остались без работы. Ветераны и сейчас с болью в голосе рассуждают, каким ударом стало для всех известие о прекращении деятельности. Пытались отстоять своё любимое вагонное депо — не получилось, все усилия были тщетны. К тому времени энтузиасты-железнодорожники уже открыли музей, и он стал для многих своеобразной отдушиной: местом проведения досуга и встреч с единомышленниками.

Сохраним то, чем дорожим

Железнодорожный музей станции Шахунья в прошлом году праздновал своё 20-летие. Его открытие 27 сентября 2002 года было приурочено к важному событию — в тот день запустили скоростной электропоезд Нижний Новгород — Киров. По такому случаю станцию посетило руководство ГЖД. Большой и яркий праздник стал событием для жителей всего города. На то время немногочисленные стенды и экспонаты размещались в комнате второго этажа вокзала. Шахунцы и гости города с удовольствием посещали небольшую комнату-музей, а железнодорожники постоянно пополняли его новыми вещами, рассказами и фотографиями. Евгений Дмитриев, ставший первым хранителем музея, тут же возобновил неоконченное дело по установке памятника-паровоза вблизи привокзальной площади. Из Балезино паровоз приехал своим ходом, и от вокзала до места установки проложили временные железнодорожные пути. Так город приобрёл ещё одну достопримечательность в знак того, что он — город железнодорожников. И если сегодня спросить местных жителей, что является символом Шахуньи, пожалуй, абсолютное большинство прежде всего назовёт паровоз. Помещение, отведённое под музей, скоро оказалось востребованным для других нужд, и весь хранившийся там исторический материал отправили на хранение в подвал. Как выяснится позже, не все ценности сохранились в связи с переездом. Инициативная группа стала настаивать на выделении другого помещения, и вскоре под Музей истории железнодорожного узла Шахунья отдали первый этаж ранее действующего ПТО — пункта технического осмотра вагонов. Два больших зала общей площадью 120 квадратных метров, где ранее размещалась столовая, позволили оформить комнаты трудовой и боевой славы, избу старого железнодорожника — для этого дополнительно выделили комнату в 36 квадратных метров на втором этаже. — Идея показать быт людей, проживавших на станции Шахунья и работавших на предприятиях ГЖД более полувека тому назад, возникла спонтанно. Переехав в более просторное помещение, мы столкнулись с тем, что посетители стали приносить кухонную утварь, вышивки, тканые и строченые вещи, настенные часы и многое другое, вышедшее из обихода. Мы просто не знали, куда всё разместить. Так и появилась комната старого железнодорожника, — поясняет Людмила. — Все идеи по оформлению и расположению экспонатов принадлежат вам самим? Какую-то помощь руководство оказывает? — спрашиваем. — Мы благодарны руководителям шахунских и нижегородских организаций за то, что нам ни в чём не отказывают, если обращаемся. В то же время понимаем, что наш музей создан и работает на общественных началах, поэтому стараемся в большинстве случаев справляться самостоятельно. Главное для нас — сохранить память о том, какой была станция в первые годы её образования, как менялась, какой стала сейчас. Считаем, что у Шахуньи богатая история. Станцию между двумя крупными городами — Горьким и Кировом — называют узловой, поскольку здесь железнодорожники выполняют множество функций. Знакомим с историей молодёжь и верим, что они сохранят то, чем так дорожим. Музей для нас, помимо всего прочего, — место встречи людей. Взять то же вагонное депо: Совет ветеранов насчитывает почти 130 человек, и большинство из них часто приходят сюда. Каждый чувствует, что он здесь хозяин, он — дома. Мы гордимся тем, что мы — железнодорожники. Верим, что сбережём историю, и последующие поколения будут так же, как мы, ценить и беречь её.

С таким не поспоришь

Председатели Совета ветеранов всех железнодорожных организаций, а раньше их было более 30, помогают музею в каждодневной работе. Здесь всё строится на голом энтузиазме: сами комплектуют фонды, сами оформляют стенды и альбомы, сами проводят экскурсии и организуют мероприятия. Участвуют в благотворительности — тоже сами. Многим, очень многим благодарны сегодняшние организаторы за то, что оказали и оказывают огромную помощь. Нет сегодня в живых Евгения Дмитриева, Владимира Золотарева, Нины Кононовой, но они, и не только, оставили добрый след и многое сделали для железной дороги и для музея. Болеют душой и всегда рады помочь Агрипина Хабарова, Евгения Баруткина, Галина Федотова… Много, очень много таких — всех не перечислить. Спасибо огромное — каждому. Символическая заработная плата в пару тысяч рублей председателю Совета ветеранов узла станции Шахунья и одновременно хранителю музея Людмиле Тобольцевой тратится ею на организацию мероприятий. — Стараюсь как-то отметить тех, кто вносит особый вклад в наше развитие, — признаётся она. — Вроде бы такая малость — поздравить человека с днём рождения, но иногда это так радует. Ветеранам очень важно слышать добрые слова в свой адрес и знать, что они не забыты. А кто о них вспомнит, если не мы сами? О нас, железнодорожниках, иногда говорят, что отличаемся сплочённостью и коллективизмом. С этим не поспоришь: так было и раньше, и сейчас, и надеемся, что впредь тоже будем единой командой. Сегодня наш музей, возможно, важен прежде всего ветеранам. Но каждый человек с возрастом начинает осознавать, какую большую роль играют для него воспоминания. Придёт к этому и молодое поколение. Кстати, школьники — наши частые гости. Они с интересом слушают рассказы о людях и событиях. Кто-то из них, возможно, через несколько лет тоже наденет форму с блестящими пуговицами и будет бережно хранить то, что оставим в наследство. И будет гордиться.

Татьяна ПОСАЖЕННИКОВА.

Фото из архива Людмилы Тобольцевой.

Шахунский округ.