13.12.2023

ЗАВЯЗАТЬ В ПОРТОВЫЙ УЗЕЛ

В регионе планируют увеличить объёмы водных грузоперевозок

Проект создания в области портовой особой экономической зоны теперь не просто на бумаге. У территории, резиденты которой смогут работать на льготных условиях, появился конкретный адрес. На прошлой неделе совет по земельным и имущественным отношениям при правительстве региона согласовал выделение участка в районе затона реки Волги на Бору. Его площадь — около 28 гектаров. Там уже работает ряд предприятий, в том числе судостроительное. Организация современного порта откроет перед ними большие возможности.

 Нижегородская область — регион речной. До недавнего времени водные транспортные артерии использовались по минимуму. Сейчас нагрузка на них возрастает. Формируется флот судов на подводных крыльях, открываются регулярные рейсы, в том числе в соседние регионы. Как результат, пассажирские перевозки довольно активно развиваются. Грузовые — пока отстают. И эта тенденция прослеживается не только в регионе, в целом по стране. По данным Минтранспорта РФ, водные пути в России задействованы лишь на 10 процентов. В прошлом году объём внутренних речных грузоперевозок вырос почти на 27 процентов, внешних — напротив, снизился. Что касается Нижегородской области, на пути развития водного транспортного узла стоит проблема обмеления Волги. Однако она уже решается. В районе Городца ведётся реконструкция шлюзов, в следующем году её планируют завершить. Вторая проблема, мешающая транспортировке грузов по воде, — недостаточное число портовых сооружений. Снять напряжение в вопросе намерены за счёт организации особой экономической зоны. Изначально планировалось, что она объединит три точки: Дзержинск, Кстово, Бор. Ещё в начале года именно в таком виде Корпорация развития области представляла проект. В итоге решили сосредоточиться на одной территории. Почему именно Бор? В том районе проходит железнодорожная ветка, проложены грунтовки, их можно превратить в транспортные пути с твёрдым покрытием. На территории работает ряд предприятий, заинтересованных в развитии речных грузоперевозок. Они готовы присоединиться к проекту хоть сейчас. Кроме того, на площадке уже есть определённая портовая инфраструктура. Речь о причальных стенках. Они находятся в федеральной собственности. Правительство региона обратилось в Росимущество с просьбой передать их в областное ведение. В случае положительного решения, заявку на присвоение территории статуса портовой экономической зоны направят на рассмотрение в федеральный кабинет министров. Она уже готовится и в первом квартале будущего года работу планируют завершить. Чтобы пакет документов приняли, регион должен подкрепить их наличием портовой инфраструктуры. Проект находится на реализации у Корпорации развития. Его идейным вдохновителем является губернатор Глеб Никитин. Согласно проведённому анализу, создание портовой зоны принесёт региону положительный экономический эффект. Рост внутреннего регионального продукта с её запуском оценивается в 1 процент, или в 1,3 миллиарда рублей. По прогнозам, работу там смогут найти около 700 человек. Но прежде чем получать дивиденды, требуется сделать определённые вложения. Общий объём инвестиций оценивается в 16 миллиардов рублей. Предполагается участие частных компаний в создании портовой зоны. Сумма вложений с их стороны должна составить около 7 миллиардов рублей. Остальное возьмёт на себя государство. Возможно, региону удастся привлечь федеральные инфраструктурные кредиты. — Формируем земельный банк для создания портовой особой экономической зоны, — рассказал генеральный директор Корпорации развития области Игорь Ищенко. Планируем построить цеха, склады, объекты транспортной и портовой инфраструктуры. По мнению Игоря Ищенко, создание льготной площадки в затоне Волги откроет большие возможности для организации новых производств. По оценкам экспертов, интерес к территории проявят судостроительные, металлообрабатывающие предприятия, логистические компании, заводы, выпускающие контейнеры. Резидентов ждут привлекательные условия. В первые десять лет ставка по налогу на прибыль составит 2 процента, на добавленную стоимость — 0. Не будут взимать и таможенные пошлины. Создание портовой зоны на руку и сельскохозяйственным предприятиям. На территории планируют построить элеватор и зерновой терминал. По реке намерены поставлять на экспорт растениеводческую продукцию. По мнению депутатов Законодательного Собрания, реализация проекта по организации портовой зоны поможет крестьянам найти серьёзных покупателей на зерно и продавать его по достойной цене. Два года больших урожаев перенасытили рынок продукцией и снизили её стоимость. Глеб Никитин в августе представил проект портовой зоны министру экономического развития РФ Максиму Решетникову. А в октябре с планами по созданию особой территории на Бору глава региона познакомил первого заместителя председателя правительства РФ Андрея Белоусова. Она будет представлять собой мультимодальный транспортно-логистический узел, в который завяжутся пути водные и сухопутные. По прогнозам, с запуском портовой зоны, запланированным на 2030-й, объёмы речных перевозок вырастут до 4 миллионов тонн в год. По словам заместителя губернатора Андрея Саносяна, потенциальные резиденты уже проявляют интерес к будущей льготной площадке. К примеру, судостроительное предприятие, работающее на Бору, готово вкладывать средства в модернизацию. При получении положительного заключения со стороны федерального правительства, область станет третьим регионом с портовой экономической зоной.

Юлия БОРИСОВА.

Фото Кирилла МАРТЫНОВА.