02.11.2023

«БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ — ВОТ МУДРОСТЬ ЖИЗНИ»

Писатель, сказавший это, был очень храбрым и очень мудрым

Идёт к завершению год, посвящённый 155-летию со дня рождения Алексея Максимовича Горького. Мы не можем остаться в стороне: писатель жил в Нижнем Новгороде, познавал свои «университеты», работал, дружил, бывал в Арзамасе. Областной центр и регион носили его имя. Что значит творчество, деятельность Горького для нас, насколько его знают и признают в мире — в поисках ответов на эти и другие вопросы нас ждут открытия. Обещаем: они интересны и умудрённым людям, и молодежи. Проект «Максим Горький: открытия» рассчитан не на один год. Пусть он станет мостиком к 160-летию писателя.

Поводом к первой публикации нового проекта стала выставка «Горький. Знакомый и неизвестный», приуроченная к 155-летию со дня рождения писателя и публициста. Она открылась в Санкт-Петербургском доме учёных имени Горького. Зная, что мы задумали проект, посвящённый Алексею Максимовичу, на открытие экспозиции нашу газету пригласила заместитель директора, инициатор и организатор выставки Ирина Хмельницкая.

«Наука — поэзия разума»

Ирина Ивановна — большой почитатель творчества нашего земляка, ценитель его вклада в русскую культуру, русскую историю. А вклад этот, как считают многие знатоки, до сих пор нами недооценён. Вот что сказала на открытии выставки Ирина Хмельницкая: — Политический переворот в России в 1917 году трагически отразился на развитии всей мировой цивилизации. Русскую революцию многие не приняли и уехали, многие приняли и пытались всё перевернуть и сделать личную карьеру. Алексей Максимович Горький, который увидел вдруг весь ужас произошедшего, с неимоверными трудностями спасал русский мир и русскую культуру. Мы идём по залам Дома учёных — Владимирского дворца: со стен в шикарных царских интерьерах на нас смотрит такое узнаваемое лицо. Два портрета писателя крайне редко выставляются, и их практически не вывозили за пределы этого здания. А портреты хороши — в них весь Горький. Один — кисти петербургского художника А. Эберлинга, 1937 год. Автор другого — Г. Герлинг, 1936 год. А вот репродукция 1913 года портрета Горького художницы Валентины Ходасевич. Она из круга друзей писателя, бывала у него в гостях в Сорренто. У неё есть прекрасные воспоминания о тех днях. Почитайте, многое узнаете и получите большое удовольствие от яркой прозы. Дальше в витринах — уникальные письменные и документальные источники, книги из архива Дома ученых, фотоматериалы, предоставленные нашим, нижегородским, Государственным музеем М. Горького, документальные источники искусствоведа, коллекционера, петербуржца Юрия Иваненко. Вы с ним ещё познакомитесь: Юрий Михайлович дал большое интервью нашей газете. Мы идем по выставке вместе с петербургскими искусствоведами, литераторами, историками, представителями Смольного — мэрии Санкт-Петербурга. Видим редкие экслибрисы, прижизненные издания писателя, плакаты того времени. Рядом со мной человек, лучше которого мало кто знает судьбу Алексея Максимовича, детали его биографии, книги, жизнь его друзей, соратников — известный в нашем регионе горьковед Алла Лебедева. Вместе с Аллой Марковной подходим к отдельному стенду. На нем только один внешне невзрачный экспонат — то ли журнал, то ли книга журнального формата в состарившемся красном переплете с поникшими буквами на обложке: «Ленинградский дом ученых имени М. Горького, секция книги и графики. Афоризмы Максима Горького. Ленинград. 1968 год». Набранное на пишущей машинке издание, похоже, существует в единственном экземпляре. Кто-то — а может быть, это собирал не один человек — читал собрание сочинений Алексея Максимовича и выписывал фразы, ставшие крылатыми. Мы открываем самиздатовский выпуск и читаем: «Том первый. «Старуха Изергиль» — Чтобы жить, надо уметь что-нибудь делать. — Не своротить камня с пути думою. — В жизни всегда есть место подвигу. Том одиннадцатый. «Рождение человека»: — Превосходная должность — быть на земле человеком. — Мудрецы — они же всегда и великие грешники. «Нилушка» — …судьбу палкой не погонишь, судьба наша ленивая, идёт она тихо, а перегнать нельзя. — Бывает и хула над собой выгоднее, полезнее хвалы. «Кладбище» — Каждый из нас стоит своей цены. — Жизнь вся — великое дело незаметно маленьких людей». И так далее. Читаешь и понимаешь, насколько велик, талантлив автор. А вот плакаты с высказываниями Горького. Хочется читать — не оторвёшься: «Наука — поэзия разума. Искусство — поэзия чувств». «Не так больно хоронить людей на кладбище, как это больно, когда хоронишь их жизни в своём сердце». «Счастье стоит недёшево… Оно всегда маленьким кажется, пока его в руках держишь. Выпусти — узнаешь, как велико и дорого». «Любите книгу. Она облегчит вам жизнь. Дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит нас уважать человека и самих себя. Она окрыляет ум и сердце». Жаль, что наше общество читает сегодня меньше, чем раньше. Мы бы нашли в книгах ответы на многие жизненно важные вопросы, подумалось на выставке. Бродишь по ней, экспонатов много, к одному подойдёшь, другой рассмотришь, третьим зачитаешься, и разные мысли в голову приходят. Спасибо, Горький. Спасибо, Санкт-Петербург и руководство Дома учёных за великолепную встречу с мудростью, с другой эпохой.

Тяжёлая дверь в историю

Многих читателей, наверное, заинтересует вопрос, почему Дом учёных в Санкт-Петербурге именуют Владимирским дворцом. В самом сердце города, по адресу Дворцовая набережная, 26 выходит большими окнами на Неву строгое и красивое здание. Говорят, оно похоже на итальянские палаццо. Его во второй половине XIX века начал строить император Александр II для одного из своих сыновей, Великого князя Владимира Александровича, который впоследствии жил здесь до кончины, а семья — до 1917 года. Дворец возведён по проекту профессора архитектуры, ректора Императорской академии художеств Александра Ивановича Резанова. Внешняя воздержанность здания компенсируется роскошью интерьеров. Мрамор, золото, лепнина, изящный поворот лестницы, изысканная мебель, роспись — в этом дворце мало что изменилось за полтора века. Вазы, кресла, лампы служили ещё представителям царской семьи. С усилием тянешь на себя тяжёлую дверь за, наверное, медную большую, витую ручку, открываешь ещё одну, заходишь — и дух захватывает от помпезности, изящества внутреннего убранства, прикосновению к истории. По секрету скажу, что зайти сюда может любой желающий. Здесь проводятся различные встречи, концерты, выставки. Правда, чтобы поучаствовать, надо зарегистрироваться. Бывают и экскурсии. Посмотрела на сайте, на октябрь билетов уже нет. Если будете в Санкт-Петербурге, зайдите во «флорентийское палаццо». Получите удовольствие от созерцания редкой красоты. Почему же сейчас это Дом учёных? В 1917 году здание было передано Союзу международных торговых товариществ. Его Правление имело охранное свидетельство германского Генерального консула. Видимо, поэтому дворец не подвергся революционным погромам и грабежам. В январе 1919 года особняк был передан городскими властями Петроградской комиссии по улучшению быта учёных (ПетроКУБУ). 31 января здесь состоялось торжественное открытие Дома учёных. С приветственным словом выступил А.М. Горький, а первые доклады в клубе учёных прочитали академики С.Ф. Ольденбург и А.Е. Ферсман. Так почему же Горький? И в Доме учёных, а не, к примеру, в Доме литераторов? Эти вопросы задаю Ирине Ивановне Хмельницкой, работающей здесь больше 35 лет, знающей каждую единицу богатого хранения, чуть ли не каждый день работы этого уникального заведения, и в подробностях узнаю о том, что когда-то то ли в старших классах, то ли уже в университете читала вкратце под заголовком: Максим Горький — великий общественный деятель.

«Ну их к чёрту!»

— В 1918 году Горький писал: «Умирает Петроград как город, умирает как центр духовной жизни». А вот выдержка из другой статьи: «Голод в Петрограде начался и растет с грозной силой. Почти ежедневно на улицах подбирают людей, падающих от истощения. Сегодня был у Шаляпина, он удручён: «Цены растут, я трачу в день 5-6 тысяч. Чем я дальше буду жить? Продавать вещи? Но ведь мне за них ничего не дадут. Да и покупателей нету. И какой ужас: видеть своих детей, умирающих с голоду. И он по-актёрски разыграл передо мной эту сцену». Писателя тревожит разруха, поразившая страну, — начинает свой рассказ заместитель директора Дома учёных. — Катастрофическое положение в полной мере ощущали на себе и оставшиеся в Петрограде всемирно известные учёные, среди них академик, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов. В письмах к правительству и Горький, и Павлов стремились привлечь внимание к бедственному положению ученых и всей науки в стране. Горький убежден, что научные знания — это сила, без которой невозможно сохранить страну. Горький обращается в Наркомпрос к Луначарскому, заявляя о «желании всеми силами способствовать сближению научного мира с советской властью». И это возымело действие: в декабре 1919 года Исполком Петросовета принял постановление о создании Петроградской комиссии по улучшению быта ученых — ПЕТРОКУБУ, которая занималась снабжением учёных, организацией заготовки продовольствия, оказанием медицинской помощи, созданием бытовых мастерских. «Защищаю всеми силами русскую науку и русских ученых от большевиков», — писал Горький. Корней Чуковский вспоминал: «Сейчас видел плачущего Горького. — Арестован Ольденбург, — вскричал он, вбегая в комнату издательства. — Я им сделаю скандал, я уйду совсем из большевиков. Ну их к чёрту!». Особенно напряженной была работа по защите ученых от репрессий. В архивах сохранилось большое количество документов и ходатайств по поводу арестов ученых. Иногда Горький лично обращался к Ленину с такими просьбами о защите. К ноябрю 1921 года численность членов петроградского Дома учёных достигла 700 человек. При этом еще 2 тысячи научных работников получали продовольственную и иную помощь. И не только учёные, но и деятели культуры. В 1930 году Дому учёных присвоили имя Алексея Максимовича Горького. Вам было интересно это узнать? Мне тоже. Так что разговор о нашем земляке мы продолжим. Следите за публикациями нового проекта.

Елена БЕЛЯЕВА.

Фото Надежды САМОДЕЛКИНОЙ.