18.10.2023

«НРАВИТСЯ, КОГДА КРАСИВО»

Репортаж под звуки шопеновского вальса

На стене большого зала Починковской школы искусств — нотный стан с нотной строчкой. «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо…» — и так весь припев до конца. При знакомстве с педагогами невольно думаешь, что жизнерадостность этой песни отражается в каждом из них.

Гитара обгоняет

— Фортепиано, аккордеон, баян, гитара, хореография, художественное отделение… — перечисляет школьные направления Лилия Болушева, начальник управления культуры и спорта Починковской администрации. Наш неспешный разговор перетекает из темы в тему, от педагогов, преданных своему делу и живущих школой (а такие здесь есть), до недавно сделанного ремонта. Починковская ДШИ объединяет несколько направлений. Здесь и музыка, и художественное отделение, и хореография. Самый большой набор всегда на классическую гитару. Преподаёт её Николай Николаевич Чижкин. Чтобы поступить к нему, дети выдерживают конкурс. — На художественном отделении дети тоже занимаются разносторонне. Живопись, графика, скульптура, хохлома, лепка, пластилин, — вступает в разговор директор школы искусств Владимир Александрович Калинин. Сам он — «народник», играет на баяне, аккордеоне, владеет почти всеми инструментами, кроме духовых. На художественное отделение приходят многие, кто задумывается о дальнейшем образовании. Модельеры, текстильная промышленность, дизайн — везде нужно уметь рисовать, и профориентация здесь работает в полный рост.

Время, вперёд!

Однако про Починковскую ДШИ иногда говорят и так: «вокальные». Судите сами: три хора, два из них получили звание образцовых. Когда собирается сводный хор, то объединяет порядка 40 человек. Есть и вокальный ансамбль «Тутти» с более эстрадной направленностью. Ученики постоянно выступают на конкурсах разного уровня. — Они у нас все лауреаты, ниже второго места не опускаемся, — перечисляет директор. — А вы посмотрели на стендах, когда входили, сколько у нас отличников? В школе искренне гордятся не только учениками-отличниками, но и выпускниками. Например, Александр Дуденков — киноартист. В его портфолио восемнадцать фильмов, самые известные — «Операция «Неман», «По законам военного времени 6», «Под прикрытием». Наш разговор прерывают звуки шопеновского вальса. За ним — бравурные аккорды знаменитой оркестровой сюиты «Время, вперед!» Свиридова, которую сменяет прелюдия Рахманинова. Что происходит? — Это наши педагоги играют. Проверяют отреставрированный рояль, — объясняет Владимир Александрович. Рояль называется «Эстония». Мастера и педагоги обсуждают, где он будет важнее функционально, в кабинетах или в зале. — Лет на пятьдесят ещё хватит? — Как будете беречь, на столько и хватит. — Главное, что детям на нём будет комфортно играть, — рассуждает преподаватель фортепиано Наталья Круглова. Это она только что играла вальс и прелюдию. — Перебрали весь механизм. Полностью заменены все внутренности. Теперь рояль иначе себя ведёт — он стал более тембральный, более отзывчивый. Это помогает ребёнку лучше чувствовать, что он творит. Наталья Круглова отучилась в Починках в музыкальной школе, окончила Нижегородское музыкальное училище как хоровой дирижёр и вернулась на родную землю педагогом.

Самый яркий самовар

С художественным отделением меня знакомит другой педагог, Ольга Николаевна Храмова, преподаватель изобразительных дисциплин — рисунок, живопись, станковая скульптура, скульптура. Вместе мы ходим от витрины к витрине в фойе, уставленном детскими работами. Глаза разбегаются — здесь и пейзажи, и натюрморты, милые бытовые зарисовки, выполненные в разных техниках. — Наши дети постоянно кудато выходят и выезжают, чтобы заниматься творческой деятельностью. Ездили в Большое Болдино и в Саранск, в музей Степана Эрзя, — говорит педагог. — Нас там даже похвалили, сказали, внимательные слушатели. На пленэры дети ходят, начиная со второго класса. Каждый раз они получают конкретное задание: отобразить фигуры людей, фигуры животных, архитектурные сооружения, пейзажи. Так они рисуют все местные достопримечательности: церкви и часовни, старый конезавод. Неожиданно яркий самовар привлекает россыпью оттенков. Работа с оттенками — тоже задание. Каждый ученик старается показать, как он всё это видит. Хохломская роспись — отдельное направление в починковской ДШИ. А как здесь оказалась целая витрина дымковской игрушки? — Это работы по лепке третьеклассников, — улыбается педагог. — Пластилин, не глина. В группе Починковской ДШИ в соцсетях есть видеоролик одной из выпускниц школы. Анна Парамонова учится здесь более пяти лет. Школу она окончила с отличием, но продолжает учёбу. Столько нужно освоить! Живопись, станковая композиция, хохломская роспись и скульптура — то, что её привлекает. — Я эстет по жизни, — признаётся Анна. — Мне нравится, когда всё красиво. Мне нравится даже самым скучным видам придавать красоту. Каждый день передаю свои эмоции на бумаге и создаю множество работ, которые не похожи на другие. Видеть красоту и отражать её в своём творчестве. Может быть, это самое важное, чему с детства учат в Починковской ДШИ.

Светлана КУКИНА.

Фото автора.

Починковский округ.